Ересь торгующих

Русскую православную церковь обвинили в "распродаже духовных ценностей"

0
159
Время на чтение 6 минут
Вокруг Русской православной церкви разгорается едва ли не самый громкий в ее новейшей истории имущественный скандал. РПЦ обвиняют в том, что она тайно готовит законопроект, который позволит ей полностью контролировать имущество любого прихода, любой общины - ради того, чтобы распродавать его "новым русским". Но на поверку все оказывается не так просто.

Все началось с заявления известного московского адвоката Михаила Воронина, который этот "коварный план" и раскрыл. Как заявил г-н Воронин корреспонденту "РГ", РПЦ "вознамерилась наделить правами юридического лица только епархии", оставив за бортом приходы. Такие идеи якобы содержатся в некой пояснительной записке к "секретному" законопроекту, который может быть принят Госдумой в виде поправки к закону о свободе совести уже этой осенью.

После того как приходы лишат статуса юрлиц, продолжает г-н Воронин, имущество 22 тысяч официально зарегистрированных общин будет передано 90 архиереям. Поскольку, полагает г-н Воронин, "духовные чиновники", работающие в аппарате этих архиереев, мало смыслят в законах, "начнутся значительные злоупотребления - отчуждение имущества, его ненадлежащее использование, сдача в аренду и в коммерческие проекты".

- Создается монстр, на манер минимущества, только в рамках РПЦ. Это - реставрация того, что было при советской власти. После того как в 1918 году у приходов отняли право быть юрлицами, последовало гонение на церковь, уничтожение священников и церковной собственности. Если такие поправки будут приняты, предсказать их социальные и экономические последствия будет трудно, - заключает адвокат.

Но есть одна закавыка. В распоряжении редакции имеется текст законопроекта, о котором толкует г-н Воронин. В этом тексте нет ни слова о том, чтобы отнять у приходов статус юридического лица, и даже сам термин - "юрлицо" - не упоминается. Документ говорит об экспертизе религиозных организаций (чтобы ваххабиты и прочие сектанты не дурили головы молодежи), а также о порядке проведения религиозных шествий.

В Комитете Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций (кстати, показательно, что пишет бумагу отнюдь не Комитет по собственности) нам пояснили, что поправки ограничивают общины в праве выбора "учителя" из-за рубежа, которое предлагают предоставить лишь централизованным религиозным организациям. "Но ни одна община не потеряет статус юридического лица, - заверил нас один из разработчиков документа. От имущественной подоплеки законопроекта в одном из интервью открестился и зампред комитета Александр Чуев.

Сторонников г-на Воронина это, однако, не смущает. Они уверяют, что ни в комитете Госдумы, ни даже в правительстве (чиновники которого также успели публично заявить, что таких поправок не было и не будет) просто не знают о секретной, пятой поправке, которая якобы готовится келейно администрацией президента и верхушкой РПЦ. В определенный момент она должна оперативно всплыть, и ее примут в ускоренном режиме.

Мы решили обратиться к самим потенциальным "лоббистам", то есть к РПЦ. Отец Всеволод Чаплин, самый высокопоставленный ньюсмейкер Русской церкви, в беседе с корреспондентом "РГ", естественно, все отрицает:

- Такая поправка не готовилась и не готовится, - сообщил он нам. - В этом нет смысла, поскольку любой закон коснется не только РПЦ, но и всех других конфессий. В приложении к мусульманам такую конструкцию, как лишение их "приходов" статуса юридического лица, просто невозможно представить.

Однако если в этом мире зажигаются звезды, значит, кто-то платит за электричество. Хозяйственная жизнь РПЦ - тема традиционно закрытая, но, по нашей информации, там сейчас происходят очень интересные процессы. Как пояснил нам пожелавший остаться анонимным высокопоставленный источник в РПЦ, церковные власти решили навести порядок в своем обширном хозяйстве. "Со стороны кажется, что РПЦ - мощная структура, в которой все управляется и управляемо, - поделился он с нами. - На деле в хозяйственном управлении сидели девушки на телефонах, водители, да несколько бухгалтеров. И то, что там происходило, вызывало большие вопросы. Сейчас там появились, выражаясь светским языком, хорошие менеджеры, которые пытаются понять, куда и откуда идут деньги". Косвенно эту информацию подтвердил нам и отец Всеволод Чаплин: "Лично мне думается, что было бы неплохо усилить порядок в управлении имуществом", - сказал он корреспонденту "РГ". В переводе со сверхосторожного языка, на котором выражаются, когда говорят о деньгах, священники, это значит - "порядка не было, но он будет".

Кому это могло не понравиться? На самом деле, массе людей. Отношения прихода и пресловутого "церковного начальства" не отрегулированы. С одной стороны, устав РПЦ позволяет "духовным чиновникам" пусть ограниченно, но контролировать имущество приходов. С другой, де-факто деньги, которые получает приход от конкретного мецената, по большей части в приходе и остаются, поскольку именно приходу, как юридическому лицу, нужно платить налоги, а также за коммунальные услуги.

Непонятно и то, кому принадлежит земля под храмом, цена которой в центре больших городов зашкаливает за сотни тысяч "зеленых". По идее, тому, кто платит за нее налоги, то есть общине. Но сплошь и рядом общины воздерживаются от приватизации земли, поскольку по закону они могут владеть ею на праве пользования "до ликвидации общины", то есть вечно, и налогов не платить, а так - придется. Интересно, что земля в собственности не нужна, кажется, и верхушке РПЦ. Достаточно вспомнить двухгодичной давности историю с "подарком", который пожелал сделать церкви экс-сенатор Иван Стариков: взять и передать в собственность церкви все угодья, которыми она владела до 1917 года. Но Патриарх от "подарка" отказался, мотивируя это тем, что церковь не должна обижать собственников земли, которые за годы советской власти на конфискованных наделах обжились. Понятно, что на самом деле РПЦ не захотела связываться с налогами.

И последний аспект. По стране идет строительный и реставрационный бум. Иные храмы восстанавливаются в основном именно на деньги РПЦ, а не приходов. РПЦ, выступая как инвестор, хотела бы, наверное, контролировать имущество, возрожденное столь дорогой ценой. Как именно - тоже непонятно. Пока исторические храмы "подвисли" - их нельзя приватизировать, поскольку они - памятники культурного наследия, и формально остаются в собственности государства. Но на деле ими управляет тот, кто к храму ближе, - или сама община, или РПЦ напрямую. Идея о приватизации памятников, витающая в воздухе, внесет свои коррективы. Пока просматривается, что в первых рядах возможных приватизаторов исторических храмов - именно общины. Но как же тогда РПЦ, которая на восстановление этих храмов потратилась? Ликвидация общин как юрлиц и в самом деле позволила бы РПЦ получить в управление храм и приватизировать его. То есть "отбить деньги". Но штука в том, что отбить-то, скорее всего, не получится, и в РПЦ, да и в общинах это понимают. Ведь на приватизируемый памятник, скорее всего, навесят такое количество обременений, что выполнять их станет накладно настолько, что проще оставить эту заботу за государством. Во всяком случае, свечей, книг и подношений, которые, например, собирают в храме Святой Софии в Великом Новгороде, едва хватит на физическое латание явных щелей, но никак не на, скажем, обновление фресок. А не делать этого (причем грамотно, что очень дорого) нельзя - то же государство придет и отберет, потому как София - в списке культурного наследия ЮНЕСКО. Так что в реальности РПЦ, скорее всего, будет избегать приватизации так же, как она сейчас избегает налогов.

Итак, РПЦ решила, наконец, как-то разобраться в этом клубке проблем. Но тут всплыли факты, что иные общины занимаются коммерческой деятельностью под "святой крышей". Недаром об этом заговорил и Патриарх, укоривший свою паству в сребролюбии. Автор этих строк, немало посещающий разные монастыри и храмы, может засвидетельствовать, что масштабы явления и в самом деле становятся очевидными. Часто монастыри превращаются в склады, кельи сдаются в аренду фирмам, и, как следует из пассажей речи Патриарха, все это - именно самодеятельность общин.

Их можно понять, поскольку выживать-то надо. Самый лучший приход в сельской глубинке - это максимум 2 тысячи рублей в месяц от жертвователей и редких туристов, ставящих свечки. Чего не хватает даже на зарплату священнику. По нашей информации, РПЦ намерена повести борьбу с коммерциализацией, предложив взамен четкое финансирование священников из центральной кассы. "Не дело, что в США священник РПЦ получает 350 долларов в месяц, - делится своими наблюдениями один из наших собеседников из числа особ, приближенных к "престолу". - Не дело, что в деревнях священники идут на поклон к криминальным авторитетам местного разлива, чтобы прокормить себя и семью".

Итак, "товарищам на местах" предлагают вроде бы неплохую схему: мы с вами поделимся сверхдоходами, которые до этого растворялись непонятно где, а вы завязывайте с самодеятельностью. Но закрытие коммерческих лавочек, вероятно, не может понравиться людям, которые получают от них гораздо больше, чем от будущего "твердого оклада". Повод более чем достаточный, чтобы бросить в адрес РПЦ самые "страшные" обвинения.

Когда первые христиане проклинали торгующих вместе с их деньгами, они рассчитывали на скорый конец света. Он не случился. И пока стоит Церковь, в ней будут и подвижники, и любители наживы. Но зайти в монастырь, как это случилось со мной в прошлые выходные, и быть оттуда изгнанным потому, что, по словам какого-то южанина, мало напоминающего монаха, "мы тут мешки разгружаем", мне бы тоже не хотелось.

http://www.rg.ru/2005/07/07/rpc.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Арсюхин
Зачем возвращают роман «Как закалялась сталь» в школьную программу: Гимн труду или "апофеоз идиотизма"
Перечисляем все "за" и против" возвращения романа «Как закалялась сталь» в школьную программу через 30 с лишним лет
05.07.2024
Против России применили климатическое оружие? Эксперты видят странности в ионосфере Земли
Специалисты ищут причины аномальных погодных катаклизмов
29.11.2023
Церковь вымолила землю
Без реституции
07.10.2004
Платная дорога к храму
Церкви дали землю, но не освободили ее от налогов
29.09.2004
С небес на землю
Храм на Волге арестовали судебные приставы
11.08.2004
Все статьи Евгений Арсюхин
Последние комментарии
Энакен Скайуолкер становится Дартом Вейдером
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.09.2024 06:45
Франциск – это вор и разбойник, по слову Христа
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.09.2024 06:31
Ложка дёгтя от священника Павла Островского
Новый комментарий от Наблюдатель
17.09.2024 04:35
Соловьев, Белоусов, Зеленский и Курск
Новый комментарий от Агафон
16.09.2024 23:51
«Такова историческая плата за любовь к чужим витринам»
Новый комментарий от С. Югов
16.09.2024 19:49
«Распад семьи – это планетарный процесс»
Новый комментарий от Алекс
16.09.2024 19:03