Интервью с автором и разработчиком курса "Основы православной культуры" Аллой Валентиновной Бородиной

Корр.: Алла Валентиновна, снова очень громко зазвучала тема ""Основы православной культуры" в школе". В прошлом году по просьбе подписчиков мы публиковали Вашу программу, над которой Вы работаете около десяти лет, она называлась "История религиозной культуры". В рамках этой программы родилось название (части, раздела) и сам курс "Основы православной культуры". Но недавно один из информационных центров комментировал Ваше интервью, и сообщил о какой-то новой программе и новом курсе, который Вы разрабатываете и который представляет собой разновидность ОПК, но мало чем от него отличается. О чЈм идЈт речь? В интервью, на которое ссылается информационный центр, я ничего такого не увидела, может быть, это была дополнительная информация, которая не была опубликована?

А. В. Бородина: Нет, видимо, это неправильное истолкование либо желание запутать читателей.

Я действительно около десяти лет скрупулЈзно разрабатываю один и тот же историко-культурологический курс по программе "История религиозной культуры", и курс "Основы православной культуры" родился в рамках этой программы в связи с выходом в свет первого учебника с этим названием. Я не только автор, но разработчик. Это значит, что сначала была создана программа, потом она проходила экспертизы и рецензирование, затем была еЈ апробация, создавались учебные и методические пособия, которые также апробировались. В ходе разработки пособий для каждого года обучения, работы с рецензентами, апробирующими учителями, родителями программа уточняется, корректируется. Но это всЈ та же программа, поэтому сама от себя она действительно отличаться не может.

Практика показала, что мы идЈм по правильному пути, именно это содержание необходимо школе, и разрабатываемая нами концепция в школе принимается.

А мастеров запутывать читателей и зрителей много в СМИ. Я столько слышала недобросовестных комментариев и клеветы за эти годы, что даже не обращаю внимание. Один "богослов" (я бы взяла в кавычки, потому что его последние богословские рассуждения весьма сомнительны, а вот профессиональный он, похоже, шоумен и пиарщик) костил меня и мой первый учебник (на 1 год обучения в основной или старшей школе) за то, что он якобы написан на десять лет обучения! Если нет совести, чем тут поможешь?

А недавно, 21 июня на круглом столе одна журналистка как бы "познакомилась" с этим учебником (усердно листала его со своим коллегой), но интересовала еЈ только одна фраза из всего текста, из 288 страниц она нашла лишь одну страницу, где речь идЈт о распятии Христа. А потом в своих ксенофобских публикациях цитировала лживые слова другого клеветника-ксенофоба, который якобы цитирует мою книгу, а на самом деле лжЈт и говорит свои слова, приписывая их моему учебнику. То есть, вместо того чтобы цитировать мою книгу, которая прошла все возможные экспертизы (уже вся Генпрокуратура, наверное, еЈ выучила наизусть!), ксенофобы цитируют друг друга, а клеветнически обвиняют в ксенофобии меня. Зато, с какой нежностью пишут друг о друге! Об одном ксенофобе, сбежавшем за границу от ответственности за ксенофобскую деятельность, говорится, что он "два года безуспешно пытался доказать в суде ксенофобский характер учебника". Простите, если не доказал в суде, то не "безуспешно пытался доказать в суде ксенофобский характер учебника два года", а два года безнаказанно клеветал в суде и требовал исправить учебник и Евангелие!

А потом пытались представить так, будто я немного исправила учебник. Неправда! Я могу работать над текстом, но того, что требует ксенофобская кампания, никогда не будет. Не исправила и не исправлю! Православие - это традиция веры, данной миру Спасителем через его учеников и других очевидцев Искупления и Воскресения. Курс "Основы православной культуры" рассказывает об этой традиции и еЈ воплощении в разных формах важнейшего феномена человеческого бытия - культуре. Ни факты, ни догматы исправлению не подлежат! На то они и основы, чтобы не быть изменЈнными. Даже если все либеральные шоумены-богословы открыто объединятся с ксенофобами, желающими реформировать православие образовательными средствами, и с разработчиками разных других курсов, на первый взгляд близких по названию, и изменят всЈ, на что имеют право, курс, который разрабатываю я, - "Основы православной культуры" - сохранит свою концепцию, верную православной традиции. Основы останутся основами.

Корр.: А Вы не боитесь, что и "Основы православной культуры" могут стать другими? Популярность курса растЈт, Вы же не запретите другим авторам разрабатывать "Основы православной культуры"? Если они будут писать, что это "Основы православной культуры", а концепция будет другая, сразу ведь не разберЈшь, что там написано?

А. В. Бородина: Мы и сейчас с этим сталкиваемся. Если труд неплохой, я стараюсь помочь. Но иной раз авторы просто шокируют, считая, что не нужно работать с детьми, учителями, проверять содержание. Просто пускаются в рассуждение о православном воспитании, этике, семье и называют это учебным пособием по курсу "Основы православной культуры". Иногда люди покупают и везут в регионы всЈ, где написано "Основы православной культуры" или "Православная культура", и сообщают мне, что купили мои книг, а потом удивляются, что это чужая литература: "Ведь там написано "Православная культура". Ничего с этим не поделаешь. Думаю, что со временем учителя, сам народ разберЈтся.

Корр.: А Вы не хотите заменить название своей программы?

А. В. Бородина: Зачем? Все знают, что по этой программе можно изучать и "Основы православной культуры" и немного шире - "Историю религиозной культуры". Кстати, по этой программе могут обучаться дети не только в России, но и во всЈм мире. Она универсальна. И названия все не случайны. Другие меняли мои названия в публикациях, к сожалению, из политических соображений. Пусть это будет на их совести.

Корр.: Да, получилось, безусловно, очень мудро. Получается, если даже введут курс типа "История религий", то всЈ равно можно преподавать по Вашей программе и по Вашим учебникам. Значит, как автору Вам должно быть всЈ равно?

А. В. Бородина: Так и будет. Поэтому противники "Основ православной культуры" сейчас даже растерялись. Всем понятно, что религиоведение не пойдЈт, история религий или мировые религии тоже, должна быть история религиозной культуры. Это всем ясно. Но это и есть мой курс. Тогда они опять получают "Основы православной культуры" в рамках программы "История религиозной культуры", то есть то, против чего борются.

Поэтому формально автору должно быть всЈ равно, но мне не всЈ равно. И российскому народу не всЈ равно. И Православной Церкви не всЈ равно. По-моему, Министерство образования упустило время, когда можно было ввести религиозно-познавательное содержание под названием, например, моей программы. А теперь этот вопрос стал принципиальным для нас всех, потому что речь идЈт о дискриминации православного населения. Поэтому наша гражданская позиция теперь такова, что система образования должна выполнять заказ социума на "Основы православной культуры", нужно уважать мнение народа.

Корр.: А что можно сказать о так называемом альтернативном курсе "История религии" или как-то по-другому его хотят назвать?

А. В. Бородина: О том, чего нет, много не скажешь. Пока попытки создать альтернативу курсу "Основы православной культуры" не увенчались успехом, хотя коллективы и отдельные авторы (например, в Департаменте образования г. Москвы) уже давно составляют программы и пишут учебники. Таких старателей много. Посмотрим, когда что-нибудь будет.

Но, допустим, случится чудо - за хорошие средства коллектив или автор написали программу (вообще-то таких чудес уже тысячи по стране, и даже без всяких вознаграждений). Но чтобы была альтернатива курсу "Основы православной культуры", нужно не только написать программу, но пройти, как я, все необходимые экспертизы, провести экспериментальную работу, внести коррективы, создать учебно-методическую литературу по этой программе, опять провести экспертизы и апробацию в разных условиях светского образования, опять откорректировать. То есть сделать то самое, что делала я десять лет. А до этого - никакой альтернативы быть не может: что это за альтернатива, составленная в кабинете? Это не альтернатива. Но даже если за десять лет это тоже будет выполнено, главное ведь в другом - нужно получить хорошие результаты, доверие и одобрение в обществе. Нужно получить этот самый социальный заказ. А сейчас он только на "Основы православной культуры".

Корр.: Вы предполагали, что так трудно будет с этим содержанием, поэтому так назвали программу и потом ни разу не изменили название? После первого, не зарегистрированного в Минюсте, письма Министра все наперегонки кинулись делать программы и книжки по православной культуре, а потом начались сражения именно с Вами, с Вашим названием, с Вашим содержанием. Ведь вскоре после Вашего учебника пошли пособия других авторов. Немного другие названия, другие подходы, но с ними никто не боролся. Стали предлагать другие названия. Но Вы не меняли ни название программы, ни название учебников, ни содержание. Почему? Расскажите, как получилось, что это было найдено десять лет назад?

А. В. Бородина: Тогда рассматривалось, в основном, два варианта образования в данной области: 1) религиоведение и 2) Закон Божий. Но я создавала программу для светских школ, поэтому прежде всего изучала нормативно-правовую базу по этому вопросу. Сделала программу, как принято было тогда говорить, религиоведческого курса, но сразу выделилось содержание для школьного образования: это было не религиоведение, это была культура. Религиоведческие курсы уже были распространены в школе, но с другими названиями. Я взяла то, чего ещЈ не было, то, что отражало моЈ видение историко-культурологического стержня внутри гуманитарного блока школьных дисциплин. Сама специфика школьного образования не допускает религиоведения. Религиоведение может иметь место исключительно на профессиональной ступени, то есть в вузе. А в школе возможно только изучение культуры и истории еЈ формирования. Отсюда и название - "История религиозной культуры". Практика подтвердила правильность выбора историко-культурологического принципа отбора содержания религиозно-познавательного курса.

Первый учебник соответствовал одному из разделов и имел название "Основы православной культуры". К этому времени я разработала проект "Религиоведческое образование в светской школе" и проводила работу в школах. Получилось, что практика подтвердила значимость именно "Основ православной культуры" и принятие обществом именно этой историко-культурологической концепции. Люди шли на митинги, писали открытые письма Президенту с требованием ввести этот курс. Хотя под курсом они имели в виду один учебник. Потом я написала отчЈт о выполнении проекта, с большим опозданием он опубликован в журнале "Образование" N 1 за 2005 год, а также размещЈн у меня на сайте. В отчЈте представлены результаты, сделаны выводы о востребованности в российском обществе именно курса "Основы православной культуры". Кому-то это нравится, кому-то это не нравится, но это так. Нужно быть честными, наука не должна строиться на лжи.

Корр.: И всЈ-таки, Вы уверены, что курс "Основы православной культуры" будет введЈн. Неужели препятствий стало меньше.

А. В. Бородина: Нет, их меньше не стало, но, я уверена, что курс будет рекомендован уже в этом учебном году. Пока это не будет обязательный, но начнЈтся серьЈзная подготовка кадров, просвещение учителей светских школ, родителей. По моим пособиям учиться будет легко. Но препятствия всЈ равно будут, и мы должны научиться их преодолевать. Не только открытые противники курса препятствуют введению курса. Препятствовать введению курса ведь можно по-разному. Бесконечные дискуссии тоже очень мешают. Некоторые до сих пор навязывают обсуждение названия, содержания. Даже переставляют слова. Вместо того чтобы вникнуть один раз серьЈзно и разобраться, продолжают спорить, смущать учителей...

Корр.: Да, простите. К примеру, я слышала: почему основы православной культуры, а не православные основы культуры.

А. В. Бородина: Это совершенно разные понятия. Православные основы культуры вообще, по моему мнению, абсурд. Ведь если речь идЈт не о православной культуре, а вообще о культуре как феномене, то в ней никаких православных основ вообще быть не может, хотя бы по хронологии возникновения этих явлений. И по содержанию тоже. Какие, к примеру, православные основы в культуре Древнего Китая? Древнего Египта?

Много споров, предложений и курсов. Но это другие курсы, я этим не занимаюсь. Времени было много на разработку, кто хотел и мог, уже сделали. Но жизнь продолжается, всЈ ценное, нужное и потом найдЈт применение, и сейчас находит. Говорить нужно делами, а не языком. У курса "Основы православной культуры" есть чЈтко поставленные цели, задачи, очерчено содержание, сохраняется ценностно-знаниевый подход, найдена своя удобная форма.

А кто любит спорить, всЈ равно будут.

Один известный иеромонах, например, десятками, сотнями собирает по России и за рубежом программы и всякие разработки. Это для развития курса "Основы православной культуры" или против его введения? Как бы "движения по теме", даже платные курсы постоянно организовывает. А что преподавать? Несколько лет собирает программы и всем доказывает, что пока вводить курс рано, нужно создать единую программу непременно под его руководством. Но одно дело - иметь своЈ мнение, оспаривать что-то, и совсем другое дело - создать лучшее и вообще хоть что-нибудь создать. Можно на все чужие книжки подставить свою фамилию, но всЈ равно это всего лишь отдельные чужие книжки с разными концепциями, с разными подходами и очень редко вообще имеющие отношение к школьному образованию. Можно издавать сборники чужих программ, наверное, это выгодно. Но это всего лишь сборники программ, кроме составителя и издателя, получающих (или получающего) за чужой труд денежные средства, это может быть приятно авторам, если их фамилии совсем не убрали. Но учителям, детям, родителям, директорам школ такие сборники чужих программ, да ещЈ в таком количестве не нужны. Неужели, кто-то ещЈ думает, что им не чем заняться? Учителю нужен материал, с которым он может выйти в класс и провести хороший урок. РебЈнку нужно пособие. А родителям - образованный и воспитанный ребЈнок.

Пытки подменить содержание, как вправо, так и влево, тоже могут мешать. Сколько можно путать этот курс с Законом Божиим. В воскресных школах и православных гимназиях уже давно преподаются оба эти курса, потому что это разные курсы. Один - вероучительный, другой - культурологический.

Опытные священники, которые организовывали подготовку преподавателей по этому курсу, уже убедились, что преподавать должны учителя литературы, истории, начальных классов, искусства, причЈм учителя, которые были настроены преподавать вероучительный курс, либо перестроились, либо ушли из школы совсем. ВсЈ более утверждается культурологическая концепция. Но и подготовка кадров без участия православного священства тоже невозможна, добросовестные учителя, начиная преподавать, вынуждены обращаться с вопросами к священникам. Опыт есть в России, нужно начинать преподавать курс. Мы обязаны думать о детях.

Подготовила выпускающий редактор Библиотечки журнала "Вестник образования России" Ирина Ретюнских

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Алла Бородина:
Преемственность духовно-нравственного воспитания дошкольного и школьного уровней образования в рамках ФГОС
Выступление на секции «Основы православной культуры как средство воспитания, образования и развития: опыт работы Кубанской митрополии по УМК А.В. Бородиной» XXVII Международных Рождественских чтений «Молодежь: свобода и ответственность» (28.01.2019 г., Храм Христа Спасителя)
03.02.2019
ОПК как средство сохранения нравственных ценностей и формирования культуры взаимодействия Церкви с обществом и СМИ
Выступление в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений
04.02.2018
Инновационный потенциал Основ православной культуры для развития личности будущего семьянина, гражданина и патриота
Доклад на XXV Международных Рождественских образовательных чтениях «1917-2017: УРОКИ СТОЛЕТИЯ»
07.02.2017
«Сделать духовно-нравственное воспитание подлинно евангельским...»
Выступление на семинаре «Интеграция основ православной культуры в предметы гуманитарного цикла как условие формирования духовно-нравственной личности обучающегося» XV Свято-Пафнутьевских образовательных чтений (Обнинск, 26 февраля 2014 года)
06.03.2014
Все статьи автора
"Основы православной культуры"
Злой демон российского образования отправлен в отставку
Сергей Собянин освободил Исаака Калину от должности главы Департамента образования и науки Москвы
23.07.2020
«К сожалению, эта проблема не решена»
Святейший Патриарх Кирилл о необъяснимой попытке изгнать Основы православной культуры из школы
28.01.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Роботы и спасение души
Новый комментарий от Денис
2020-07-27 15:16
Нравственный диссонанс
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-07-27 10:51
«Дальневосточные фантазии» московских экспертов
Новый комментарий от forca
2020-07-27 10:35
От декоммунизации к нацистскому мракобесию и террору
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-07-27 07:12
Не спешите вешать ярлыки
Новый комментарий от Георгий
2020-07-27 06:41