В ходе исследования ВЦИОМ было опрошено более 1500 человек в 153 населенных пунктах. Его результаты демонстрируют отношение россиян к свободе слова и необходимости введения цензуры. Так, 40% респондентов считают, что в отечественных СМИ есть возможность высказывать мнения, неугодные властям. Чуть меньше - 36% - полагают, что ею не всегда можно воспользоваться. А 17% считают, что СМИ полностью находятся под контролем. Довольно симптоматично в этом свете выглядит уверенность сторонников "Единой России" в том, что свобода слова полностью реализуется в средствах массовой информации, - таких 45%. При этом 79% респондентов полагают, что у этой партии есть все возможности высказывать свое мнение на центральном телевидении, больше половины полагают, что подобная возможность есть и у ЛДПР (62%), КПРФ (52%), "Родины" (53%), "Яблока" (49%). В то же время от 23% до 29% участников опроса считают, что, за исключением "Единой России", возможности других партий ограничены.
Впрочем, больший интерес представляет мнение россиян о необходимости цензуры на телевидении. За год этот показатель вырос с 63% до 82%, причем во всех возрастных и доходных группах, сократилось и число противников этой меры - с 29% до 16%. В основном цензура нужна, по мнению респондентов, при показе передач со сценами насилия и секса (такого мнения придерживаются 49% и 57%), а также в рекламе сомнительных товаров и услуг (30%), продукции интимного характера (24%), в показе пропагандирующих криминальный образ жизни фильмов (24%). Естественно, не обошлось и без упоминания скандальных реалити-шоу, которые с легкой руки депутатов Мосгордумы обрели дополнительную известность - в чиновничьих кругах. Словом, цензуру предлагают ввести практически везде, начиная от новостей и заканчивая художественными фильмами.
Социологи не видят в подобной динамике роста цифр ничего удивительного, отмечая, что участники медиарынка и потребители их продукции подразумевают совершенно разные понятия. "Люди вкладывают в понятие цензуры, прежде всего, контроль за моральным, этическим содержанием передач, - прокомментировал RBC daily научный директор исследовательского холдинга ROMIR Monitoring Николай Попов. - Причем прежде всего - на телевидении, которое, по их мнению, должно нести образовательно-воспитательную функцию по отношению к молодому поколению".
Действительно, если рассматривать вопрос в плоскости моральных достоинств продукции отечественного телевещания, подобные меры отчасти оправданны. Другой вопрос - кто будет определять эти самые критерии и какое наказание должны нести нарушители. По мнению г-на Попова, подобной работой должны заниматься психологи, специализирующиеся на вопросах воздействия СМИ на общественное сознание, и социологические службы. "В США долгое время обсуждали этот вопрос, - рассказывает Николай Попов. - В течение 20 лет там выясняли зависимость между увеличением антиобщественного поведения и показом сцен насилия на экране. Их исследователи пришли к выводу, что они влияют на тех, кто предрасположен к совершению асоциальных поступков".
Как известно, российские чиновники довольно долго пытаются провести законопроекты, ограничивающие показ сцен насилия на ТВ. Однако трудности с определениями - то есть называнием белого белым, - а также тот факт, что предлагаемые меры действительно больше походят на цензуру сверху, пока результата не дали. Впрочем, не так давно в Госдуме была подписана Хартия против насилия и жестокости на телевидении. Следующий шаг думцев предлагает решить эту проблему мирным путем. "Людей волнует не проблема цензуры, а влияние СМИ на общественное сознание, - сказал RBC daily депутат Валерий Гальченко. - Есть два метода решения этой проблемы: введение цензуры как таковой - но эта мера, на мой взгляд, не соответствует сегодняшней ситуации, - и самоцензура участников рынка массмедиа. Но сейчас, когда нет единого общественного мнения по многим вопросам, рассчитывать на нее тоже не приходится". Как сообщил г-н Гальченко, на рассмотрение в Госдуму внесен его законопроект, предполагающий введение маркировки для всей видеопродукции, транслирующейся на телевидении. "В этом случае человек будет понимать, какого рода передачу ему предлагают смотреть, и делать это должны сами каналы".
В сущности, эта идея не нова: за рубежом художественным фильмам давно присуждают различные категории, определяющие бюджет фильма, а также возрастные ограничения для зрителей. Словом, то, что в советское время называлось "детям до 16 запрещено". "Введение подобной маркировки вызовет обсуждение в обществе. Думаю, в данном случае необходимо будет подключить Общественную палату, - считает Валерий Гальченко. - Таким образом, будет наработана практика для принятия решений о приостановке лицензии вещателя". При этом, по мнению собеседника RBC daily, никаких дополнительных подзаконных актов, устанавливающих ответственность, которую должны нести нарушители, принимать не надо - все есть в действующем законодательстве. "Нужно просто подтолкнуть участников рынка к самостоятельному решению", - считает он.
Правда, с Общественной палатой пока ситуация неясна. Политологи и социологи считают, что в нынешнем своем состоянии она будет выполнять скорее декоративную функцию, нежели заниматься практической работой. Хотя в ближайшее время полномочия этой организации собираются расширить, и как раз в сфере "обеспечения гражданского контроля за соблюдением в СМИ принципов свободы слова и предоставления объективной информации".
Отдел общества
Анна Попова, 21.06.2005
http://www.rbcdaily.ru/news/society/index.shtml?2005/06/21/203697