itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Струве Петр Бернгардович (1870-1944)

Первая эволюция: от "Манифеста РСДРП" к апологии "черной сотни"

100 лет Союзу Русского Народа 
0
259
Время на чтение 6 минут
Писать "Манифест РСДРП" и с почтением говорить о Маркове 2-м, товарищески кофейничать с Ильичом и быть отцом архимандрита, родиться в немецкой семье и стать русским националистом...

Все эти характеристики органически переплелись в неполных трех четвертях столетия ("...и множае их труд и болезнь..."), отведенных Господом одному удивительному человеку, получившему из уст вчерашних соратников прозвище "ренегата", на какой-то момент сделавшего его "тезоименитым" Карлу Каутскому, с которым, к слову, он также был знаком...

Конечно, Струве! Тот самый Петр Бернгардович, чьи труды уже неоднократно переиздавались в "свободной" России. Помню, как в 1997-м носился с только что вышедшей из-под печатного станка экс-"Политиздата" "Республики" сборника "Patriotica" и радовался тому, что именно Струве смог удивительно точно охарактеризовать мои тогдашние политические убеждения: "Черносотенный социализм"! Но тогда, в 1906-м, когда П.Б. писал одноименную статью, этот термин был для него скорее остроумным нелицеприятным клеймом, носящим саркастически-презрительный оттенок. Прошло менее 20 лет и вот уже в 1925-м Струве пишет иначе:

"...я, нижеподписавшийся, совершенно искренне приях, считаю и открыто признаю и А.Ф. Трепова, и А.Н. Крупенского, и Н.Е. Маркова русскими патриотами, каковым считаю и себя" [1].

Воистину ренегат! Или же нет? Не стоит ли кратко проследить основные вехи мировоззренческого становления автора и вдохновителя эпохального сборника "Вехи"?

Согласно широко известной, но при этом достаточно упрощенной схеме, П.Б. Струве пережил следующую мировоззренческую эволюцию: от неклассического, творчески переосмысленного марксизма и позитивизма к метафизическому идеализму и либеральному консерватизму. И именно эта, по сути верная, схема, а также факты политической биографии мыслителя позволяют всевозможным публицистам вот уже более столетия жонглировать оценками: "ренегат Струве" - "раскаявшийся Струве". На деле же, если скрупулезно рассматривать жизненный путь этой яркой личности, можно отметить сложное, но вполне закономерное становление взглядов, чуждое кардинальных "переоценок ценностей", присущих ряду его современников.

Известно, что интерес к политике возник у юного Струве очень рано. Так, уже в 14-летнем возрасте, в своЈм дневнике он пишет такие строки:

"... Я имею сложившиеся политические убеждения, я последователь Аксакова, Юрия Самарина и всей блестящей фаланги славянофилов. Я - национал-либерал, либерал почвы и либерал земли. Лозунг мой - самодержавие. Но у меня есть еще лозунг: долой бюрократию и да здравствует народное представительство с правом совещания (право решения принадлежит самодержцу)." [2]

И если с течением времени Струве стал последовательным западником, то в остальном он и в 14, и в 74 оставался национал-либералом (пожалуй, не исключая даже периода сотрудничества с социал-демократией). А потому неудивительно, что крупнейший западный исследователь жизни и творчества П.Б. Струве небезызвестный русист-русофоб Ричард Пайпс, назвав первую часть его политической биографии "Левый либерал", вторую поименовал иначе - "Правый либерал". Однако мировоззренческая эволюция Струве все же сложнее, нежели "поправение" левого либерала, а потому на ней стоит остановиться несколько подробнее.

Уже сам факт приятия 14-летним Струве идеи самодержавия говорит о многом. Как известно, в те годы идеалы столичной общественности были далеки от консервативных, а для того, чтобы провозгласить себя монархистом, уже требовалась значительная сила воли (разумеется, здесь не идет речь о казенном бюрократическом монархизме). Правда, уже в 1892 году молодой мыслитель начинает борьбу с тем же самодержавием в рамках литературного (легального) марксизма. В т.н. "манифесте легального марксизма" - статье "Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России" (1894) Струве, тем не менее, отвергает значительную часть философии ортодоксального марксизма, признавая лишь приоритет экономических факторов в общественно-политической жизни и неизбежность последовательного наступления капитализма и социализма. Впрочем, очень скоро Струве осознал важность идеальных факторов в экономической и общественной жизни, тем самым окончательно порвав с марксизмом. [3]

Критика самодержавия молодым Струве, несмотря на свою жесткость и полемичность, отнюдь не носила революционный характер. Известно, что еще в период сотрудничества с социал-демократией в 1894 году, он составил анонимное "Открытое письмо Николаю II", где выступил выразителем взглядов либеральных земцев, что также наглядно демонстрирует ту черту мировоззрения мыслителя, которую П.П. Гайденко метко охарактеризовала фразеологизмом "Под знаком меры" [4]. И именно эта умеренность взглядов опять же позволяет судить о строгой последовательности их трансформации.

Говоря о мировоззренческой эволюции П.Б. Струве, которая, в основном, протекала в русле социальной и политической философии, нельзя не упомянуть (вкратце) о базовых философских воззрениях мыслителя. Существует еще одна распространЈнная схема, согласно которой переход от марксизма к метафизическому идеализму осуществлялся у Струве через неокантианство; также отмечается то, что в "марксистский период" мыслитель сочетал марксизм с критическим позитивизмом. Однако и эта схема во многом грешит односторонностью. Действительно, в своих ранних Струве разделяет неокантианские "положения об ограничении научного познания сферой опыта ("Эмпиризм как научная методология") и о господстве в научном познании принципа причинности". [5] И хотя эти положения, в значительной степени, мыслитель разделял до конца своих дней, отождествлять его философию с неокантианством вряд ли возможно. Еще сложнее подвести воззрения молодого Струве под систему критического позитивизма, чьи идеи он жестко критикует уже в своей статье "К характеристике нашего философского развития", вошедшей в широко известный сборник "Проблемы идеализма" (1902). В этой работе мыслитель утверждает непростое отношение своего "позитивно-критического марксизма" к позитивизму и, более того, отмечает уже произошедшие изменения в его философском становлении. Так, говоря о себе в третьем лице, он указывает на то, что:

"... Струве... открыто перешЈл к метафизике, т.е. отпав от позитивизма, в философском отношении перестал быть и марксистом." [6]

В дальнейшем общефилософские взгляды П.Б. Струве фактически не подвергались значительным трансформациям, что, однако, нельзя сказать о социально-политическом мировоззрении мыслителя. Так, уже в 1901 году вчерашний составитель Манифеста РСДРП публикует статью "В чем истинный национализм?", выступая с позиции убеждЈнного национал-либерала. Справедливости ради стоит отметить, что в рассматриваемый период как либерализм, так и национализм Струве носили ярко выраженный оппозиционный характер, хотя в это время его оппозиционность начинает эволюционировать от непримиримости к конструктивности. Именно первое десятилетие XX века было ознаменовано переходом от социализма к либеральному консерватизму целой плеяды русских философов, наиболее известные из которых стали участниками сборника "Вехи" (1909), активное участие в организации которого принял П.Б. Струве. Стоит также отметить, что годом раньше в "Русской Мысли" вышла его программная статья с претенциозным названием "Великая Россия. Из размышлений о проблеме русского могущества". В ней философ впервые органично совместил западничество, русский национализм и либеральный консерватизм, а также чЈтко обозначил собственное видение геополитических ориентиров Российской Империи.

Нельзя не сказать о том, что вплоть до 1915 года П.Б. Струве входил в состав ЦК Конституционно-демократической партии, являясь самой яркой фигурой еЈ правого крыла. Однако с началом Первой мировой войны мыслитель отошЈл от кадетов и сблизился с октябристами и некоторыми монархистами (в частности, с В.В. Шульгиным). Оставаясь либеральным консерватором, Струве окончательно убеждается в целесообразности для России монархической формы правления. Эта убежденность еще больше окрепла после трагедии 1917 года, разрушившей упования философа на идеал Великой России.

В изгнании П.Б. Струве избежал серьезных мировоззренческих колебаний. Несмотря на активную политическую деятельность, выразившуюся во взаимодействии с широким спектром антибольшевицкой эмиграции, в основном, более правой, чем он сам, взгляды мыслителя не изменились. До конца своих дней Струве оставался, во-первых, искренне верующим православным человеком, во-вторых, метафизическим идеалистом (а в некоторых вопросах и неокантианцем, хотя сам этого и не акцентировал) в философии, и, наконец, западнически настроенным русским националистом и либеральным консерватором в политике. Кроме того, ко всем этим характеристикам стоит добавить прилагательное "умеренным", ибо вся жизнь и творчество выдающегося философа и общественного деятеля прошли "под знаком меры".


[1] Струве П.Б. Дневник политика... с. 62.

[2] РЦХИДНИ, ф. 279, оп. 1, д. 1, лл. 3-4.

[3] См.: Головин Я.В. О философской эволюции П.Б. Струве // Русская философия: многообразие в единстве. - М.,2001. С.53-55.

[4] См.: Гайденко П.П. "Под знаком меры" (либеральный консерватизм П.Б. Струве) // Вопросы философии. 1992. N12

[5] Головин Я.В. Указ.соч. с.55

[6] Струве П.Б. К характеристике нашего философского развития // Его же. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм. - М., 1997. С. 189.


12.04.2005

http://www.pravaya.ru/ludi/450/2907
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Михаил Тюренков
Все статьи Михаил Тюренков
100 лет Союзу Русского Народа
От борьбы с революцией к дворцовому перевороту
К годовщине основания Русского народного союза имени Михаила Архангела
21.11.2013
Казани - улицу А.Т.Соловьёва!
Казанские трезвенники почтили память своего знаменитого предшественника
26.06.2007
Все статьи темы
Последние комментарии
Поможет ли нам «Генерал Мороз»?
Новый комментарий от Vladislav
01.10.2022 12:35
Что будет после референдумов?
Новый комментарий от С. Югов
01.10.2022 10:27
Об отношении Д.И. Менделеева к капитализму
Новый комментарий от Игорь Бондарев
01.10.2022 08:03
Комплексные величины и будущее землян
Новый комментарий от Сант
01.10.2022 07:13
Сколько можно измываться над Русской армией?
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
01.10.2022 03:12