itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Мир после похорон

0
435
Время на чтение 7 минут
Беспрецедентные похороны римского Понтифика, состоявшиеся 8 апреля в Риме, подвели черту под 26-летним понтификатом Иоанна Павла II. Люди, проделывавшие неблизкий путь и менявшие свой рабочий график, для того чтобы проститься с Папой, воспринимали это утрату как личное горе. Это было подобно тому, как армия воспринимает утрату полководца вне зависимости от того, насколько справедлив и безупречен был он в определении военно-стратегических планов. Растерянная Европа, похоже, и сама не ожидала, что уход духовного лидера крупнейшей христианской конфессии в якобы уже "постхристианском" мире превратится в событие поистине планетарного масштаба. Как бы к этому не относиться, нельзя не увидеть в последних событиях наглядной манифестации потребности людей в символической личности, воплотившейся в сознании миллионных масс в образе Папы.

Кому поклонилась сегодня Европа? Польскому ксендзу, неожиданно сделавшему головокружительную духовную карьеру? Философу, поэту, борцу за права человека Каролю Войтыле? Или не утерявшим ещЈ свою силу и свою энергию символам двухтысячелетней духовной власти над миром, камню, на котором двадцать веков назад Христос утвердил Церковь?

Грозящая миру безотцовщина (потеря родовой связи с прошлыми поколениями) - это забвение не только смысла и цели человеческого существования, но и самого вопрошания о нем. Потеря священного - за убыстряющейся суетой, броуновским движением современной цивилизации - не запечатлелось ли всЈ это в том остром чувстве утраты. В многомиллионном трауре, который волной поднял народные массы и переместил их к подножью Собора святого Петра. Вспомним, что не так давно дни молодЈжи во Франции с участием Папы, собрали вопреки всем ожиданиям около миллиона молодых людей.

Болезнь, смерть и погребение Папы Римского стали одним из главных информационных фактов российских СМИ вовсе не вследствие тайного заговора журналистского пула. И не из-за интриг со стороны ватиканской курии. В свободной стране этому оказались бессильны помешать депутат Митрофанов, Государственная дума и даже Президент. Еще со времен Высоцкого, простой советский обыватель помнит про то, что Римский Папа "из наших, из поляков, из славян". В культурно-символическом пространстве современного мира есть свой масштаб и вряд ли ещЈ найдется много фигур, которые могут потягаться с фигурой почившего епископа. Это напоминает нам о том, что реальным источником власти может оказаться не народный плебисцит и не успех той или иной пиар-команды. Власть в еЈ общественном измерении держится на неоспоримых нормах и ценностях, как бы кому-то ни хотелось их оспорить. Неполитическая власть Папы напомнила эту забытую дневным политическим сознанием истину.

Немалую роль, конечно, играла личность самого Кароля Войтылы - многогранная в своих дарованиях. Он не был самым великий поэтом ХХ века, как и не был он его первым философом. Наверное, в истории философии Хайдеггер и Сартр займут более значительное место, а многочисленные этические труды Войтылы пристроятся вслед за Шелером и французскими неотомистами. Но в наш нецерковный век, когда Гитлер призывал прикончить сам институт папства, Папа Войтыла ввЈл философию и поэзию в храм. Он вновь примирил религию и культуру, дал богословское обоснование человеческому творчеству. Православный архимандрит Феодор Бухарев еще в середине позапрошлого века писал о том, что Господь, берущий на себя грехи мира, простит художникам и писателям их интеллектуальные грехи и оправдает тем самым их творческие искания. Вряд ли Папа был ли знаком с творчеством этого мыслителя, окончившего свои дни в Переславле-Залесском в полной нищете вне стен монастыря. Но он знал духовно близких ему деятелей русской религиозной философии, а некоторых из них - Владимира Соловьева, Вячеслава Иванова - даже цитировал в своих энцикликах и трудах.

Автору этих строк довелось дважды переступить порог ватиканских аппартаментов понтифика. Пять лет подряд (1994-1998 годы) по инициативе близкого к Папе швейцарского профессора организовывались встречи Иоанна Павла II с представителями российской гуманитарной интеллигенции. В двух последних таких встречах довелось принять участие и мне. Формат этих встреч был таков, что после протокольных приветствий в папском кабинете, гости приглашались на совместную трапезу в папской столовой, длившуюся около часа. Это давало возможность в достаточно свободной обстановке вести беседу, которая шла по-французски (в зависимости от предпочтений собеседника Папа мог свободно переходить на итальянский и другие европейские языки). Помещение папской столовой было совсем небольшое, поэтому воспоминание от этих обедов и от самой фигуры Понтифика осталось какое-то камерное. Этот образ весьма диссонирует с отрешенной и согбенной фигурой старца, едущего в бронированном "папамобиле" или совершающего богослужение перед многотысячной толпой на стадионе. Впрочем, потом и эти кадры, транслируемые в том числе и из многих столиц бывших союзных республик СССР, позволяли увидеть в нем того богатого внутренней жизнью человека, которым предстал он в тех памятных встречах. Видно было, что, несмотря на телесные немощи и болезни, он собран, немногословен, решителен в своих репликах, внимателен к собеседнику, и как мне показалось, выразительно говорит глазами.

В папской резиденции внимание привлекло обилие модернистских картин. Вспомнилась выставка 20-ти в подвале на Малой Грузинской (как ни странно, почти напротив действующего теперь костела Непорочного Зачатия). Тогда эти выставки воспринимались как дерзкое вторжение религиозной пласта в неофициальную советскую живопись. Подобный модерн вблизи Сикстинской капеллы мог показаться отдающим дурновкусием. Но, видимо, тут был определенный намек на "отношение католицизма к современности". А может просто - "подарили, неудобно было не повесить?". Едва сели за стол - вопрос понтифика: "А где переводчик Хайдеггера?". Владимир Бибихин приехать тогда не смог, то ли по болезни, то ли еще от чего. "Как в России относятся сейчас к Бродскому?" - Я стал говорить о том, что в начале 90-х книжечки Бродского приводили некоторых молодых людей в Церковь "рождественскими стихами". Сотрапезники профессор Сергей Аверинцев и поэт Ольга Седакова принялись дружно оспаривать этот тезис, убеждая Понтифика, что ничего христианского в стихах Бродского нет, что он, как сказал Аверинцев, "поэт римского агона". Мне показалось, что к моим словам Папа отнесся с б?льшим сочувствием. Речь зашла об А.Д. Сахарове, с которым Папа неоднократно встречался. Я спросил, какие впечатления оставил у него этот человек? "Он боролся за права человека, был гуманист", - ответил Папа, которого самого негласно называли "Папой прав человека". Папа - философ-персоналист, немало написавший о тайне человеческой личности, заключающей в себе образ и подобие Божие, напоминал Городу и Миру о том, что единственным их подлинным теоретическим обоснованием может быть божественное достоинство человеческой личности.

После десерта Папа сказал: "Вас еще ожидает сюрприз". Папский секретарь архиепископ Станислав Дживич провел нас в один из залов папских апартаментов, станцу, посвященную Божией Матери Искупительнице, где русский художник-мозаичист Александр Карнаухов творил необыкновенную, во всю огромную стену, мозаику. Это был образ Небесного Царства, в котором восседали на скамьях по трое православные и католические святые. Художник украсил своими мозаиками несколько московских и подмосковных храмов и в 1996 г. получил заказ от Ватикана на оформление одной из комнат ватиканского дворца. Несмотря на величественность замысла, отчасти уже исполненного, окончить свою работу в Ватикане, насколько мне известно, художнику не удалось. В следующем, 1998 году, на наш вопрос о ходе работы над мозаикой ответ был уклончив. Мозаику доделывал другой художник. Являлось ли это знаком перемен в "христианской политике" или было вызвано сугубо эстетическими причинами, мне судить не дано.

На следующий год в Ватикане Ольге Седаковой вручали премию Владимира Соловьева, первым и последним лауреатом которой она оказалась. ("Папа читает мои стихи перед утренней молитвой", - поделилась со мной Ольга). По этому поводу в Трастевере был устроен небольшой коллоквиум, возглавлял который кардинал Поль Пупар, глава Папского совета по вопросам культуры (Он провел нас к большому книжному шкафу, где стояли его книги о католичестве, переведенные на различные языки и, указав, на какие-то иероглифы, посетовал: "Даже не могу проверить, правильно ли тут они меня перевели!"). Пришел сын Вячеслава Иванова Димитрий Вячеславович. Во время обеденного перерыва все участники отправились в Папский дворец. Проводя нас к Папе по одному из внутренних дворов папской резиденции, кардинал заметил: "Здесь у нас лестница мЈртвых. Если вы умрете в Ватикане, то вас спустят в собор святого Петра именно по этой лестнице!"

Время было неумолимо. Папа уже говорил меньше. В канун нашего приезда во французской газете "Monde" вышла статья Оливье Клемана, посвященная ситуации в Русской православной церкви. О. Клеман, известный православный богослов, вернувшийся недавно из Москвы, посмотрел на московские приходы под определенным углом зрения и сделал далеко идущие выводы, которые почему-то решил придать огласке в светской газете. На вопрос о том, как Папа находит статью, он ответил, что, по его мнению, она "слишком строга". Зашел разговор о проблеме ассимиляции мигрантов-мусульман в Европе. Французский профессор задал вопрос: "Святой отец, что вы говорите этим людям? С каким посланием обращаетесь к ним?". - "Я говорю им: возвращайтесь домой", - спокойно ответил Папа.

В конце аудиенции Папа попросил нас пройти вместе с ним в его часовню. На алтаре стояла икона Казанской Божией Матери, переданная теперь Русской Православной Церкви. Во время обеда речь об иконе уже заходила. Это была икона, перед которой он молился ежедневно. Понтифик говорил о том, что хотел передать ее Патриарху Алексию во время личной встречи, но она не состоялась. Я спросил, есть ли это тот самый чудотворный образ. - "Специалисты говорят, что да", - ответил Папа. В часовне он попросил нас помолиться по-русски. Мы опустились на колени и пропели "Достойно есть". Папа молился вместе с нами. Потом прошло еще около минуты безмолвной, бессловесной молитвы. Он взял в руки икону и благословил ею каждого из нас.

Ему хотелось приехать в Россию, в Москву. Он спрашивал, как в России отнеслись бы к этому приезду. "Я победил коммунизм", - как бы невзначай заметил он в беседе. Мне, почему-то, послышалось в этом слове, произнесенном его устами, название какой-то древней церковной ереси. Ему, раненому пулей террориста, подосланного из другого лагеря, оставалось принять вызов. Вряд ли он хотел ступить на московскую землю победителем. Миссионером? Скорее паломником. Первый славянин взошел на папский престол как раз в тот момент, когда в судьбе большинства славянских народов назревали исторические перемены. Случайно ли он был призван на эту роль? Стал ли он "великим Папой"? Величие - это категория человеческая. Надо допустить, что есть еще и Промысел, избирающий людей и вершащий историю.

http://www.apn.ru/?chapter_name=advert&data_id=436&do=view_single
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Алексей Козырев
Европа ли Россия?
Беседа о Николае Данилевском и главном труде его жизни
29.09.2019
Человек высочайшей русской культуры
Профессору Валерию Николаевичу Расторгуеву исполняется 70 лет
08.09.2019
Живое и яркое свидетельство русско-сербского братства
В Белграде завершила работу Летняя школа «Русская эмиграция в Сербии. Портреты и судьбы», посвященная русским изгнанникам, нашедшим прибежище у сербов
02.09.2019
Славянофильство: тоска по христианской Европе
Интервью с доцентом кафедры истории русской философии философского факультета МГУ Алексеем Козыревым
23.12.2014
Все статьи Алексей Козырев
Последние комментарии
Эволюция сознания: СССР закладывал основу будущего развития цивилизации
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
23.11.2022 00:09
Язык и литература должны отражать традиционные ценности
Новый комментарий от Константин В.
22.11.2022 20:22
«Начало конца НАТО»
Новый комментарий от С. Югов
22.11.2022 17:28
КВН убивает
Новый комментарий от Сергей
22.11.2022 15:12
Не пора ли Дмитрию Пескову в отставку?
Новый комментарий от АБС
22.11.2022 14:56
Недовольный тыл – признак скорой встряски
Новый комментарий от Тюменец
22.11.2022 13:31