Но так ли виноваты те, кто не смог организовать спасение подводников. В результате 10-летнего эксперимента над страной сил обеспечения безопасности на флоте просто не осталось. Спасательная лодка "Ленок" давно списана на металлолом. Новейший спасательный буксир "Николай Чикер" сдан в аренду ОАО "Совфрахт" до декабря 2005 года с условием надлежащего текущего и среднего ремонта и возможностью беспрепятственного привлечения к участию в спасательных операциях.
- Сейчас оба корабля (второй - спасательный буксир "Фотий Крылов" (Прим. авт.) находятся в идеальном техническом состоянии, - рассказывал начальник управления поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ контр-адмирал Василий Воробьев корреспонденту "Красной звезды" капитану 3 ранга Роману Фомишенко. - При этом мы не потратили ни копейки на их содержание. Более того, за два судна Министерство обороны РФ ежегодно получает около 50 млн. рублей.
Катастрофическое, по словам Василия Валентиновича, положение с обеспечением подводников спасательным снаряжением: гидрокомбинезонами, дыхательными аппаратами, блоками подачи воздуха. Они давно выслужили установленные сроки. Надо закупать новые, но один комплект стоит 180 - 200 тыс. рублей. Только представьте себе итоговую цифру, которая получится при умножении этой суммы на число подводников! Да, траты, конечно, непомерные. Получается, дороже человеческой жизни...
В условиях недостаточного количества сил и средств для спасения подводников главком ВМФ требует от своих подчиненных совершенствования знаний и практических навыков, лучшей личной подготовленности к действиям в аварийной ситуации. Разумные требования. Но почему-то на флоте они воспринимаются не столь однозначно. Особенно большие сомнения вызывает требование проводить контрольные учения с практическим выводом людей из затопленной подводной лодки через торпедные аппараты. Это занятие не для слабонервных. В прошлом году такие учения прошли на всех флотах. На Балтике, как известно, не смогли вывести ни одного подводника. Лодка всплыла и благополучно вернулась в базу. На Тихоокеанском флоте людей вывели. Однако заместитель начальника штаба ТОФ контр-адмирал Андрей Войтович в беседе с корреспондентом "Красной звезды" капитаном 1 ранга Николаем Литковцом отметил, что не видит жизненной необходимости выводить людей через торпедные аппараты действующей лодки. Зато есть, по его словам, злободневная необходимость класть лодку на грунт и отрабатывать посадку на комингс-площадку спасательных аппаратов. И в этом контр-адмирал Войтович, конечно, прав.
Но вот незадача, по словам главного инженера УПАСР ТОФ капитана 1 ранга Юрия Теплова, из-за нехватки топлива спасатели только два раза в год имеют возможность осуществлять такие посадки, причем не на комингс-площадку боевой лодки, а на ее макет. Дефицит ГСМ - не единственная проблема.
- Корабли, оборудованные спасательными колоколами, из-за недофинансирования ремонта были все списаны. Взамен - ничего. Да и массовый уход вслед за этим специалистов высокого класса, появившийся разрыв в преемственности кадров на уровне командиров боевых частей, которые обладали наибольшими знаниями и практическими навыками, оказался огромным. Восстановить эту связь сейчас тяжело, - делится наболевшим капитан 1 ранга Юрий Теплов с корреспондентом "Красной звезды" капитаном 1 ранга Николаем Литковцом.
В этих условиях тренировки по выводу личного состава из затопленной подводной лодки действительно сопряжены с риском. "Это не авария. Не надо испытывать судьбу", - сказал контр-адмирал Андрей Войтович. И тысячу раз прав. Да и сами командиры субмарин опасаются ставить на людях подобные эксперименты, очевидно, не очень веря в профессиональную подготовку личного состава. И не без основания. Ведь были же случаи, когда из-за элементарной невнимательности, халатности и незнания топили свои субмарины.
Обжегшись на молоке, дуют на воду. Вот уже и в учебно-тренировочном комплексе зачастую облегчают условия проведения тренировок. К примеру, в шахту свободного всплытия можно воды залить по самый край, а можно только на одну треть. Чтобы, не дай бог, "как бы чего не вышло", любил повторять чеховский герой, учитель греческого Беликов.
А если все-таки "выйдет", да не в учебно-тренировочном комплексе, а в море? На Тихоокеанском флоте, жалуются сами спасатели, всего лишь два старых подводных аппарата. Ремонт одного произвели, но его "начинка" - средства связи, гидроакустики, освещение подводной обстановки - осталась прежней. Да и хороших специалистов можно по пальцам пересчитать. Раньше были, но перешли в гражданские организации, где зарплата несоизмерима с денежным довольствием военнослужащего. Уже сегодня средний возраст опытных водолазов под пятьдесят. А кто завтра вместо них пойдет на глубину? Сплошные вопросы, ответы на которые не всегда легко найти.
Нелегко потому, что российский чиновник, в каких бы должностях и званиях ни находился, не научен заботиться о конкретном человеке. Особенно наглядно это проявилось в дни всенародной скорби по погибшим подводникам "Курска". Тысячи людей со всего мира перечисляли свои средства на счет "Нахимовский", открытый по приказу командования Северного флота "для финансовой помощи членам семей экипажа "Курска" и их бытового обеспечения во время пребывания на флоте". Поступило свыше 100 миллионов рублей. Распорядились общественными деньгами не по прямому назначению, а по своему усмотрению. 40 процентов решили направить "на ремонт, благоустройство, подготовку к зиме пос. Видяево". 79,5 тыс. рублей перечислили на счет в/ч 20599 - за израсходованные горюче-смазочные материалы. 9,5 млн. рублей - на ремонтно-строительные работы в Видяево. Более 1 млн. - на обустройство хлебопекарни, издание брошюр и оплату табачных изделий морякам. 148 тыс. рублей ушло на ремонт чайной в поселке Ара-Губа. Список можно продолжать. Есть в нем и такие статьи расхода, как ремонт изоляции трубопроводов, фасадов домов и так далее. Фасады обновили, а то, что за ними, не изменилось.
В начале октября 2000 года межведомственная рабочая группа представила в Правительство РФ проект доклада Президенту РФ о мерах по совершенствованию и развитию специализированных аварийно-спасательных формирований министерств и ведомств и концептуальные предложения по федеральной целевой программе "Создание федеральной системы морских поисково-спасательных работ и подводных технологий". Предложения остались на бумаге.
Двумя годами позже, 21 октября 2002 года, Морская коллегия при Правительстве РФ приняла решение в 2004 году преобразовать Управление поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ в государственное учреждение при Министерстве обороны РФ. На дворе уже 2005-й, но по-прежнему "спасение утопающих - дело рук самих утопающих".
Подводники помнят имена своих товарищей, положивших жизни на алтарь служения Отечеству. Но лучшая память о погибших - забота о живых, чтобы не было новых трагедий.
http://www.redstar.ru/2005/04/07_04/3_01.html