Брестский мир-2
О первой попытке переговоров стало известно из допросов Берия в 1953 году. Лаврентию Палычу как раз вменялись государственная измена и шпионаж в пользу Германии, вот он и раскололся.
В начале июля 1941 года, когда немцы уже взяли Минск, в Кремль был вызван болгарский посол в СССР Иван Стаменов. Растерянный Сталин требовал срочно наладить контакт с Берлином.
Стаменов оказался идеальным кандидатом. С одной стороны, София являлась союзником Германии в войне, а с другой - дипломата, по слухам, к этому времени уже успешно завербовали наши спецслужбы.
В кабинете, кроме посла, были еще трое: Сталин, Берия и Молотов. Как вспоминал потом на допросах Лаврентий Палыч, вождь все больше молчал, а говорил в основном нарком иностранных дел. Молотов настаивал на немедленном перемирии с Гитлером. Взамен мы были готовы отдать Германии Прибалтику, Западную Украину, часть Белоруссии и Молдавии.
Существуют две версии того, что произошло потом. Как заявил в интервью "КП" директор Центра международных исследований США и Канады доктор исторических наук Анатолий УТКИН, Стаменов сказал присутствующим, что посредником не будет, поскольку, "если вы отступите хоть до Урала, то все равно победите". На этом переговоры с Германией и закончились. По другой версии, болгарин все же донес предложения Кремля до Гитлера, но тот отверг их. Фюрер посчитал, что Брестский мир-2 на таких условиях ему невыгоден.
Генералиссимус был готов воевать с Америкой?
Второй раз Сталин запросил перемирия уже после нашего контрнаступления под Москвой. По версии известного писателя-историка и бывшего фронтовика Владимира Карпова, генералиссимус просто блефовал: ему нужна была передышка для того, чтобы перегруппировать части.
Встреча якобы состоялась в оккупированном немцами Мценске в конце февраля 1942 года. Сталин командировал туда первого зама наркома внутренних дел Меркулова, Германию представлял оберстгруппенфюрер СС Вольф, который весной 1945-го попытается договориться о сепаратном мире уже с американцами. СССР предложил немцам прекратить военные действия по всему фронту с 6 часов утра 5 мая 1942 года.
А дальше согласно плану воевать мы будем уже вместе, только против Англии и США. Карпов в своей книге даже приводит копию этого соглашения.
- Мне кажется, что эти документы - обычная фальшивка. Не знаю, кто их состряпал, но ошибок в них полно, - утверждает в беседе с "КП" сотрудник Института всеобщей истории РАН кандидат исторических наук Михаил МЯГКОВ.
Риббентроп снова принуждал Молотова к пакту
В 1970 году в Англии вышла книга британского историка Лиддела Гарта "История второй мировой войны". Он утверждает, что в июне 1943 года Молотов и Риббентроп встретились в Кировограде. Главу немецкого МИДа устроили бы рубежи по Днепру, в то время как Молотов предлагал вернуться к довоенным границам. По версии Гарта, встреча была прервана после того, как о ней стало известно за океаном - в Вашингтоне.
- Слух о переговорах Молотова и Риббентропа в 1943 году вполне мог быть хорошо спланированной акцией одной из воюющих сторон. Москве это нужно было для того, чтобы США и Англия быстрее открыли второй фронт. А немцы таким образом могли попытаться вбить клин между союзниками по антигитлеровской коалиции накануне битвы под Курском, - считает Михаил Мягков.
После победы на Курской дуге Сталин больше к теме сепаратных переговоров с Берлином не возвращался. Судьба войны решалась на поле битвы, а не за столом переговоров.
Совершенно секретно
Москва, Кремль, 27 февраля 1942 г.
э 1/2428
Товарищу СТАЛИНУ
Р А П О Р Т
В ходе переговоров в Мценске 20 - 27 февраля 1942 года с представителем германского командования и начальником персонального штаба рейхсфюрера СС группенфюрером СС Вольфом германское командование не сочло возможным удовлетворить наши требования.
Нашей стороне было предложено оставить границы до конца 1942 года по линии фронта как есть, прекратив боевые действияѕ
Германское командование не исключает, что мы можем создать единый фронт против Англии и США.
После консультаций с Берлином Вольф заявил, что при переустройстве мира, если руководство СССР примет требования германской стороны, возможно, Германия потеснит свои границы на востоке в пользу СССР.
При обсуждении позиций возникли следующие расхождения:
1) Латинская Америка должна принадлежать Германии.
2) Сложное отношение к пониманию китайской цивилизации. По мнению германского командования, Китай должен стать оккупированной территорией и протекторатом Японской империи.
3) Арабский мир должен быть германским протекторатом на севере Африки.
Таким образом, в результате переговоров следует отметить полное расхождение взглядов и позиций.
Представитель германского командования Вольф категорически отрицает возможность разгрома германских вооруженных сил и поражения в войне. По его мнению, война с Россией затянется еще на несколько лет и окончится полной победой Германии. Основной расчет делается на то, что, по их мнению, Россия, утратив силы и ресурсы в войне, вынуждена будет вернуться к переговорам о перемирии, но на более жестких условиях, спустя 2 - 3 года.
Первый заместитель народного комиссара
Внутренних дел СССР (МЕРКУЛОВ)