"Удушение русской традиции"

"Рука Москвы" дотянулась до Бискайского залива

Новости Москвы 
0
139
Время на чтение 5 минут
Дмитрий Урушев

Бурные дискуссии о взаимоотношениях Русского зарубежья с Московским Патриархатом докатились и до французского курорта Биарриц на берегу Бискайского залива.

Достопримечательностью этого тихого городка является православный храм Св. Александра Невского с приделом во имя Покрова Богородицы. Он был возведен для многочисленных русских путешественников при личном участии императора Александра III и освящен в сентябре 1892 г. Церковь была построена в характерном для той эпохи неовизантийском стиле петербургским архитектором Николаем Никоновым и французом Тисне. Пожертвования на строительство храма поступали со всех концов России. Художники Иван Айвазовский и Константин Маковский преподнесли в дар церкви свои полотна, написанные в Биаррице. Среди святынь храма - частица Креста Господня и русские иконы XVIII и XIX вв.

Церковь в Биаррице посещали Айвазовский и Маковский, Блок и Чехов. Особую заботу о храме проявляли члены российской императорской фамилии. Первым приходским старостой стал великий князь Михаил Александрович.

В 1930 г. приход в Биаррице вместе с другими русскими западноевропейскими приходами, управляемыми митрополитом Евлогием (Георгиевским), временно прервал общение с Московским митрополитом Сергием (Страгородским), местоблюстителем патриаршего престола. При этом приходы отказались войти в юрисдикцию Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви и перешли в подчинение Вселенского Константинопольского Патриархата. Константинополь учредил для русских приходов Архиепископию западноевропейских приходов русской традиции. В настоящее время Архиепископия является Экзархатом, то есть пользуется правом ограниченной самостоятельности.

С 1 мая 2003 г. Экзархат возглавляет Aрхиепископ Команский Гавриил (де Вильдер), фламандец, уроженец Бельгии, бывший католик, принявший православие. Административный центр Архиепископии находится в Париже.

Настоятелем прихода служит протоиерей Георгий Монжош, этнический китаец, уроженец Маньчжурии. Его семья приняла православие благодаря знакомству с русской общиной в Харбине. Из-за преследований религии в коммунистическом Китае семья Монжоша переехала в Советский Союз, на Дальний Восток. В 1983 г. Монжош окончил Духовную семинарию в Загорске, затем служил в Ташкентской епархии Русской Православной Церкви. В 1994 г. священник переехал во Францию, а в 2000 г. Архиепископия направила его на служение в Биарриц.

Энергичный протоиерей сумел вдохнуть новую жизнь в старый приход, принимая новоприбывших эмигрантов из России, Украины и Молдавии. Благодаря его трудам община укрепилась, ее численность выросла. Священник занялся реставрацией храма, привлекая и пожертвования из России. При этом Монжош никогда не скрывал своего положительного отношения к Московскому Патриархату.

Однако архиепископ Гавриил, зная о "московских" симпатиях Монжоша, начал оказывать на священника сильное давление, требуя его ухода с должности настоятеля. Архиепископ сначала потребовал от священника уйти за штат "по состоянию здоровья". Но, не добившись согласия, запретил его в служении, обвинив Монжоша в "дерзости", "клевете" и "непослушании".

Большинство прихожан приняли сторону настоятеля. Собрание общины, состоявшееся 26 декабря 2004 г., 59 голосами при двух воздержавшихся постановило просить Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о воссоединении прихода с Русской Православной Церковью.

Ситуация вокруг прихода в Биаррице стала предметом многочисленных споров, слухов и спекуляций. Старейший прихожанин храма, 79-летний Илья Иванович Толстой, правнук Льва Толстого, желая разъяснить ситуацию, обратился с открытым письмом в редакцию парижской газеты "Русская мысль". Однако газета отказалась публиковать этот материал.

Редакция "НГР" публикует письмо Ильи Толстого в переводе с французского с незначительными сокращениями. В следующих номерах газеты мы планируем обратиться к теме взаимоотношений Парижской Архиепископии и Московского Патриархата и предоставить слово представителям всех сторон этого конфликта.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

События, которые произошли в Биаррице, вызвали настоящую бурю реакций и комментариев. Сегодня представляется полезным изложить ход событий правдиво и обоснованно, а главное - разобраться в их последствиях. По сути, эти события можно свести к истории агрессора, который оказался не в состоянии справиться со своей добычей и поэтому хочет сам предстать жертвой.

Прихожане церкви в Биаррице действовали в соответствии с законами Франции. Состояние церкви было настолько плачевным, что городскому муниципалитету пришлось наложить печати на ее двери. Приходской совет созвал общее собрание прихожан, и оно в срочном порядке обсудило проблемы, связанные с безопасностью здания. Владыка Гавриил и его команда отреагировали на происшедшее с резкостью, вызывающей удивление. Сам архиепископ растерял в этом кризисе остатки своего морального и духовного авторитета.

Скороспелым решением он запретил служить протоиерею Георгию Монжошу. А люди из окружения архиепископа разразились угрозами и оскорблениями, в том числе и на расовой почве. Все это слышали окаменевшие от неожиданности прихожане. И звучало это у церкви, у алтаря! Любой работодатель, будь то европеец или американец, не решился бы столь скандально вести себя по отношению к своему подчиненному, какую бы скромную должность тот ни занимал. Но униженный священник благодаря поддержке и помощи прихожан все это выдержал.

Приходское собрание приняло решение просить о предоставлении духовного содействия другую Православную Церковь - Московскую Патриархию.

Тут началась вторая волна наступления: доносы органам светской власти, католическому епископу, требования выслать священника из страны (несмотря на то, что он гражданин Франции), утверждения о существовании преступного сговора между приходским советом и иностранным государством, о принадлежности к мафиозной организации и в довершение всего - беседы во французской контрразведке.

Случившееся в Биаррице - это брутальная агрессия со стороны людей, считающих себя христианами. Именно эта агрессия привела к тому, что большинство прихожан решили перейти в другую церковную юрисдикцию. Прихожане, возмущенные аморальным поведением, воспользовались гарантиями, предоставленными законом, и нашли убежище в лоне бывшей Матери-Церкви. К этому, а более ни к чему, можно свести происшедшее в Биаррице.

А что касается "руки Москвы", то необходимо подчеркнуть, что новый Устав прихода гарантирует ему еще большую самостоятельность, чем прежде.

В заявлении Совета Архиепископии от декабря 2004 г. открыто провозглашается тоталитарная программа действий: окончательно отвергаются предложения Московской Патриархии, из церквей вытесняется все русское. Из всего этого следует, что Совет Архиепископии в конечном счете внесет поправки в ее Устав, поскольку владыка Гавриил применяет к духовенству методы железной дисциплины.

А вы, православные верующие других приходов, как вы будете поступать? Архиерейский Собор в Москве открыл вам путь к демократии, законы Франции эту демократию вам гарантируют. Перед лицом агрессии, лицемерия и аморальности, перед лицом далеко идущих планов, нацеленных на удушение русской традиции, есть другой выбор. Вы - свободные христиане и можете обдумывать этот выбор с чистой совестью и ясной душой. Этот выбор дает возможность уйти от снисходительности и презрения, от недопустимых поступков малой группы, раскрывшей свои цели и методы. Облачившись в церковные ризы, члены этой группировки убеждены, что для тех простаков, за которых нас держат, престижа этих риз достаточно. Эти люди считают, что само ношение этих риз вызывает уважение, которое может покрыть любое недостойное поведение.

Я не призываю к развалу Архиепископии, но после всего пережитого мной предупреждаю вас всех о том, что может произойти в других приходах, если близкое окружение Архиепископа Гавриила, будет продолжать подобную политику.

Илья Толстой, рядовой прихожанин из города Биаррица, верный православию и русской традиции
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Урушев
Патриарх Третьего Рима
Святитель Иов предал анафеме Лжедмитрия и до конца остался верным Годуновым
19.07.2007
Под знаком зверя
Церковный раскол XVII века обернулся величайшей религиозной драмой русского народа
10.02.2007
Яблоки на снегу
Обычай праздновать Новый год в январе ввел Петр I
22.12.2006
В новую жизнь со старой верой
Митрополит Андриан пытался перекинуть мост между Древней Русью и современной Россией
08.09.2006
Все статьи Дмитрий Урушев
Новости Москвы
«Радуйся, Николае, великий Чудотворче»
Фоторепортаж Владимира Саяпина о праздновании дня памяти свт. Николая Чудотворца в храме на Берсеневке
23.05.2024
«Мы имеем великую святыню среди нас»
По словам Патриарха, за эти двадцать лет изменилось лицо Церкви
22.05.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Лекция об Иване Ильине
Новый комментарий от С. Югов
25.05.2024 21:19
«Пятая колонна» – тормоз России
Новый комментарий от Могилев на Днепре
25.05.2024 19:17
«Пятая колонна»? Нет, просто «продвинутые»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
25.05.2024 19:13
Армия России дойдет до границ Польши, а мы
Новый комментарий от Советский недобиток
25.05.2024 15:57
Баптисты США сомневаются: а папа Франциск вообще католик или нет?
Новый комментарий от Александр Волков
25.05.2024 15:56
Слово о Цусиме
Новый комментарий от учитель
25.05.2024 15:42
В Перми то «мечетнет», то «синагогнет»
Новый комментарий от Иван Демид
25.05.2024 11:31