Простое русское чудо

Монахи Данилова монастыря создают новую реальность в вымирающей глубинке

Новости Москвы 
0
387
Время на чтение 8 минут
Осенью 1992 года у кромки поля на окраине деревни Кривель Сапожковского района Рязанской области стояли два монаха и о чем-то тихо беседовали. То были наместник московского Данилова монастыря архимандрит Алексий и ныне покойный монастырский эконом архидиакон Роман.
Сюда, за триста верст от Москвы, их привели размышления о том, что "первый на Москве" монастырь должен завести собственные сельские угодья, которые и обитель бы кормили, и давали доход для финансирования ее многосторонней деятельности.
Их разговор вдруг прервали две пожилые женщины, проходившие мимо. "Слух идет, вы тут монастырь будете строить", - сказала одна из них. Москвичи недоуменно переглянулись: "Да нет, мы здесь совсем по другим делам".
Тогда монахи еще не знали, что уже в 1993-м у деревни Кривель им предстоит основать скит преподобного Сергия Радонежского. И еще взвалить на себя заботы по возрождению умирающей деревни...

У ПОДНОЖИЯ ЛЕСТНИЦЫ, ВЕДУЩЕЙ НА НЕБО

Неподалеку от районного центра - поселка Сапожок, что рядом с Кривелем, - до конца 70-х жила старица Екатерина Михайловна ХлуденЈва. Она была монахиней в миру. Поговаривали, будто имела она какое-то отношение к царскому двору. Благочестивая жизнь Екатерины Михайловны обращала на себя внимание. Она стала неким духовным центром округи, где все церкви стояли разрушенными и духовенства было мало. Многие верующие люди приходили к ней за советом. Сегодня Рязанская епархия РПЦ готовит документы для канонизации Екатерины Михайловны. В Рязанской области старица считается местночтимой святой.
Незадолго до своей смерти в 1978 году Екатерина Михайловна сказала кому-то: "Все церкви скоро восстановят, а здесь даже монастырь будет". Это весьма странно звучало в конце 70-х. Но пророчество ее сбылось.
Как рассказывает наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий, эта удивительная история с пророчеством и стала причиной того, что первоначальные планы просто организовать прибыльное сельскохозяйственное производство на Рязанщине трансформировались в проект создания скита, который, с одной стороны, взял бы на себя дело возрождения духовной жизни в рязанской глубинке, а с другой - стал бы хозяйственным форпостом Данилова монастыря.
Дело оставалось за малым - выбрать место. И выбору помогла еще одна удивительная история. Рядом с деревней Кривель поднимается огромный живописный холм, поросший густым лесом. На вершине его - великолепный луг в несколько гектаров. Будто лысина на гигантской голове. Лет двадцать назад четверо верующих людей видели в сумерках на этом холме чудесное знамение: блистающая лестница, со светильниками по краям, спускалась с неба на землю, и кто-то восходил и нисходил по ней. И длилось это чудесное явление добрых полчаса. Как раз на том месте, куда, по свидетельству очевидцев, спускалась небесная лестница, и решили построить деревянный скитский храм во имя преподобного Сергия Радонежского.
...От Кривеля до скита добираешься небыстро. И не из-за бездорожья - асфальтовую трассу помогла проложить местная администрация, - а потому, что то и дело останавливаешься, чтобы полюбоваться красотой здешних мест. Быстрая и глубокая речка Пара петляет по лугам у подножия лесистого холма. За спиной - деревня Кривель. Тихая, будто уснувшая. А вот и мостик через речку, ведущий к скиту. Глушим мотор. Слушаем пение ветра и течение спокойных вод. Кажется, время замедляет ход...
Затем дорога идет в гору, и вскоре перед путником открывается идиллическая картина - церковь, построенная в старом русском стиле, на фоне бескрайних далей русской равнины. Как с картинки из книжки русских народных сказок. С холма открывается завораживающий вид на десятки километров - поля, перелески и река, неровно разрезающая этот пейзаж почти до горизонта...

НЕ ЖИЗНЬ, А МЕД?..

Сегодня скит - это храм, два братских корпуса, в которых живут одиннадцать монахов и послушников, и дом наместника. Все строилось на средства жертвователей. По просьбе монахов "Газпром" провел сюда газ, и теперь им не приходится топить зимой дровами. Заодно газ пришел и в деревню. Так что, если бы не монахи с их петицией в "Газпром", кривельцы еще долго не знали бы прелестей газификации.
А вот и главная хозяйственная достопримечательность скита, первый источник дохода Данилова монастыря на Рязанской земле, - пасека в триста пчелиных семей, которую планируется еще расширить. За год скит собирает до восьми тонн меда, причем почти весь медовый сбор продается. Скит входит в Союз пчеловодов России и старается высоко держать марку своего продукта, которая уже добилась известности в стране. Скит участвует во всех медовых ярмарках - а они и в столице становятся популярными. Пасека освящена, и Бог не оставляет скит и весь Данилов монастырь без меда. Но и сами насельники не плошают. Дело здесь поставлено на серьезную основу. Заправляет им мастер-пчеловод 1-го класса Владимир Алексеевич Матвеев. "Очень рекомендую наш медок, - говорит он. - Мы не используем никакой подкормки для пчел. Наш мед - самый что ни на есть натуральный". (Кстати, посетители Данилова монастыря в Москве могут отведать его: на территории обители постоянно работает "фирменная" медовая лавка, в которой продается с десяток видов различного меда, собранного на пасеке в скиту.) Сегодня мимо скита не проезжает ни одна делегация, посещающая Сапожковский район. Тянутся сюда и паломники - благо на шоссе стоит указатель. Скитоначальник иеромонах Феодосий поведал нам, что в конце 2004 года скит посетил губернатор Рязанской области Георгий Шпак.
Пока паломники проводят в скиту день, не больше. Гостей, к сожалению, принимать негде. Нет гостиницы. Но Данилов монастырь планирует построить здесь небольшую, всего на несколько келий, гостиницу для паломников. Первый же ее этаж будет служить трапезной для братии. Нынешняя-то весьма скромна, да и делали ее как времянку. Но пока денег на гостиницу нет. И монастырь ждет тех, кто мог бы пожертвовать средства на это строительство.
Архимандрит Алексий говорит, что любой паломник (конечно, мужчина - женщинам в мужском монастыре ночевать не разрешат) мог бы остановиться в скитской гостинице на несколько дней, стряхнуть с себя мирскую суету, привести в порядок свое духовное состояние.
Мирским людям, приезжающим в скит преподобного Сергия Радонежского на пару-тройку дней, может показаться, что жизнь здесь как мед - паломников хорошо принимают, кормят и поят, показывают все, что те хотят, да еще пытаются предугадать их желания в стремлении исполнить закон гостеприимства. Однако не следует путать свои ощущения гостя с повседневной монашеской жизнью. Жизнь в скиту для его насельников - совсем не мед, а подвиг. Монахи оставили мир и отказались от всего мирского ради любви к Богу. Их главная работа - молитва за нас, мирян. Это люди, ежедневно совершающие подвиг самопожертвования, чтобы мы увидели Свет.
Но помимо этого невидимого подвига монахи совершают и видимое подвижничество - они еще и запустевшую русскую землю новой жизнью наполняют.

ВОСКРЕШЕНИЕ МОЖАР

Примерно в тридцати километрах от скита, в селе Можары, есть колхоз имени Мичурина. К 2002 году от некогда крепкого хозяйства буквально рожки да ножки остались. Ордой Мамая прошлись по нему лихие реформы - как и по тысячам других колхозов в стране. Здесь не платили зарплату несколько лет. Все хозяйство стало безнадежно убыточным. Зерноуборочная и прочая техника давно вышла из строя. Половина коровников разрушилась, а на те коровники, в которых осталось около 200 коров, без содрогания не взглянешь. О сумме налоговых долгов страшно было даже подумать. Тогда предложил Данилов монастырь колхозу: передайте нам все земли в управление - будем поднимать хозяйство.
- Данилов монастырь был последней надеждой на спасение колхоза, - рассказывает глава администрации Сараевского района Петр Петрович Забалуев. - 26 ноября 2002 года вместе с архимандритом Алексием и другими монахами я сам пришел на собрание колхозников, чтобы убедить их, что предложение монастыря надо принимать. Но убеждать не пришлось. Из примерно двух сотен собравшихся только один выступил против.
Монастырь создал ООО "Можары", в которое колхоз вошел со всем своим имуществом как соучредитель. Главное же в этом имуществе, конечно, не сломанная техника и не разрушенные коровники, а 3800 гектаров пахотных земель, которые, если по-хозяйски их использовать, и прибыль приносить смогут, и деревню из небытия поднимут, и монастырь прокормят. Директором "Можар" назначили эконома Данилова монастыря - иеромонаха Иннокентия. Можно сказать, подъем деревни стал еще одним его монашеским послушанием. Конечно, у него есть профессиональные помощники. Например, Наталья Борисовна Егорова, человек с двумя высшими образованиями. Она и аудитор, и экономист, и бухгалтер в одном лице. Кроме того, "полпредами" Данилова монастыря в Можарах стали два послушника - Валентин и Иоанн.
Как возродить деревню? Монахи Данилова монастыря считают, что прежде всего людям надо вернуть веру в Бога, помочь избавиться от пороков, особенно от пьянства. А еще дать им надежду на то, что в деревне можно работать и жить достойно, с достатком. В Можарах в 2003 году местную среднюю школу окончили двенадцать юношей и девушек - и все они покинули село. Вымирает древняя Рязанщина. В среднем по области количество умерших в 3,2 раза превышает количество новорожденных.
- С приходом в Можары Данилова монастыря в деревне заметно улучшился моральный климат, - рассказывает П.П. Забалуев. - Здесь стали меньше пить. Люди увидели, что жизнь можно изменить...
Из собственных средств монастырь обеспечил колхозникам зарплату. На деньги благодетелей монастырь приобрел новую технику: два российских комбайна "Дон", два немецких комбайна "Класс", три трактора "Беларусь", два трактора К-700. Купили и новые сеялки, бороны. И вот ООО "Можары" собрало уже два урожая озимой пшеницы и ячменя. Здесь неплохие урожаи, в среднем - тридцать центнеров с гектара, а кое-где - и все сорок. Однако пока хозяйство остается убыточным. И как из убытков вылезти, когда только за последний год цены на топливо выросли в полтора раза, а закупочные цены на зерно понизились?!
Поскольку правительство ничем не помогает, приходится самим себя спасать. И Данилов монастырь руки не опускает. Раз продажа зерна почти всегда убыточна, решили наладить в Можарах производство муки. Ведь цена на нее в разы превышает цену на сырьевое зерно. И вот уже завершены переговоры с датчанами о поставке современной мельницы - спасибо тем, кто пожертвовал на это свои деньги. А монастырь уже позаботился о подготовке специалиста-мукомола для работы на новом оборудовании. Как надеются экономисты Можар, с пуском мельницы не придется больше ходить на поклон к зерноторговцам, хозяйство впервые за многие годы должно стать прибыльным. И уже идет разговор о том, чтобы создать в Можарах производство замкнутого цикла. Например, построить фабрику макаронных изделий. А на них цена еще выше, чем на муку... "Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?" Эти слова одной из героинь нашумевшего когда-то фильма "Покаяние" вспоминаются, когда смотришь на то, что происходит в Можарах. Зачем нужно строить мельницу в колхозе и закупать новую технику, если здесь нет храма? Поэтому Данилов монастырь планирует возвести на пожертвования добрых христиан в самом центре Можар церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы "Утоли моя печали". И Данилов монастырь призывает всех, кто как может, помочь в ее строительстве.

С МОЛИТВОЙ К БОГУ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НЕУДАЧИ

Мы поведали лишь малую часть из того, что делают монахи Данилова монастыря в Рязанской области. Отдельного рассказа заслуживает еще многое. Например, история восстановления храма Архангела Михаила в селе Михеи, что неподалеку от скита. Главная святыня этого храма - прижизненный портрет преподобного Серафима Саровского. Теперь это - чудотворная икона, славная многими чудесными исцелениями. При храме есть подворье Данилова монастыря, которое живет и развивается благодаря усилиям... иеромонаха Михея.
- Когда встал вопрос, кого назначить на послушание восстанавливать разрушенную церковь, у нас не было сомнения по поводу самой подходящей кандидатуры - отца Михея, - улыбается архимандрит Алексий. - Обычно населенные пункты называют именами хороших людей после их смерти. А в этом случае - наоборот. Монах Михей еще и пострижен не был с таким именем, а село с таким названием уже стояло здесь с незапамятных времен...
Отец Михей не только несет послушание приходского священника и начальника подворья. Он организовал для местных мальчишек секцию борьбы самбо. Кстати, секция спортивной борьбы работает и в школе в Можарах, ее ведет послушник Валентин, в прошлом инструктор по рукопашному бою. Он же преподает Закон Божий в местной воскресной школе.
Примечательный факт: осенью 2004 года в Можарах прошло очередное собрание колхозников, и по его окончании состоялся молебен. После собрания никто не ушел - все люди остались и молились вместе с монахами...
Вот так в рязанскую глубинку с возвращением духовности возвращается и нормальная жизнь. Появляется надежда. И эта благородная деятельность Данилова монастыря может послужить примером для тысяч разоренных и умирающих колхозов по всей России. И, конечно, примером для других монастырей. Почему бы и им не "взять под крылышко" умирающие деревни, чтобы вдохнуть в них новую жизнь?
Опыт Данилова монастыря в Рязанской области красноречиво показывает, что экономическое и социальное возрождение русского села может идти только через духовное возрождение. Это - единственный выход, особенно тогда, когда правительство бросает село на произвол судьбы. Трудно это? Конечно. Но надо просто начать. Так, как начинали монахи Данилова монастыря. И - дорогу осилит идущий...
А люди верующие и монахи совсем не удивляются постепенному возвращению жизни в рязанскую глубинку. Когда что-то делается с молитвой к Богу, не может быть неудачи. Не случайно же царь Давид в Книге Псалмов говорит: "Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его, если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж" (Пс. 126).
Мертвые деревни и села воскресают. Такое вот простое русское чудо.

N 1 - 2 (25) январь 2005
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Пшеничников
Все статьи Игорь Пшеничников
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06