Колокол требует нежности

Новости Москвы 
0
293
Время на чтение 5 минут
В январе этого года сошлось две разноплановых даты, между которыми, однако, есть глубинная связь: 75 лет назад безбожной властью были запрещены в Москве колокольные звоны и 10 лет назад осуществлена закладка разрушенного большевиками Храма Христа Спасителя - православного символа российской державы. Вновь звучат колокола возрождЈнного храма.

На вопросы "Русского Дома" отвечает главный звонарь Московского Кремля и Храма Христа Спасителя Игорь Коновалов

- Игорь Васильевич, когда Вы первый раз забрались на колокольню?

- В четвЈртом классе школы я вдруг проявил совершенно никому не понятный интерес к колоколам: ездил в Новодевичий монастырь, слушал колокольный звон. Потом мы часто ездили с моим покойным родителем в Елоховский собор, в Троице-Сергиеву лавру. Я слушал колокола, а дома пытался изображать звон на всевозможных металлических предметах. А впервые на колокольню мне довелось подняться в московском Даниловом монастыре. Сначала я работал там в качестве добровольца на малоквалифицированных работах, а потом, когда в обитель поступили колокола, подвизался на колокольне. Это было в 1984 году.

- А кем Вы были в то время по специальности?

- Я работал в государственном предприятии по производству авиационной техники. Эти знания мне очень пригодились в колокольном деле.

- Как может быть связана авиация с колоколами?

- РасчЈт углов, соединений, сочленений, троса, блоки... Вот сегодня вы видели звонарские помосты на колокольнях Храма Христа Спасителя. Помосты я нарисовал буквально за один вечер, потому что нужно было срочно их сварить. На этой площадке располагаются семь звонарей, которые должны работать, не мешая друг другу. Кстати, старый храм звучал гораздо тише и хуже, чем этот, воссозданный. Для этого тоже пригодилось знание технологии. Сейчас колокола висят на пружинах, чтобы вся вибрация от них не переходила в балку. А чтобы звонарю было легче, язык колокола повесили на подшипнике.

- Правильно ли я понимаю, что раньше, в советский период, звонарями становились стихийно? То есть человек попадал к какому-нибудь мастеру при храме и начинал учиться звонарному делу?

- В советский период гибли и звонари, и инструменты. Надо отметить, что в Москве не осталось ни одного полностью сохранившегося подбора колоколов. Как можно обучить, например, пианиста, если из пианино вырваны половина клавиш? Точно так же невозможно воспитать и звонаря. Потому этот стихийный процесс попадания в звонари очень долго продолжался. Отнюдь не каждый старый звонарь - носитель традиций.

- А где можно выучиться этим традициям? Как сейчас стать настоящим звонарЈм?

- При нашем Храме Христа Спасителя существует школа звонарей, которую возглавляет ваш покорный слуга. Для обучения здесь наличествует настоящий подбор колоколов, который выстроен ближе к ля-минорному звучанию.

- Колокола выстраиваются по гаммам, по нотам?

- Да, есть различные гаммы. Когда колокола для Храма Христа Спасителя отливали на ЗИЛе, то конкурс выиграли как раз те, которые строили ля-минор и до-мажор. Колокола, которые этот конкурс проиграли, звонари Троице-Сергиевой лавры назвали "пьяными колоколами". То есть они вообще никак не строили между собой, хрипели.

- От чего же зависит качество звучания?

- Колокол представляет собой круглый колпак, который вверху втрое тоньше, чем внизу. Нужно в правильно построенную форму залить акустический металл или колокольную бронзу. Такое сочетание формы и содержания и определяет звучание. А если говорить о духовной стороне этого дела, то на звук колокола влияет и священник, который молится за его отливку, и заказчик, который откуда-то достаЈт деньги, к сожалению, не всегда праведным путЈм. Более того, практика показывает, что если колокол был освящЈн для одной колокольни, а попал на другую, то он там звучит плохо. Мы, звонари, считаем, что колокол роднится со своим местом раз и навсегда. Как муж с женой при венчании.

- Должен ли звонарь знать нотную грамоту?

- Не обязательно. Как иконописцу не обязательно учиться в школе живописи. Иконописец, как и звонарь, должен знать традицию, по которой творится икона или колокольный звон. Конечно, каждый колокол имеет свою ноту, высоту звучания. Но колокольный звон основан на ритме большого колокола, в который абсолютно точно должны укладываться все остальные колокола, исполняя свою партию. Представьте себе, что по звуку большого колокола я могу узнать, кто в него звонит и в каком настроении. Поэтому звонари Храма Христа Спасителя перед началом звона собираются у иконы и молятся, чтобы звон воспринимался не просто как дЈргание за верЈвки, а как общее действие всех звонарей. Вот это гораздо важнее, чем нотная грамота. Мы можем разбираться в диезах-бемолях, в гаммах, терциях и секундах, но если у звонарей не будет мира и покоя в душе, то и звон у нас выйдет такой же ершистый.

- В иконописи должны жЈстко соблюдаться каноны. А насколько свободен в своЈм творчестве звонарь?

- В колокольном звоне канона как такового нет. В разные века был разный звон. До нас дошли некоторые свидетельства, как звонили в XIX веке, нотные записи. Два года назад скончался родившийся в 1907 году звонарь Новодевичьего монастыря Владимир Иванович Мошков, который был живым носителем традиций. Он донЈс до нас звон XIX - начала XX века.

- Чем отличается православная традиция колокольного звона от западноевропейской?

- В западной Церкви есть орган, в который и ушла вся музыкальность. Поэтому колокольный звон там имеет значение прикладное. Как звонок в дверь. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что в Западной Европе были тоже очень большие колокола - до 25 тонн. Но особой музыкальности там нет. А на Руси вся инструментальная музыкальность была сосредоточена в колоколах.

- В России колокольный звон имеет, если можно так выразиться, государственное звучание. Когда это началось?

- С 1453 года. Мы можем абсолютно точно назвать эту дату, с которой Русь отходит от католической традиции и создаЈт свой звон. Сначала это созрело в умах, затем в кошельках, потом выразилось в камне и бронзе. В 1453 году турки берут Константинополь. И первое деяние, которое они там совершают, - запрещают колокольный звон. Потому что колокольный звон беспокоит тЈмных духов, витающих в воздухе, то есть изгоняет чертей. В это же время на Руси воцаряется Иван III, который строит колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. С этого момента Россия о себе заявляет, что она принимает на себя миссию Византии и является Третьим Римом. И хотя на Руси были колокола и до этого, именно с 1453 года колокольный звон обрел государственное значение.

- Итак, колокольный звон разгоняет злую силу?

- В произведении Мусоргского "Ночь на Лысой горе" вся нечисть испаряется с первым ударом колокола. Это внешний голос Церкви, который хочет достучаться до каждой души. Ведь почему богоборческая власть, какая у нас была, со всех храмов сбрасывала колокола? Потому что для неЈ колокольный звон имел наибольшую опасность. В этом - глубокий духовный смысл.

- Колокол выполняет не только чисто церковные функции?

- Да, существуют разные звоны - и заполошные, и метельные, и набатные, и вечевые. Кстати, с вечевым колоколом связана одна из самых интересных загадок. Ведь если, например, какие-то земли присоединяли к Московскому государству, то оттуда увозили вечевой колокол. На колокольне Ивана Великого висит и новгородский, и ростовский, и рязанский колокола. А вот последний вечевой колокол сохранился именно в Москве - московский набат в переливке Моторина 1714 года. Он хранится в Оружейной палате. Таким образом, вводя запреты и разрушая вольные традиции других земель, Москва сохраняла эти же самые традиции у себя.

Беседовал Андрей Викторович САМАРЦЕВ
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Васильевич Коновалов
«И веселая церковь звонит…»
О возвращении радостного звона старинной церкви в Переделкине
04.10.2021
Пасхальный звон: молитва в бронзе
О профессии, которой владели цари и сапожники
10.05.2013
"Большой пасхальный звон в День Великой Победы"
Звонильная неделя в Москве стала церковно-государственным событием
08.05.2007
Все статьи Игорь Васильевич Коновалов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Зачем нам нужно освободить Киев?
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.12.2024 22:17
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Фиалковский
20.12.2024 21:11
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Игорь Ал
20.12.2024 19:59
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от Русский человек
20.12.2024 17:45
Прямота и честность на фоне острых вопросов
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
20.12.2024 17:20
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от влдмр
20.12.2024 17:11
Два чуда Воскресения Христа: мощи пошли, и огонь сходит
Новый комментарий от влдмр
20.12.2024 17:06