"Северяне должны возродиться духовно"

0
477
Время на чтение 9 минут
Если мы не возродим Православие на нашей земле, то мы не сможем жить достойно звания человека. Как бы тяжело нам не жилось, мы всегда должны помнить о своих исторических корнях, о своих благочестивых предках, о том, какими духовно сильными они были. Ведь слово "помор" раньше означало "сильный духом". "Кто в море не хаживал, тот Богу не моливался" - говорили наши деды и прадеды. И если мы не сумеем возродить былую силу духа, мы просто погибнем. А дух зиждется на вере, вере в Бога...

Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон
Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон
- Уважаемый Владыка, Вы совершили достаточно много поездок по Архангельской епархии этим летом, расскажите, каких результатов на духовной ниве удалось достичь?

- Да, каждый год в летний период мы стараемся посетить как можно больше дальних приходов разных благочиний епархии, для того чтобы пообщаться с людьми, руководителями территорий, совершить богослужение. Наша главная задача - почувствовать, чем живет наш народ, наши северяне. Много самых разных впечатлений. Прежде всего, посещая дальние районы, где не так часто удается бывать, я заметил, что люди сильно изменились в духовном отношении.

Взять, например, Пинежский район, последний раз мы были там два года назад, но уже видны духовные изменения. Мы совершили богослужение в дни памяти святого праведного Артемия Веркольского в монастыре святого отрока, совершили освящение нового храма в честь святых апостолов Петра и Павла в Карпогорах. Я был приятно удивлен числу людей пришедших на освящение. Когда-то, в начале организации прихода, лет десять назад, пришло 10-12 человек. Люди были совсем не подготовлены, не знали, как правильно обратиться к священнику, не знали, кто такой епископ. Сейчас же на освящении было около 300 человек, много детей, молодых людей. Люди понимали, что за момент переживают. Мы совершили также богослужение на родине святого праведного Иоанна Кронштадского в селе Сура. Затем посетили пять населенных пунктов, среди которых деревня Сосновка - где уже несколько лет действует приход.

Меня особо порадовало что люди теперь своими силами возводят храмы и часовни, просят благословения в епархии. Конечно, строят не грандиозные сооружения, но уютные, красивые здания, сделанные с любовью. Возрождается давняя традиция возводить часовни и храмы по обету. В одной из деревень на Пинежье мужчина, дав Господу обет, строит часовенку, что называется с топором в руках.

Неоднократно мы были в Котласком районе. Так в Коряжме мы отслужили первую Литургию для детей-инвалидов. По их просьбе мы в прошлом году посетили клуб, где они собираются и пообещали отслужить Литургию в этом году, что и было сделано. Со всей округи в Коряжму приехали родители с детьми. Дважды мы были в Виноградовском районе, где совершили освящение закладного камня на месте строительства часовни у кладбища в деревне Пянда. Везде чувствуется духовное пробуждение - не только в крупных городах, но и в глубинке. Восстанавливаются и строятся храмы, но самое главное: воцерковляется народ.

Так получилось, что в этом году мы посетили и самый юг Архангельской области, и самый север. Земля Франца Иосифа - это край земли, и не только Земли Русской, но и всего мира. Там еще с советских времен находится наша пограничная застава. Люди, которые служат там - настоящие подвижники, давно решившие, ради чего и зачем служат Отечеству. Служба осложняется тем, что солдаты и офицеры находятся вдали от дома, от своих семей. То есть они несут настоящий ратный, воинский подвиг.

Военнослужащие пожелали иметь у себя на пограничной заставе православный храм. Им не хватает духовной поддержки, помощи. В конце августа мы посетили Землю Франца Иосифа и определи место под строительство православного храма. С благословения священноначалия и согласия управления пограничной службы обозначили край Русской Земли православным крестом. Кроме того, по инициативе пограничной службы и благословению Патриарха Московского и всея Руси по крайним точкам границы России устанавливаются памятники святителю и чудотворцу Николаю. В расположение части на Земле Франца Иосифа памятник святителю уже доставлен. В Архангельской епархии таких памятников будет установлено три: на Земле Франца Иосифа, на архипелаге Новая Земля и в самом Архангельске.

Мы надеемся, что с Божьей помощью у нас в Архангельской епархии появится самый северный в мире храм. В настоящее время все крайние рубежи России обозначены часовнями, это Калининградская область, Камчатка, Северный Кавказ, остался только самый северный рубеж. Таким образом, после окончания строительства храма Святителя Николая на Земле Франца Иосифа Россия будет перекрещена с севера на юг и запада на восток своеобразным духовным крестом.

- В СМИ проходила информация о предстоящем договоре епархии с департаментом образования. Когда такой договор будет подписан?

- Да, мы планируем подписать договор о сотрудничестве между Архангельской и Холмогорской епархией и департаментом образования области. В настоящее время текст договора находится в стадии разработки. С нашей стороны этим вопросом занимается епархиальный отдел образования и катехизации под руководством настоятеля Антониево-Сийского монастыря архимандрита Трифона (Плотникова). В ближайшее время мне будет передан для ознакомления текст для корректировки. Мы надеемся, что договор позволит нам вместе с департаментом образования углубить сотрудничество в деле духовно-нравственного и культурного просвещения наших школьников.

- Будут ли в архангельских школах преподаваться "Основы православной культуры"?

- Уже не первый год мы обосновываем необходимость введения курса Основы православной культуры в школах Архангельской области. Однако каждый раз мы сталкиваемся с непониманием некоторых чиновников и директоров учебных заведений.

Когда разговариваешь с каждым отдельным чиновником или директором образовательного учреждения, все встает на свои места, относятся с пониманием и сочувствием. Предлог всегда один: "Церковь в России отделена от государства, а образование светское". Однако светский характер образования не может препятствовать культурному просвещению детей, а напротив предполагает всестороннее развитие личности. Как же мы можем говорить о всестороннем культурном образовании детей, если школьники не знают основы своей культуры, сложившейся на основе Православия. Получается, нет логики в обращении к светскости образования для препятствия введению Основ Православной культуры в школы.

- К сожалению, в настоящее время в епархии ощущается нехватка священнослужителей. Многие населенные пункты остаются без пастырского окормления. Планирует ли епархия развивать духовное образование в Архангельске? Открыть, к примеру, семинарию или духовное училище?

- Число священников не зависит от наличия семинарии в епархии, прежде всего, нужны люди. Да, мы можем построить и открыть семинарию, но кто будет в ней учиться? На сегодняшний день нашей Церкви достаточно тех духовных учебных заведений, которые уже есть. Каждый год мы отправляем для подготовки в другие епархии Русской Православной Церкви не менее десяти юношей и девушек, изъявивших желание учиться. Около тридцати будущих священнослужителей обучаются сейчас на тех или иных курсах разных Духовных семинарий.

К тому же мы имеем возможность, принимать духовенство из других епархий. Люди покидают большие города, оставляют комфорт, квартиры, учатся и несут подвиг, служат у нас в глубинке. Сейчас все больше уроженцев Архангельской земли, от выпускников школ и университетов до людей опытных, учителей и медиков, готовы стать священнослужителями. Проблема в том, что мы не успеваем подготавливать священнослужителей, так как число приходов стремительно возрастает.

Есть и другая проблема: в нашей епархии приходы расположены не только в крупных населенных пунктах, но и в почти вымерших деревнях, а ведь за священником стоит его семья, дети. Поэтому мы назначаем одного священника на несколько, часто отдаленных приходов. Веркольский монастырь духовно окормляет почти весь Пинежский район, а братия Антониево-Сийского монастыря весь Холмогорский район, кроме самих Холмогор.

- Как будет дальше развиваться взаимодействие епархии с силовыми структурами?

- Да, мы стараемся взаимодействовать со всеми нашими основными структурами. Это Космодром, МВД, с военными частями в Северодвинске, на Новой Земле. Во всех учреждениях исполнения наказания есть либо храмы, либо часовни, назначены священники, которые окормляют заключенных. В настоящее время идет подготовка соглашения с управлением Госнаркоконтроля о взаимодействии в сфере профилактике наркомании, алкоголизма и реабилитации больных с целью предотвращения распространения этих явлений. Особое внимание епархия уделяет духовному воспитанию бойцов срочной службы, многие из которых уже на службе впервые видят православного батюшку.

- В России сейчас идет процесс создания Института военных капелланов. И в то же время раздаются голоса, что присутствие священнослужителей в армии обострит межнациональные и межконфессиональные отношения. Что Вы думаете по этому поводу?

- Да, мнения такие высказываются, но они поддерживаются преднамеренно и искусственно. Давайте все-таки обратимся к нашей истории. Взаимодействие воинства и духовенства было всегда. До 1917 года в России была должность протопресвитера армии и флота, соответственно существовал целый институт военного духовенства, а конфликтов не было. Если их искусственно не создавать, то и сегодня все будет спокойно.

Если большинство военнослужащих в части православные, крещеные люди, то почему бы не построить храм или часовню? Никогда православные воины не обижали представителей других традиционных для России вероисповеданий. К тому же, если взять, например, наши северные части - в них служат в основном люди русские, православные. Мы никогда не идем в расположение части сами, нас приглашают, да и посещение храма солдатами и офицерами - дело сугубо добровольное.

- Будет ли продолжаться строительство кафедрального собора в Архангельске?

- Я надеюсь и уверен, что строить кафедральный собор будем. Это желание большинства горожан и жителей нашей области, и мы должны ответить людям. Проблем, конечно, много. Прежде всего, необходимо подготовить условия для начала строительства, объединить людей. Опыт соседних епархий показывает, что строительство таких крупных объектов не возможно без консолидации усилий светской и духовной власти. Необходимо вести за собой людей, давно готовых оказать посильную помощь в строительстве собора Михаила Архангела. Я надеюсь, что в самое ближайшее время мы приступим к строительству.

- В последнее время в Архангельской области активизировались сектанты. Они идут в школы, выступают на центральных площадях в поселках, вовлекают в свою деятельность церковных раскольников. В чем причины очередной сектантской вылазки?

- Вы, наверное, уже заметили, что их активность волнообразна то в том, то в другом регионе нашей страны. Почему так? Трудно объяснить, специальных исследований на этот счет нет. Слава Богу, до настоящего времени нам удавалось сдерживать и предотвращать значительные акции сект, как, например, проведение международного семинара секты Саи Баба под Вельском.

Наш северный народ очень осторожно относится к приезжим лицам, говорящим вроде бы о Боге, но как-то странно говорящим. Поэтому спокойный, медлительный характер северян сдерживает натиск сект. Мы надеемся, что наши люди в силах отличить правду ото лжи.

- Какими методами стоит бороться с cектантской угрозой?

- Дело Церкви объяснять, кто такие сектанты и какой вред они способны причинить обществу. Церковь ни с кем не борется, это не наш метод. Наше дело разъяснять, объяснять людям, что есть Истина. Бороться должны те государственные структуры, которые к этому призваны. Если есть опасность для психического, духовного и физического здоровья людей в дело должны вступать государственные структуры, наш долг помогать, информировать их, что мы и делаем.

У нас есть пресс-служба, православные журналисты, которые помогают людям понять, разобраться в том, какую угрозу несут деструктивные культы. Самое главное мы не должны быть пассивными, должны быть вместе. Вред может быть нанесен колоссальный.

Основным средством противодействия распространению сект являются миссионерские поездки, духовное просвещение, катехизация. Люди, порой, даже не могут отличить православного священника от "проповедников" сектантских групп, особенно если те выступают в роли православного духовенства, одеваясь в священные облачения.

- Архангельскую область все чаще сотрясают громкие политические скандалы: заводятся уголовные дела, публикуются компроматы. Эксперты в один голос говорят о властном кризисе в регионе. Есть ли в данной ситуации духовные причины? Что бы Вы могли пожелать архангельским политикам?

- Конечно, это не мое дело вмешиваться в политические события, тем более в скандалы. Но как епископ я должен сказать о том, что власть отражает нравственное состояние народа. А наше общество в сегодняшнем его состоянии не назовешь высоконравственным. Есть такое выражение: "Какие мы, такая и власть" - что заслужили, то и получили. Это безотносительно к личности того или иного политика. Задача Православной Церкви как можно чаще напоминать о нравственности. А нравственности без духовности быть не может. На чем всегда основывалась жизнь нашего народа? На Евангелии, на заповедях, т.е. на духовных ориентирах. Когда мы ставим Бога на второе или на десятое место, происходит попрание всех нравственных устоев, и тогда, якобы, наступает свобода: "Что хочу то и делаю, мне никто не указ. Раз Бога нет, зачем нравственность и Его закон?" Это и является духовной причиной нынешней ситуации, причем не только в нашей области.

- Что бы хотели пожелать как архипастырь жителям Архангельской области?

- Обращаясь к северянам, жителям Архангельской области и Ненецкого автономного округа, я хотел бы еще раз напомнить о том, что Русский Север всегда был исконно православным. Если мы не возродим Православие на нашей земле, то мы не сможем жить достойно звания человека. Как бы тяжело нам не жилось, мы всегда должны помнить о своих исторических корнях, о своих благочестивых предках, о том, какими духовно сильными они были. Ведь слово "помор" раньше означало "сильный духом". "Кто в море не хаживал, тот Богу не моливался" - говорили наши деды и прадеды. И если мы не сумеем возродить былую силу духа, мы просто погибнем. А дух зиждется на вере, вере в Бога. Я хотел бы призвать северян всегда помнить об этом, потому что только за духовным возрождением последует подъем социальный и экономический.

Беседовали Михаил Насонов и Дионисий Данилов

http://www.pravoslavie-nord.ru/2007/2/334
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов)
Возрождение Русского Севера вне его духовных традиции невозможно
Епископ Тихон обратился к жителям Архангельской области и Ненецкого автономного округа с воззванием о поддержке строительства кафедрального собора
02.08.2006
Оскудение любви к концу света?
Разговор с епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном
16.09.2005
Обращение епископа Архангельского и Холмогорского Тихона
В связи с принесением во град Архангельск святых мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары
01.02.2005
Все статьи Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов)
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
22.11.2024 13:51
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 13:43
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 13:22
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Ленчик
22.11.2024 13:22
Рецензия на сериал «Плевако»
Новый комментарий от Фиалка
22.11.2024 12:22
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Иван
22.11.2024 11:14
Зачем?
Новый комментарий от Владимир Николаев
22.11.2024 09:56