Иерей Роман Марков: "Всем нам хронически не хватает любви"

Интервью с иереем Романом Марковым, клириком храма св. Троицы в Воронцово

Новости Москвы  Религия 
0
197
Время на чтение 9 минут

Выбрав для обсуждения тему "Современный человек и Церковь", мы решили узнать мнение обычных  приходских священников, ежедневно сталкивающихся с трудностями воцерковления  среднестатистического современного человека в России. Первым нашим собеседником стал отец Роман Марков, клирик храма Св. Троицы в Воронцово и  тюремный священник СИЗО N5, выпускник журфака МГУ.

- о. Роман, по Вашему мнению, что мешает современному русскому человеку быть ближе к Богу? Православных людей, живущих полноценной духовной жизнью очень мало, что происходит с остальными?

 

- Эта проблема весьма обширна, и складывается из разных составляющих. Прежде всего, конечно, стоит винить себя за нерадение в деле проповеди слова Божия, потому что сегодня проповедь евангельская звучит не так активно, как хотелось бы. Человек просто не знает, что такое Церковь, для чего нужно ходить в Церковь, почему надо верить в Бога, кто такой Спаситель, от чего он спасает... Человек не задает себе таких вопросов, он принимает то, что предлагает ему популярная культура. А что она предлагает? Всяческие развлечения. Многое зависит от средств массовой информации, именно они обрабатывают мозги.

- Это современные властители дум?

 

- Несомненно. То, что человек черпает из СМИ, с голубых экранов получает, оседает у него в душе, в его мыслях. И надо понимать, что и в этом причина тоже. А дух, который привносится средствами массовой информации, это естественно, не церковный дух. Это - дух разобщения, воспитывающий в человеке эгоизм, учащий его ходить по путям всевозможных похотей, развивающий страсти. В миру у обычного человека же нет представления о страстях, какое дает Церковь, для многих нецерковных людей считается обычным делом совершать то, что для нас является очевидным грехом, и они даже не задумываются о том, что этим они вредят сами себе. Они считают, что ведут обычный образ жизни, некоторые гордятся такими грехами. Этот дух привносится в нашу страну извне, с Запада, он призывает человека к тому, чтобы он не задумывался ни о чем, а тем более о самом главном, о вечности, о том, что следует за порогом смерти. Тот, кто воспитан в этом духе, не думает о смерти вообще. Для человека, воспитанного в современном западном духе факт смерти является катастрофой, поэтому об этом лучше не задумываться, лучше относиться к смерти с юмором, весело, поверхностно. Такой ложный дух отдаляет человека от Бога. Церковь же, напротив, подготавливает человека к вступлению в вечность, а эта подготовка, конечно, не всегда всем приятна, потому что приходится бороться со своими страстями, прилагать усилия воли, думать о грехах. Церковь призывает также к изменению образа жизни, а людям это не нравится. Современный человек занят поиском развлечений, и чем изощрЈнней эти развлечения, тем лучше с точки зрения такого секулярного сознания.

- И какую Вы видите перспективу, сейчас серьезно верующих людей, наверное, 10-15%...

 

- Я думаю, их еще меньше. Глава Церкви - Христос, и нельзя придти ко Христу, если человек не будет привлечен Отцом Небесным. С одной стороны, может быть, люди обратятся, и будет духовный подъем в обществе. С другой стороны, мы знаем, что живем уже в эпоху апостасии и ожидаем второй приход Спасителя.  Люди не идут в Церковь по маловерию, прежде всего. Но апостол Павел говорит нам, что вера - от слышания. Значит, кто-то действительно еще не слышал Слова Божия, кого-то еще не коснулась благая весть Евангелия. Вот к таким людям и должно быть обращено миссионерское слово. Но надо сказать, что Бог призывает абсолютно всех, в жизни каждого человека бывает такой момент, когда Господь к нему обращается. То есть, в конечном счете, такое маловерие - свободный выбор многих людей.

Бывало всякое. Как я читал об одном священнике, который служил во время 1-ой мировой войны в Германии в лагере русских военнопленных. До революции к нему ходили 95% русских солдат, а после отречения царя осталось только 5% прихожан. Это говорит о человеке, о том, что глубокую веру имели только эти 5% людей, а остальные верили, потому что такова была официальная политика государства. То есть многие были христианами по выгоде или по привычке. Поэтому не стоит оперировать процентами, когда речь идет о вере. Человек лично отвечает перед Богом, и только Господь знает степень его веры. Подводить общий знаменатель бессмысленно, каждый сам выстраивает свои взаимоотношения с Богом. Другое дело, что Церковь должна помогать на этом пути, чтобы никто не заблудился. Что касается людей неверующих, то Господь же не оставляет никого, просто эти люди сами не могут ответить на Божий призыв. Помрачение человеческое иногда бывает такое сильное, что человек становится не способен воспринять Слово Божие.

 

- Высказываются мнения, что до современного человека очень сложно стало доносить какие-либо нравственные понятия, то есть происходит определенное изменение сознания, когда все созидательное в человеческой жизни обесценивается, а нравственные нормы размываются, и  в советское время еще были какие-то общественные нормы морали, а сейчас их нет вообще?

 

- Нравственность бывает разной. Бывает коммунистическая атеистическая нравственность, бывает мусульманская, а есть нравственность христианская. Коммунистическая нравственность вобрала в себя элементы христианской в силу тысячелетнего христианского воспитания нашего народа. Коммунисты использовали религиозное сознание, крестные ходы, почитание лже-мощей. Но сейчас нравственность забыта вообще. А на какой основе она должна сохраняться? На основе "виртуальной реальности"? У поколения, которое "выбирает пепси"? Какие ценности у современной молодежи?

- Ешь, пей, веселись.

 

- Да, верно, а отсутствие нравственности приводит людей к сознанию безысходности, к смерти. Ешь, пей, веселись - завтра помрем. Это хуже, чем атеизм, атеизм - это вера своего рода. А сейчас происходит полное опустошение человеческих душ, какое-то выхолащивание, вытравливание всего живого, всего, что может сохранить в человеке нравственные начала. На мой взгляд, это - хорошо спланированная идеологическая работа, направленная на наш народ, ему предлагаются лже-ценности; плоды ее мы уже видим. Появляются молодые люди, которые просто не видят смысла в жизни, не понимают, зачем они живут, основная цель для них - получить удовольствие или уйти от реальности любыми способами, наркотики, алкоголь и т.д. Поколение потребителей. И мы действительно говорим о целом поколении, выросло целое поколение, которое не знает, для чего оно существует.

 "Горе миру от соблазнов", и люди очень падки на эти соблазны. Они их принимают, они думают, что именно так надо жить и постоянно заниматься стяжанием земных благ. Но, "кто хочет душу свою спасти в этом мире, тот ее погубит". Люди помышляют о материальных благах - чрево сыто, квартира обставлена, машина, дача и т.д. Но это слишком человека заземляет, помрачает, делает его рабом мамоны, а Церковь призывает к другому - к святости, к совершенству, к чистоте, к благочестивой жизни, к борьбе со страстями, для того, чтобы войти в Царство Божие, в Царство вечности. И средства массовой информации могли бы в этом помочь, но они находятся в руках людей в большинстве своем неверующих, и там задействованы очень большие деньги, и проплачиваются именно те программы, которые приносят высокие рейтинги. А что это за программы? Это - развлекательные программы, те, что дают человеку зрелище. К чему ведет любовь к зрелищам, мы тоже с Вами отлично знаем. Мы уже слышали такие слова в истории: "Хлеба и зрелищ"...

- То есть это состояние - уже языческое?

 

- А мы и живем в полуязыческом состоянии. Есть православные, есть христиане. А люди, которые не ходят в Церковь, представьте, кто является их богом? Мамона, деньги, как правило. Что у них в душах происходит? Полный кошмар. Язычники, они еще во что-то верили, у них были представления о божествах. А такие люди еще хуже язычников, у них нет понятия о чем-то высшем, поэтому, они просто внутренне полностью выхолащиваются, практически умирают в душе. Это - страшно, что нас ожидает... С другой стороны, мы находимся в том состоянии, в каком были первые христиане, когда вокруг были язычники, безбожники, а они проповедовали Христа своим словом, делами, мучениями. Мы тоже должны проповедовать Христа и не смущаться тем, что вокруг творится такое беззаконие. Беззаконие творилось всегда, и грех существовал всегда. Но мы должны с ним бороться и нести свой крест, к этому призывает нас Господь.

- Действительно ли, что из-за уничтожения моральных норм в обществе разрушается само общество и государство, и православные христиане, как граждане, тоже будут страдать от этого общественного разрушения?

 

- Да, к сожалению, это так. Консолидировать людей может только вера. Собственно, мы и консолидируемся в храме, Церковь - это же собрание верующих. Необходима национальная идея; чтобы люди поняли, что существует национальная идея, национальная политика, объединяющая людей. А национальная идея рождается именно из религиозного сознания. Почему хотят нивелировать, уравнять нас всех, к чему призывает такой западный дух - к некому обобщению, чтобы соединить всех. Явление глобализации - это на самом деле страшная вещь.

- Да, стираются национальные отличия...

 

- Человек забывает о своем роде, становится "Иваном, не помнящим родства". Господь положил пределы и границы народам. Мы не должны противиться Божьему установлению. Существуют разные языки, пределы обитания, человек осознает себя как личность, как часть нации. А глобализация...  За ней стоят определенные идеи и, конечно, корыстные интересы, которые и преследуются, а об отдельных людях никто не думает.

 

- Обращает на себя внимание и процесс разрушения семьи, а через это и опять-таки разрушение общества и государства?

 

- Да, нормальная семья - это не только часть Церкви как малая церковь, и поэтому представляет собой ценность, но еще и то, на что опирается государство. Без здоровой семьи государство, конечно, разрушится. Удар идеологии, привносимой в нашу страну извне, наносится, во-первых, по духовным и нравственным основам жизни, и, во-вторых, по семье. Как и в каких условиях родители воспитают сейчас детей, таким будет народ, граждане, а значит и государство в дальнейшем. Вопрос этот предельно серьезен. Семья верующая еще способна выдержать этот сильный удар, а неверующую семью мало, что может сохранить от разрушения, люди очень быстро принимают эти лже-ценности и даже не задумываются о том, хорошо это или плохо. Необходимо работать с семьями, создавать центры православной семьи при храмах, воскресные просветительские школы для взрослых, где преподается Священное Писание, где будут помогать людям разрешать жизненные вопросы.

- А какие есть проблемы в Церкви, у священнослужителей, которые мешают внешней проповеди?

 

- Мы пережили жуткий исторический период, гонения, что, естественно, отразилось на состоянии Церкви, на священнослужителях. Во-первых, священников просто очень мало. Для такого города, как Москва, 1000 священнослужителей - это капля в море. Не все они имеют надлежащее образование, не все они способны нести Слово, хотя есть ревностные пастыри и проповедники. Во-вторых, священникам не дают возможности проповедовать. СМИ практически не пускают священнослужителей в эфир. Есть отдельные передачи, но для активной миссионерской деятельности необходим православный телеканал. У нас нет возможности его сделать по ряду причин, и, прежде всего, из-за отсутствия необходимых очень больших денежных средств. Для меня печально эту тему затрагивать, потому что до своего священства, я закончил факультет журналистики МГУ, отделение церковной журналистики. После окончания журфака мы фактически не были востребованы никем. Были отдельные радиопрограммы, что-то на ЦТ, но они быстро исчезали, просто не было денег, чтобы оплачивать эфир.

- Это, с одной стороны, слабость сил церковных после разорения, а, с другой стороны, общество и государство воспринимает Церковь как помеху, обузу какую-то или рудимент?

 

- Естественно, некоторые светские люди действительно воспринимают Церковь как анахронизм, как действующий музей. Мы-то знаем, что богослужение и Церковь - это образ жизни. То есть, мы просто сталкиваемся с тем фактом, что люди или верующие, или неверующие. Неверующие могут лояльно относится к Церкви или гнать ее. Думаю, с идеями создания православных СМИ нужно обращаться в первую очередь к своим, к подготовленным людям, верующим христианам.

-  Проводится фестиваль православных СМИ...

 

- Слава Богу, что они появляются сейчас. Я закончил журфак в 97 году, нас выпустили 5 курсов со специальностью "церковная журналистика", и тогда мы никому не были нужны. Радио "Радонеж", к примеру, только зарождалось. Все разошлись, кто куда: в светские СМИ, сейчас кто-то работает на НТВ, ТВЦ, на радиоканалах. Ничего специально церковного создано не было, попытки были, но все, как правило, останавливалось за неимением средств. Но проблема эта актуальна. Без использования современных средств передачи информации полноценная проповедь Евангелия в сегодняшнем обществе невозможна. Сейчас эти средства используются большей частью во вред человеку, но можно же их и во благо употребить, для благовествования. Хотелось бы, чтобы было развитие церковных СМИ, тем более что специалисты-то есть, наши выпускники изучали и Священное писание, и богословие, и историю Церкви, такой предмет, как "литература и христианство". Мне сказали: для того, чтобы создать телеканал, нужно 10 млн. долларов, а при только-только налаживающейся приходской жизни, восстанавливающихся храмах, их взять неоткуда. Есть отдельные программы или масс-медиа, создаваемые монастырями, приходами, инициативными группами или епархиями - это хорошо, но нужно, чтобы было что-то обобщающее, общецерковное, где бы отражалась единая позиция Церкви. Это очень важно, но - как Бог даст.

Все эти проблемы, конечно, имеют духовную подоплеку. Мы строим храмы, возводим стены, но наполняются храмы только там, где священники занимаются духовной жизнью своих прихожан. Одно дело требу совершить или даже отслужить богослужение и пойти домой, а другое дело - с людьми поговорить, наставить их, научить их вести полноценную духовную жизнь, это сложно, не каждый способен это сделать. Но это - основа духовной жизни. Поэтому священникам на приходах нужно заниматься, прежде всего, именно духовной жизнью людей, как этому учат святые отцы, Евангелие. Для этого необходимо образование, священник сам должен много читать духовную литературу. Современному христианину не хватает ревности, того, чем пылало сердце Ильи Пророка, не "овнешненностью" какой-то, не тем, зашла женщина в брюках или в платке или без. Мы все-таки сейчас в других условиях живем. Нужно бороться за каждую душу не на жизнь, а на смерть, и каждого человека принимать с любовью; человек пришел за помощью, чтобы обрести спасение, и мы должны эту помощь давать, а часто бывает, что даже священники отталкивают таких людей. Всем нам хронически не хватает любви.


C отцом Романом Марковым беседовала Анастасия Верина.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Роман Марков
Все статьи Священник Роман Марков
Новости Москвы
Все статьи темы
Религия
Есть ли конфликт между Церковью и наукой?
Не стоит преувеличивать жестокость инквизиции по сравнению с репрессиями в Советском Союзе
19.10.2024
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Из истории антисистем в России: больной Серебряный век
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
02.12.2024 07:03
Задачи и загадки от Святейшего Патриарха
Новый комментарий от Игорь Бондарев
02.12.2024 05:48
Не отгремела канонада на колчаковских фронтах
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
02.12.2024 03:16
Заседание ВРНС и съезд «Царьграда»
Новый комментарий от Наблюдатель
02.12.2024 01:18
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от Константин В.
01.12.2024 23:08