Архиерейский Собор в Кремле

Государство нужно Церкви, а Церковь - государству

Архиерейский Собор 2004 
0
380
Время на чтение 4 минуты
Завершившийся 8 октября Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (РПЦ), как и ожидалось, не стал событием эпохального значения. Собор, на котором подводились итоги служения Церкви за последние четыре года, прошел спокойно, без потрясений и сенсаций. По словам Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, работа Собора велась в атмосфере "единомыслия и братской любви". Это в очередной раз свидетельствует о том, что Алексий II по-прежнему уверенно пресекает любые попытки превратить публичные церковные мероприятия в поле конфронтации и борьбы за власть в высших эшелонах иерархии.

В отличие от Юбилейного Собора 2000 года, на котором были приняты важнейшие документы ("Основы социальной концепции РПЦ", "Основные принципы отношения к инославию" и "Устав РПЦ"), определившие стратегию Церкви на многие годы, нынешний был более ориентирован на решение актуальных задач. В частности, он единодушно одобрил курс на сближение с Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ), принял положение о создании Церковного суда и высказался о возможности конструктивного диалога с Римско-Католической Церковью.

Террористическая атака, обрушившаяся на Россию и повлекшая за собой некоторые изменения в политической системе государства, внесла свои коррективы и в работу Собора. В докладе на пленарном заседании Алексий II призвал общество и государство выработать идеологию, которая "помогла бы дать адекватный ответ человеконенавистническому мировоззрению терроризма". Очевидно, такая идеология должна быть основана на духовных ценностях христианства.

Участники Собора придали исключительно важное значение итоговому заявлению о противодействии экстремизму и терроризму. Таким образом, РПЦ вновь заявила о своих претензиях на формирование государственной идеологии и роль "духовной и нравственной опоры" нации.

Одной из важнейших тем Собора стало обсуждение путей сближения РПЦ и РПЦЗ. Ожидалось, что после официального визита в Россию в мае этого года Митрополита Лавра (Шкурлы), главы РПЦЗ, именно этот Собор должен восстановить общение в молитве и евхаристии (причастии) между двумя Церквами. Тем более что в сентябре на совместной встрече в Мюнхене представителей РПЦ и РПЦЗ были согласованы позиции почти по всем спорным вопросам. Однако на нынешнем Соборе никаких значимых решений по вопросу воссоединения двух ветвей русского православия принято не было.

По-видимому, церковные комиссии, занимающиеся вопросами двухстороннего диалога, не смогли до конца разобраться во всех существующих противоречиях, без разрешения которых воссоединение Церквей едва ли возможно. Прежде всего это касается неопределенности статуса приходов РПЦЗ на канонической территории РПЦ, положения клириков, запрещенных в служении Московской Патриархией, но принятых в РПЦЗ, а также отношений РПЦЗ с не признанными РПЦ старостильными православными Церквами в Греции, Румынии и Болгарии.

На пресс-конференции, посвященной итогам Собора, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) сообщил, что Синоду РПЦ поручено "совершить каноническое деяние по восстановлению единства РПЦ". Он также выразил надежду, что "этот вопрос будет решен к следующему Архиерейскому Собору 2008 года", в котором примут участие и представители РПЦЗ. Возможно, проблемы, которые стоят перед двумя Церквами, будут решены и в более короткий срок. Тема сближения с Московским Патриархатом будет одной из центральных и на заседании Архиерейского Синода РПЦЗ, которое состоится 26 октября.

Митрополит Кирилл также заявил, что наметился прогресс и в отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами, чему способствовало признание Ватиканом существующих проблем, прежде всего католического прозелитизма на канонической территории РПЦ. Это признание, по мнению митрополита Кирилла, открывает новые возможности для ведения дальнейшего диалога.

Собор также уделил внимание и вопросам внутренней церковной жизни, приняв "Временное положение об учреждении Церковного суда". Впервые о необходимости создания такого положения в Церкви заговорили еще в 1988 году, а более года назад Историко-правовая комиссия РПЦ под руководством протоиерея Владислава Цыпина приступила к его разработке. Правда, не совсем понятно, почему церковной комиссии в течение довольно длительного срока по силам было выработать только временное положение о суде.

На этой же пресс-конференции управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) дал некоторые разъяснения по соборным решениям о Церковном суде. Вся судебная власть в епархиях будет принадлежать правящим архиереям, поэтому епархиальный суд не будет принимать решений, а только "организовывать разбирательство" и предоставлять материалы епископу.

Институт Церковного суда в течение двух лет будет проходить апробацию в разных епархиях. По мнению экспертов, положение нынешнего Собора о суде носит исключительно компромиссный характер, потому что новая структура на данном этапе не является органом правосудия внутри Церкви.

Принципиально важным документом, озвученным на Соборе, стало заявление о необходимости разработки целостной концепции межрелигиозных отношений: "Синоду поручается создать рабочую группу для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений". Это заявление, имеющее явно политическую направленность и, несомненно, обращенное к государству, в перспективе должно вызвать интерес и других религиозных организаций.

Участники Собора обратились со специальным посланием к президенту Российской Федерации. В нем, в частности, говорилось: "Церковь на протяжении многих веков была основой российской государственности, и мы уверены, что и в будущем ее роль в жизни общества будет так же важна". Перед террористической угрозой "должны исчезнуть искусственные барьеры между Церковью, обществом и светской властью, которые достались нам в наследство от тоталитарного прошлого".

Кульминацией Собора стало приглашение архиереев в Кремль на встречу с президентом. А обращение к ним Владимира Путина можно расценивать как реакцию власти на пожелания Церкви.

В ответ на предложения Архиерейского Собора, "которые могли бы послужить развитию церковно-государственного партнерства", Путин заявил: "Государство высоко ценит историческую роль Русской Православной Церкви. И сегодня мы рассчитываем на ваше содействие в деле распространения гуманизма и укрепления общероссийского единства. Со своей стороны, государство также будет оказывать необходимое содействие деятельности религиозных объединений". Это заявление, безусловно, свидетельствует о том, что сотрудничество Церкви и государства, которое в трудный час всегда рассчитывало на поддержку всех общественных институтов, в дальнейшем будет развиваться.

Московский Патриархат чувствует, что становится востребованным государством. Поэтому, получив в безвозмездное пользование землю и надеясь на реституцию церковной собственности, РПЦ считает себя обязанной содействовать власти во всех ее начинаниях.

После трагических событий в Беслане, обострения ситуации на Северном Кавказе, а также непопулярных политических мер власть пытается опереться на все общественные институты, сохраняющие лояльность по отношению к Кремлю.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Петров
С ангелом на плече
Талантливый живописец Григорий Журавлев доказал, что иконы рисуются душой, а не руками
22.02.2006
Церковь ударит по дедовщине
Московская Патриархия благословила подготовку военных священников
16.02.2006
Все статьи Александр Петров
Архиерейский Собор 2004
К сожалению, по странным причинам...
Епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит рассказывает о закулисных механизмах, с помощью которых церковные либералы-отступники манипулировали Архиерейским Собором
27.11.2004
Кто дискредитирует Архиерейский Собор?
Еще раз о пресловутых приложениях 4 и 5 к докладу митрополита Ювеналия
19.11.2004
Все статьи темы
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 03:01
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00