Рок и Бог

Православный священник читает проповеди в молодежных клубах

Общество 
0
149
Время на чтение 5 минут
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил настоятеля одного из столичных храмов иеромонаха Сергия (Рыбко) премией "Обретенное поколение" за миссионерскую работу среди хиппи, рокеров и панков. Неформальную молодежь на путь истинный священник наставляет, читая проповеди в рок-клубах. А в программу занятий в детской воскресной школе при храме, где служит, он даже включил курс игры на гитаре.

В юности будущий иеромонах Сергий хипповал, однажды автостопом добрался до Рижского взморья, где московская "система" (так называли себя столичные хиппи) проводила свой слет. На дворе стояли застойные 70-е.

Вся страна строила коммунизм, а эти волосатые парни строить ничего не хотели, тусовались на съемных квартирах и спорили о смысле жизни. Так же, впрочем, как и молодежь, тянувшаяся к церкви. Евангелие и записи "Пинк Флойд" многим тогда казались равноценными вещами. О тех временах о. Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище, вспоминает с легкой иронией: "Мы тогда пытались плыть против течения, против лицемерия совка - и попали в струю..." Стремления плыть против течения не хватает, по его мнению, сегодняшним молодым.

С баскетбольной площадки, расположенной неподалеку от церкви, доносятся попсовые ритмы и крики подростков. Батюшка недовольно морщится.

"Не люблю попсу. Я апологет контркультуры, в том числе музыкальной. Составители антироковых брошюр утверждают, будто битлы продали души сатане, поэтому их музыка стала настолько популярной. Не думаю, что дьявол обладает властью подчинить музыке миллиарды людей. По сути, его власть иллюзорна. Кроме того, дьявол - отец лжи, он все время обманывает, не исполняя своих обещаний. Для русских же людей битлы сделали больше, чем для своих соотечественников и всего Запада: на их песнях выросло целое поколение людей, которые больше не желали жить за стеной, отделявшей их от остального мира... Знаете, у апостола Павла в послании к римлянам есть слова: "Как веровать в Того, о Ком не слыхали?

Как слышать без проповедующего? Вера от слышания". Когда мы услышали рок-музыку, получили доступ к слову, поняли, кто такой Ленин, пришли в храмы, встретились с замечательными священниками, тогда мы стали верующими. До прекращения гонений на Церковь что-то здравое где-либо, кроме храма, услышать было трудно. В нашем областном центре был лишь один храм, и ктото еще должен был тебя научить ходить туда. А рок-музыку слушали все мои ровесники и если не отличали истину от лжи, то по крайней мере догадывались, что разница есть... Рок-музыка эту границу проводит очень резко. А попса ее стирает..." Рядом с храмом о. Сергия небольшое двухэтажное здание. В нем размещены мастерские, где работают сестры, живущие при церкви. В самой маленькой комнатке на втором этаже - сколоченный из досок топчан и старенький стол, на котором возвышаются телевизор с магнитофоном. У одной стены - шкаф с православной литературой, у другой - полки с аудиокассетами и дисками.

"Это моя музыкальная коллекция, - смущенно говорит о. Сергий. - Не так уж и много, правда?" На мой взгляд, много. Даже очень. Чтобы прослушать все записи, не хватит месяца.

"Битлз", "Лед зеппелин", "Аэросмит", "Дип перпл", "Пинк Флойд", Сантана... Русского рока почему-то совсем нет. А ведь о. Сергий с нашими рокерами дружит, ведет православную страничку на сайте "Армия "Алисы".

"В русском роке в большей степени, чем в западном, нагрузка все-таки ложится на текст, - объясняет священник. - А я включаю музыку только в те минуты, когда валюсь с ног от усталости, и мне некогда вдумываться в смысл песен. А у многих наших групп смысл песен серьезный, духовный.

"Алиса" - это и вовсе настоящее православное искусство".

Судя по всему, все, кто трудится вместе с о. Сергием при храме, в том числе пасмурные девушки в платочках, фаны Доктора Кинчева. "Вы слушали его последний альбом? - спросила меня сестра Галина и была огорчена моим невежеством. - Послушайте непременно! Там так много говорится о Боге!" Когда-то Галина в свободное от учебы на филфаке время хипповала. Но в 1990 году поехала в Оптину пустынь, познакомилась там с отцом Сергием, только что рукоположенным, и эта встреча изменила ее жизнь.

Отец Сергий и сам обратился к Богу за несколько лет до встречи с Галиной и другими своими духовными детьми из старших.

"Огромным толчком к православной вере был для меня сюжет о блаженной Ксении Петербургской в телепрограмме "До и после полуночи" - он произвел на меня неизгладимое впечатление. Другой замечательной передачей был "Взгляд". Для ищущей молодежи в этих программах было много полезного. Сейчас над Горбачевым смеются, но я не постыжусь сказать, что наше поколение - дети перестройки. В прессе тогда появилось много публикаций о церкви.

Часто писали об Оптиной пустыни, о старцах и великих людях, которые приезжали туда. В результате в монастырь хлынул поток молодежи. Летом в четырех километрах от Оптиной, на берегах озера Любви, разворачивались палаточные лагеря. Я тогда был послушником, и мы с моим другом отцом Мелхиседеком часто беседовали с отдыхающими. Сами знаете, там, где есть палатка и костер, обязательно будет гитара. Мы подходили, и я просил дать мне инструмент. Представляете себе реакцию, когда человек в подряснике вдруг берет гитару и начинает играть что-нибудь из "Дип перпл". А потом начинались вопросы о церковных канонах, о том, не противоречит ли рок-музыка вере в Бога. Мы объясняли.

Многие из тех, с кем мы тогда беседовали, потом крестились. Некоторые даже поступили в семинарии, сейчас служат в храмах".

Проповеди на тему "Рок и Бог" сегодня отец Сергий произносит намного чаще, чем в бурные годы перестройки. В прошлом году Ярославский архиепископ Кирилл пригласил его выступить перед молодежью.

Вместе со священником в Ярославль приехали столичные рок-музыканты. Стены местного ДК несколько часов сотрясались.

Бабульки, узнав, что их внуки собрались на проповедь, в испуге крестились.

"Рок-музыка ставит перед молодым человеком вопрос о смысле жизни. Кто как не священник должен дать ему ответ?" - считает отец Сергий.

Смотрим видеозапись, сделанную в одном из московских рок-клубов. Музыканты нацеливают со сцены гитары в зал, ударник лупит палочками по тарелкам, внизу несколько десятков девчонок и парней вскидывают руки, прыгают и визжат.

Вдруг музыка стихает. Из зала раздаются возгласы: "Давай еще!" Солист притягивает к себе микрофон и говорит: "К нам в гости пришел священник. Он хороший человек и хочет с вами поговорить. Просьба бутылками в него не кидаться!" Публика гогочет, полагая, что это шутка, однако на сцене действительно появляется коренастый человек в рясе, с крестом на шее. "Я хочу вас поприветствовать так, как приветствовали друг друга по всему миру хиппи в 70-е годы!" - восклицает он и вскидывает правую руку. Пальцы сжаты в кулак, кроме среднего и указательного.

Виктория, победа. Зал ревет, над толпой взлетают руки с растопыренными пальцами. Дальше следует рассказ о советских временах, о том, как сажали за убеждения в психушки. И о смысле христианства. Какой-то парень возмутился было религиозной пропагандой, но на него зашикали: "Пусть чел выскажется!" И "чел" высказывается. Да так убедительно, что на последних словах ребята начинают скандировать: "Мы православные, мы православные!" Церковное начальство к работе священника с молодежью относится в общем благосклонно, а вот его пожилые прихожане не разделяют увлечения отца Сергия роком.

Прошлой зимой даже пожаловались на него патриарху. "В храме на Лазаревском кладбище я служу десять лет, здесь у меня дружный приход, а во втором храме, в Бибирево, где я всего лишь второй год, сложилась другая ситуация, - рассказывает отец Сергий, осторожно подбирая слова. - Знаете, есть особая категория людей пожилого возраста, которые, приходя в храм, начинают поучать остальных: "Ты не туда встал, не так зажег свечу..." Своими советами они только отпугивают людей от церкви. Поэтому я вывесил на дверях объявление, что на этих людей не стоит обращать внимания".

Ответная реакция не замедлила себя ждать: на имя патриарха была отправлена кляуза.

К ней прилагались злополучное объявление, книга отца Сергия "Современная культура: сатанизм или богоискательство?", несколько аудиокассет и пачка фотографий группы "Алиса". К неудовольствию кляузников, оргвыводов не последовало. После чего иеромонах ввел в планы занятий в воскресной школе помимо церковных дисциплин курс игры на электрогитаре. В будущем он хочет открыть православный культурный центр, где могли бы выступать и рокмузыканты.

Можно было бы сказать, что неформальная миссионерская деятельность отца Сергия - адекватный ответ на запросы времени. Однако еще апостол Павел - тот, который сказал, что "вера от слышания", - разъяснял своим ученикам: с людьми, находящимися за церковной оградой, но проявляющими интерес к церкви, следует говорить на их же языке. Те, кто в церкви, слышали проповедь Христа о нравственном законе, а язычники - они "естеством закон творят". То есть поступают согласно зову сердца. Вот и отец Сергий ничего противоестественного в рок-музыке не видит.

Ведь она выражает стремление плыть против течения.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Герман Петелин
Работа по вероисповеданию
В Москве появились религиозные кадровые агентства
10.11.2006
ПроРОК в своем отечестве
Православный священник проповедует в рок-клубах
05.06.2006
Не только за коврижками
В центре Москвы работает единственное в стране "православное кафе"
15.11.2004
Все статьи Герман Петелин
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35