ПроРОК в своем отечестве

Православный священник проповедует в рок-клубах

Герман Петелин 
0
05.06.2006 69
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил настоятеля одного из столичных храмов иеромонаха Сергия (Рыбко) премией "Обретенное поколение" за миссионерскую работу среди хиппи, рокеров и панков. Неформальную молодежь на путь истинный священник наставляет экзотическим способом - он читает проповеди в рок-клубах.

Музыканты со сцены нацеливают электрогитары в зал. Барабанщик изо всех сил колотит палочками по тарелкам, а внизу несколько десятков молодых девчонок и парней вскидывают руки вверх, извиваются, прыгают, визжат. А потом музыка затихает. Из зала раздаются возгласы: "Давай еще!", "Врежь по басам!"

Солист вытирает платочком пот со лба, притягивает к себе микрофон и говорит:

- К нам в гости пришел священник. Его зовут отец Сергий. Он очень хороший человек, и он хочет с вами поговорить. Просьба святого отца - не оскорблять и бутылками в него не кидаться!

Публика гогочет. Они думают, что это шутка. И вдруг на сцене действительно появляется священник. Зал разочарованно гудит. Клубы сигаретного дыма поднимаются вверх. В эти секунды кажется, что невысокий толстенький бородатый человек в подряснике и с крестом на шее заблудился. Но он начинает говорить: "Я хочу поприветствовать так, как приветствовали друг друга по всему миру хиппи в 70-е годы", - и вскидывает правую руку. Пальцы сжаты в кулак, кроме двух, - среднего и указательного. Виктория. Победа.

Священник рассказывает о советских временах, о том, как запрещали рок, как сажали за убеждения в психушки. Приводит примеры из своей жизни и постепенно начинает говорить о православной культуре и христианстве.

Какой-то парень пытается возмутиться незапланированным выступлением священника. Но на него шикают: "Пусть чел выскажется!"

Заканчивается проповедь неожиданно даже для самого священника. Молодые люди вдруг начинают скандировать: "Мы православные, мы православные!" Святой отец улыбается и благодарит за внимание...

Бывший хиппи

В юности иеромонах Сергий хипповал и даже однажды добрался автостопом до Рижского взморья, где московская система (так называли себя столичные хиппи) объявила свой слет. На дворе стояли застойные семидесятые. Вся страна строила коммунизм. А эти молодые парни ничего строить не хотели. Они тусовались на съемных квартирах и отчаянно спорили о смысле жизни. Евангелие и аккорды "Пинк Флойда" казались им тогда равноценными вещами.

О тех временах бывший хиппи, а ныне настоятель храма Святого Духа на Лазаревском кладбище, вспоминает без грусти, но с легкой иронией.

- Это был бунт против опостылевшей идеологии, лживого лицемерия совка. Мы пытались плыть против течения, - говорит он. - Мне нравится культура андеграунда и тяжелый рок. Но если раньше это был поиск истины, то теперь просто хороший отдых. Никаких противоречий с православием в "тяжелой" музыке я не нахожу и считаю, что рок-музыка не менее глубока, чем классика.

Коллекция отца

Рядом с храмом небольшое двухэтажное здание. В нем размещаются мастерские: иконописная и книгоиздательская. Здесь работают сестры, живущие при церкви. В этом же строении, в самой маленькой комнатке на втором этаже, стоит сколоченный из досок топчан и старенький стол, на котором возвышаются телевизор с магнитофоном. У одной стены - шкаф с православной литературой, на другой - полки с аудиокассетами и компакт-дисками.

- Это моя музыкальная коллекция, - смущенно говорит отец Сергий. - Не так уж и много! Правда?

Но я вижу, что много. Даже очень много. Несколько сотен музыкальных альбомов. Чтобы прослушать все записи, не хватит и месяца. Читаю надписи: "Лед Зеппелин",

"Аэросмит", "Битлз", "Дип Перпл", "Пинк Флойд". Русский рок отсутствует.

- Я предпочитаю западных исполнителей, - объясняет священник. - Я включаю музыку только в те минуты, когда уже валюсь с ног от усталости и мне некогда вдумываться в смысл песен.

Крещение на озере Любви

- Когда началась перестройка, религия вышла из подполья. В прессе появилось много публикаций о церкви. Особенно часто в то время писали об Оптиной пустыни, о старцах и знаменитых людях, которые приезжали к ним. В результате туда хлынул поток молодежи, - вспоминает отец Сергий. - Летом возле Оптиной пустыни разворачивались целые палаточные лагеря. Самым любимым местом отдыха молодежи стало озеро Любви, расположенное в четырех километрах от монастыря. Я тогда еще был послушником, и мы с моим другом отцом Мелхиседеком часто беседовали с отдыхающими. Вы сами знаете, там, где есть палатка, костер, парни и девушки, обязательно будет гитара. Я подходил и просил дать мне инструмент. Представляете себе реакцию людей, когда человек в подряснике вдруг берет гитару и начинает играть что-нибудь из "Битлов" или "Дип Перпл"?! Ребята замирали от удивления. А потом начинались вопросы: о вере, о церковных канонах, можно ли попу играть рок? Мы объясняли. Многие из тех, с кем мы тогда беседовали, потом крестились.

Протест прихожан

Церковное начальство к инициативе священника относится благосклонно, а вот пожилые прихожане не всегда понимают увлечение отца Сергия роком. Прошлой зимой они даже пожаловались на него патриарху.

- В храме Святого Духа я служу десять лет, и здесь уже все успели привыкнуть к моему увлечению роком. Во втором храме, в Бибиреве, я всего лишь второй год на приходе. И там сложилась другая ситуация. Даже, скорее всего, не из-за рока. Знаете, есть особая категория людей пожилого возраста, которые, приходя в храм, начинают поучать остальных, - объясняет настоятель. - Ты не туда встал, не так зажег свечу, не так перекрестился. Своими советами они только отпугивают людей от церкви и устраивают ненужную суету. Поэтому я вывесил на дверях храма объявление, что на этих людей не стоит обращать внимания.

Ответная реакция не замедлила себя ждать. На имя патриарха была отправлена жалоба от безымянных рассерженных прихожан. В ней говорилось о духовном разложении православного священника. Но иеромонах не сдался и даже ввел в планы занятий в бибиревской воскресной школе помимо церковных дисциплин курс игры на электрогитаре. В будущем батюшка хочет открыть православный культурно-просветительский центр, в котором бы могли выступать рок-музыканты.

- Есть хорошие музыканты и хорошие песни, есть плохие и примитивные, - сказал отец Сергий на прощание. - Но обвинять рок-музыку в пропаганде зла несправедливо. Неформальное искусство нередко является поиском Истины. И те, кто последователен в этом поиске, рано или поздно придут в Церковь.

МОНАХИ-РОКЕРЫ

Пять греческих монахов из монастыря близ горы Этолии, создавшие музыкальную группу "Элефтерия" ("Свобода"), выпустили в продажу свой второй альбом "SOS". Предыдущий альбом монахов - "Я научился жить свободно" (1999 год) продан в количестве 52 тысяч экземпляров. Звукозаписывающая компания Music Box International планирует допечатать тираж, так как завалена заявками со всего света.

На греческих музыкальных каналах появился клип на песню "Маленький чип", в котором пышнобородый монах с собранными в хвост волосами (звезда группы - брат Пантелеймон) поет в сопровождении современного рок-бита об угрозе тотального компьютерного контроля.

Поющие монахи пошли на прямое нарушение запрета высших чинов Священного синода Элладской православной церкви, посчитавшего, что поп-карьера, пусть и с самыми богоугодными целями, несовместима с монашескими обетами смирения и послушания.

РОК-БАТЮШКА

Среди священства отец Сергий Рыбко в своей миссионерской работе не одинок. Настоятель сельского Макариево-Решемского храма игумен Евмений постоянно читает лекции по психологии, встречается с молодежью на рок-концертах и наставляет на путь истинный наркоманов.

- Важно донести Слово Божие, заинтересовать Христом, Личностью. Поэтому, если пригласят, - пожалуйста, я пойду на встречу с кем угодно, хоть с Пугачевой, - говорит отец Евмений. - Если сейчас Русская православная церковь не будет взаимодействовать с молодежью, не будет идти к молодежи, она потеряет паству.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Алексий ПОНОМАРЕВ, священник, преподаватель духовной школы:


- Миссионерская деятельность заключается не в том, чтобы подражать миру, а в том, чтобы показать ему иную жизнь, отличную от тех идеалов и ценностей, которых всегда придерживается земное царство, - жизнь не от мира сего.

Странно видеть на стене храма объявление, что в помещении воскресной школы работают курсы обучения игре на гитаре или других музыкальных инструментах. Сразу вспоминается время советской власти, когда при каждом сельском клубе устраивали курсы, кружки, чтобы как-то привлечь молодежь к художественной самодеятельности. Но храм - это не сельский Дом культуры. Это место для молитвы и познания Божественных истин.

Конечно, кому-то покажется оригинальным, когда монахи в рясах выплясывают на сцене и поют песни под вой гитар и гром барабанов, но ведь это же кощунство! Как говорит преп. Исаак Сирин, "если ты монах, то прославься монашескими подвигами", а не мирскими бесовскими шоу.

http://www.rodgaz.ru/index.php?action=Articles&dirid=16&tek=20373&issue=272
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Герман Петелин
Работа по вероисповеданию
В Москве появились религиозные кадровые агентства
10.11.2006
ПроРОК в своем отечестве
Православный священник проповедует в рок-клубах
05.06.2006
Не только за коврижками
В центре Москвы работает единственное в стране "православное кафе"
15.11.2004
Все статьи Герман Петелин
Последние комментарии
«Белая лихорадка»
Новый комментарий от Наталия 2016
13.04.2021 21:51
Православному социализму – быть!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.04.2021 19:50
Она сохранила чистоту натуры русского человека
Новый комментарий от Валерий
13.04.2021 18:27
Ад на Украине – с молчаливого согласия
Новый комментарий от Апографъ
13.04.2021 17:45
Единственный гарант суверенности Родины
Новый комментарий от Апографъ
13.04.2021 16:41
Кто использует духовника Патриарха в грязных политиграх?
Новый комментарий от Советский недобиток
13.04.2021 16:31