Музыканты со сцены нацеливают электрогитары в зал. Барабанщик изо всех сил колотит палочками по тарелкам, а внизу несколько десятков молодых девчонок и парней вскидывают руки вверх, извиваются, прыгают, визжат. А потом музыка затихает. Из зала раздаются возгласы: "Давай еще!", "Врежь по басам!"
Солист вытирает платочком пот со лба, притягивает к себе микрофон и говорит:
- К нам в гости пришел священник. Его зовут отец Сергий. Он очень хороший человек, и он хочет с вами поговорить. Просьба святого отца - не оскорблять и бутылками в него не кидаться!
Публика гогочет. Они думают, что это шутка. И вдруг на сцене действительно появляется священник. Зал разочарованно гудит. Клубы сигаретного дыма поднимаются вверх. В эти секунды кажется, что невысокий толстенький бородатый человек в подряснике и с крестом на шее заблудился. Но он начинает говорить: "Я хочу поприветствовать так, как приветствовали друг друга по всему миру хиппи в 70-е годы", - и вскидывает правую руку. Пальцы сжаты в кулак, кроме двух, - среднего и указательного. Виктория. Победа.
Священник рассказывает о советских временах, о том, как запрещали рок, как сажали за убеждения в психушки. Приводит примеры из своей жизни и постепенно начинает говорить о православной культуре и христианстве.
Какой-то парень пытается возмутиться незапланированным выступлением священника. Но на него шикают: "Пусть чел выскажется!"
Заканчивается проповедь неожиданно даже для самого священника. Молодые люди вдруг начинают скандировать: "Мы православные, мы православные!" Святой отец улыбается и благодарит за внимание...
Бывший хиппи
В юности иеромонах Сергий хипповал и даже однажды добрался автостопом до Рижского взморья, где московская система (так называли себя столичные хиппи) объявила свой слет. На дворе стояли застойные семидесятые. Вся страна строила коммунизм. А эти молодые парни ничего строить не хотели. Они тусовались на съемных квартирах и отчаянно спорили о смысле жизни. Евангелие и аккорды "Пинк Флойда" казались им тогда равноценными вещами.О тех временах бывший хиппи, а ныне настоятель храма Святого Духа на Лазаревском кладбище, вспоминает без грусти, но с легкой иронией.
- Это был бунт против опостылевшей идеологии, лживого лицемерия совка. Мы пытались плыть против течения, - говорит он. - Мне нравится культура андеграунда и тяжелый рок. Но если раньше это был поиск истины, то теперь просто хороший отдых. Никаких противоречий с православием в "тяжелой" музыке я не нахожу и считаю, что рок-музыка не менее глубока, чем классика.
Коллекция отца
Рядом с храмом небольшое двухэтажное здание. В нем размещаются мастерские: иконописная и книгоиздательская. Здесь работают сестры, живущие при церкви. В этом же строении, в самой маленькой комнатке на втором этаже, стоит сколоченный из досок топчан и старенький стол, на котором возвышаются телевизор с магнитофоном. У одной стены - шкаф с православной литературой, на другой - полки с аудиокассетами и компакт-дисками.- Это моя музыкальная коллекция, - смущенно говорит отец Сергий. - Не так уж и много! Правда?
Но я вижу, что много. Даже очень много. Несколько сотен музыкальных альбомов. Чтобы прослушать все записи, не хватит и месяца. Читаю надписи: "Лед Зеппелин",
"Аэросмит", "Битлз", "Дип Перпл", "Пинк Флойд". Русский рок отсутствует.
- Я предпочитаю западных исполнителей, - объясняет священник. - Я включаю музыку только в те минуты, когда уже валюсь с ног от усталости и мне некогда вдумываться в смысл песен.
Крещение на озере Любви
- Когда началась перестройка, религия вышла из подполья. В прессе появилось много публикаций о церкви. Особенно часто в то время писали об Оптиной пустыни, о старцах и знаменитых людях, которые приезжали к ним. В результате туда хлынул поток молодежи, - вспоминает отец Сергий. - Летом возле Оптиной пустыни разворачивались целые палаточные лагеря. Самым любимым местом отдыха молодежи стало озеро Любви, расположенное в четырех километрах от монастыря. Я тогда еще был послушником, и мы с моим другом отцом Мелхиседеком часто беседовали с отдыхающими. Вы сами знаете, там, где есть палатка, костер, парни и девушки, обязательно будет гитара. Я подходил и просил дать мне инструмент. Представляете себе реакцию людей, когда человек в подряснике вдруг берет гитару и начинает играть что-нибудь из "Битлов" или "Дип Перпл"?! Ребята замирали от удивления. А потом начинались вопросы: о вере, о церковных канонах, можно ли попу играть рок? Мы объясняли. Многие из тех, с кем мы тогда беседовали, потом крестились.Протест прихожан
Церковное начальство к инициативе священника относится благосклонно, а вот пожилые прихожане не всегда понимают увлечение отца Сергия роком. Прошлой зимой они даже пожаловались на него патриарху.- В храме Святого Духа я служу десять лет, и здесь уже все успели привыкнуть к моему увлечению роком. Во втором храме, в Бибиреве, я всего лишь второй год на приходе. И там сложилась другая ситуация. Даже, скорее всего, не из-за рока. Знаете, есть особая категория людей пожилого возраста, которые, приходя в храм, начинают поучать остальных, - объясняет настоятель. - Ты не туда встал, не так зажег свечу, не так перекрестился. Своими советами они только отпугивают людей от церкви и устраивают ненужную суету. Поэтому я вывесил на дверях храма объявление, что на этих людей не стоит обращать внимания.
Ответная реакция не замедлила себя ждать. На имя патриарха была отправлена жалоба от безымянных рассерженных прихожан. В ней говорилось о духовном разложении православного священника. Но иеромонах не сдался и даже ввел в планы занятий в бибиревской воскресной школе помимо церковных дисциплин курс игры на электрогитаре. В будущем батюшка хочет открыть православный культурно-просветительский центр, в котором бы могли выступать рок-музыканты.
- Есть хорошие музыканты и хорошие песни, есть плохие и примитивные, - сказал отец Сергий на прощание. - Но обвинять рок-музыку в пропаганде зла несправедливо. Неформальное искусство нередко является поиском Истины. И те, кто последователен в этом поиске, рано или поздно придут в Церковь.
МОНАХИ-РОКЕРЫ
Пять греческих монахов из монастыря близ горы Этолии, создавшие музыкальную группу "Элефтерия" ("Свобода"), выпустили в продажу свой второй альбом "SOS". Предыдущий альбом монахов - "Я научился жить свободно" (1999 год) продан в количестве 52 тысяч экземпляров. Звукозаписывающая компания Music Box International планирует допечатать тираж, так как завалена заявками со всего света.На греческих музыкальных каналах появился клип на песню "Маленький чип", в котором пышнобородый монах с собранными в хвост волосами (звезда группы - брат Пантелеймон) поет в сопровождении современного рок-бита об угрозе тотального компьютерного контроля.
Поющие монахи пошли на прямое нарушение запрета высших чинов Священного синода Элладской православной церкви, посчитавшего, что поп-карьера, пусть и с самыми богоугодными целями, несовместима с монашескими обетами смирения и послушания.
РОК-БАТЮШКА
Среди священства отец Сергий Рыбко в своей миссионерской работе не одинок. Настоятель сельского Макариево-Решемского храма игумен Евмений постоянно читает лекции по психологии, встречается с молодежью на рок-концертах и наставляет на путь истинный наркоманов.- Важно донести Слово Божие, заинтересовать Христом, Личностью. Поэтому, если пригласят, - пожалуйста, я пойду на встречу с кем угодно, хоть с Пугачевой, - говорит отец Евмений. - Если сейчас Русская православная церковь не будет взаимодействовать с молодежью, не будет идти к молодежи, она потеряет паству.
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Алексий ПОНОМАРЕВ, священник, преподаватель духовной школы:- Миссионерская деятельность заключается не в том, чтобы подражать миру, а в том, чтобы показать ему иную жизнь, отличную от тех идеалов и ценностей, которых всегда придерживается земное царство, - жизнь не от мира сего.
Странно видеть на стене храма объявление, что в помещении воскресной школы работают курсы обучения игре на гитаре или других музыкальных инструментах. Сразу вспоминается время советской власти, когда при каждом сельском клубе устраивали курсы, кружки, чтобы как-то привлечь молодежь к художественной самодеятельности. Но храм - это не сельский Дом культуры. Это место для молитвы и познания Божественных истин.
Конечно, кому-то покажется оригинальным, когда монахи в рясах выплясывают на сцене и поют песни под вой гитар и гром барабанов, но ведь это же кощунство! Как говорит преп. Исаак Сирин, "если ты монах, то прославься монашескими подвигами", а не мирскими бесовскими шоу.
http://www.rodgaz.ru/index.php?action=Articles&dirid=16&tek=20373&issue=272