Становление духовного образования в Иваново-Вознесенской епархии

Общество 
0
321
Время на чтение 8 минут
Последнее десятилетие - особое время в развитии православного духовного образования в России. Процесс становления провинциальных российских духовных учебных заведений в 1990-е годы проходил сложно в силу целого ряда причин. Среди важнейших из них необходимо отметить отсутствие централизованного финансирования, сложности с помещениями, библиотеками, преподавательскими кадрами. Кроме того, Учебный комитет сумел организовать регулярный контроль духовных школ путем инспекционных проверок лишь после 2000 года. До этого многие из них были предоставлены сами себе и находились буквально на грани выживания.

Становление духовных учебных заведений в России в 1990-е годы происходило по инициативе, идущей из епархий. Причем нередко епархиальные архиереи превышали свои полномочия, не согласовывая открытие новых духовных учебных заведений или их статус с Учебным комитетом и, соответственно, Священным Синодом. Многие из вновь открытых духовных семинарий и училищ лишь условно могли называться учебными заведениями - не было элементарной исходной документации, необходимых помещений, не был отлажен учебный процесс.

Но в 2002 году была утверждена новая структура Учебного комитета, который с 2001 года начал оказывать реальное влияние на положение дел в провинциальных духовных школах. Постепенно идет подтягивание уровня духовных учебных заведений к требованиям госстандарта. Но реформа духовного образования еще далеко не завершена. Лишь время ответит на вопрос, каким будет духовное образование в России в XXI веке. Сегодня же оно еще не стало до конца однородной системой, каждая академия и семинария имеет свои особенности. В этой связи хотелось бы рассказать о становлении духовной семинарии в Ивановской (с 2002 года - Иваново-Вознесенской и Кинешемской) епархии.

Ивановская епархия позднее многих других начала трудиться на поприще духовного образования. Только в 1996 году в ней были открыты пастырско-богословские курсы, предназначенные для не имеющих специального духовного образования священнослужителей, а также кандидатов в священный сан. На курсах изучались лишь шесть дисциплин, срок обучения был всего три месяца. За время своего существования пастырско-богословские курсы сделали пять выпусков, всего их закончили свыше 80 человек. Даже в такой форме курсы в значительной мере способствовали повышению религиозного образовательного уровня духовенства епархии.

Духовное училище в Ивановской епархии удалось открыть лишь в 1999 году. Были набраны первые 20 студентов, собран профессорско-преподавательский состав высокого уровня, что позволило училищу уже с первого года своего существования приступить к выпуску авторских курсов лекций, монографий и книг.

Уровень образования многих из первых воспитанников был крайне низок. Но именно эти воспитанники сумели пережить тяжелейший первый год становления училища. Недостаток финансирования, перебои с отоплением и электроснабжением здания, даже с водой, скудное питание, не отлаженный учебный процесс - все это они ощутили на себе в полной мере.

К началу второго учебного года ситуация в училище относительно выправилась. Были устранены проблемы с коммунальными услугами, наладился учебный процесс, заметно улучшилось питание. Сформировался преподавательский состав, причем удалось привлечь к преподаванию многих ивановских ученых. Постоянно росли фонды библиотеки. В 2000 году архиепископ Амвросий впервые обратился к Святейшему Патриарху Алексию и председателю Учебного комитета архиепископу Верейскому Евгению с просьбой об открытии на базе училища духовной семинарии. Но в 2001 году Священный Синод принял решение оставить училище в прежнем статусе, причем основную роль в этом сыграло то, что 20% учащихся не имели полного среднего образования.

Работа по открытию семинарии на этом не прекратилась. Уже через несколько месяцев в училище не было ни одного студента без законченного среднего образования. С 2001/2002 учебного года руководством епархии и училища было принято решение о переходе с двухлетнего на пятилетний срок обучения.

Переход на пятилетний срок обучения имел смысл при условии реорганизации училища в семинарию до первого выпуска, с тем чтобы поступившие на пятилетнее училище получили дипломы об окончании семинарии.

Сразу удорожалось содержание училища, возникло много проблем с преподавателями, библиотекой, учебным планом и программами, которые должны были соответствовать семинарским. В духовное училище с пятилетним сроком обучения сложно было набрать учащихся.

Однако решение о переходе на пятилетние обучение все же было принято. Одновременно был взят курс на более тесное сотрудничество со светской высшей школой, повышение образовательного ценза преподавателей богословских дисциплин, дальнейшее увеличение библиотеки.

В 2001 году на территории училища был заложен храм в честь Собора Ивановских святых. Решались вопросы текущего и перспективного финансирования, что при отсутствии всякого централизованного финансирования было крайне непросто. В 2001 году состоялся первый выпуск занимавшихся по двухлетнему курсу обучения. Он был невелик - всего лишь шесть человек. Одновременно нужно было отладить учебный процесс уже по новым, пятилетним учебным планам. Перспективы открытия семинарии требовали уделить немалое внимание организации научной работы.

В 2001 году при Ивановском духовном училище совместным распоряжением председателя Учебного комитета при Священном Синоде архиепископа Верейского Евгения, архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия и ректора Ивановского государственного университета В.Н. Егорова был создан Научный центр по проблемам церковной истории и церковного осмысления истории России. Создание Центра стало закономерным следствием той большой научной церковно-исторической работы, которую проводило Ивановское духовное училище. За два года училищем был проведен целый ряд научных и научно-практических конференций, одна их которых имела статус международной, а другая - общероссийской. Издано свыше 20 монографий, книг и учебных пособий. Менее чем за три года сформирована библиотека с фондом более 14 000 книг.

В январе 2002 года на общем собрании преподавателей Ивановского духовного училища было принято решение о создании Ученого совета в составе 12 человек, а также открытии двух кафедр - богословия и церковной и общей истории. Определилось основное направление научной работы в училище - церковно-историческое. Этой тематике было посвящено большинство проводимых училищем конференций и публикуемых исследований. 5 декабря 2001 года в училище прошла всероссийская научная конференция "Церковь, государство и общество в истории России ХХ века", которая вызвала такой широкий общественный резонанс, что было решено сделать ее ежегодной.

Всего за три года своего существования Ивановское духовное училище успело превратиться в научный центр Ивановской епархии, стать местом встречи и сотрудничества церковной и светской общественности. Помимо учебных и воспитательных задач, Ивановское духовное училище решало научные и издательские задачи.

Нельзя не упомянуть о Попечительском совете Ивановского духовного училища, который стал местом встречи руководства епархии с руководством крупных областных предприятий и организаций, а также силовых структур. В 2000 году Попечительский совет возглавил председатель правительства Ивановской области А.П. Головков. Он провел два заседания Совета, которые были очень важны для того, чтобы многие уважаемые в области люди осознали необходимость поддержки училища, привыкли собираться в его стенах. Были решены и некоторые практические вопросы существования училища.

В конце 2000 года губернатором Ивановской области был избран В.И. Тихонов, а главой города Иваново - А.В. Грошев. В.И. Тихоновым согласился стать председателем Попечительского совета духовного училища, а А.В. Грошев - заместителем председателя.

В.И. Тихонов, будучи коммунистом и говоря о себе как о неверующем человеке, сыграл очень большую роль в развитии Ивановского духовного училища и в преобразовании его в семинарию, оказав в этом разноплановую поддержку. Громадный труд был проделан ректором - архимандритом Зосимой (Шевчуком), многими сотрудниками и преподавателями, которые бескорыстно отдали все свои силы на создание нового духовного учебного заведения.

В мае 2002 года Ивановское духовное училище посетила инспекционная комиссия под руководством заместителя председателя Учебного комитета протоиерея Максима Козлова. Зафиксировав имеющиеся объективные недостатки, комиссия пришла к выводу о возможности, при условии их устранения, преобразовать училище в духовную семинарию.

17 июля 2002 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии Иваново-Вознесенской духовной семинарии. Необходимо было пройти лицензирование в Министерстве образования России, организовать учебный процесс уже на новом уровне, активизировать научную и издательскую работу, строить новые помещения, на порядок увеличить количество книг в библиотеке.

Архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Амвросий дал благословение семинарии быть названной в честь святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси.

5-6 декабря 2003 года в Свято-Алексиевской Иваново-Вознесенской духовной семинарии прошла III Международная научная конференция "Церковь, государство и общество в истории России XX века". В ней приняли участие ученые, священнослужители, аспиранты и студенты из разных городов России, а также из Германии, Швейцарии, Англии, США.

Открывая конференцию, сопредседатель ее оргкомитета, доктор исторических наук, профессор А.А. Корников отметил, что она стала определенным результатом четырехлетнего сотрудничества Ивановского государственного университета с Иваново-Вознесенской духовной семинарией. За это время были совместно проведены еще две региональные и две общероссийских конференции, местом проведения которых неизменно была семинария. Опубликованы материалы всех этих конференций, а также ряд научных сборников, учебно-методические пособия по историографии, источниковедению, русской истории, новейшей отечественной истории. Заметно выросло количество участников конференций. Расширилась география участников - из региональной она стала международной. Это стало возможно благодаря активной работе действующего при семинарии Научного центра по проблемам церковной истории и церковного осмысления истории России.

Центр организует научное сотрудничество семинарии не только с Ивановским государственным университетом, но и с Ивановской государственной архитектурно-строительной академией (ИГАСА), Ивановской государственной медицинской академией (ИГМА). С ИГАСА проведено три совместных научно-практические конференции - две региональные и одна международная. С ИГМА проведены совместно две региональные конференции и круглый стол с участием студентов. Центром ведется и плановая научно-исследовательская работа по целому ряду направлений. Это статистические данные по российским монастырям XIX - начала XX веков, история Русской Православной Церкви во второй половине XX века, мемуары церковных деятелей как исторический источник, творчество русских религиозных писателей и философов. Необходимо также отметить, что в 2003 году семинария получила государственную лицензию на деятельность в сфере высшего профессионального религиозного образования и, таким образом, стала новым высшим православным учебным заведением.

За два года, прошедших с момента открытия Свято-Алексиевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, многое уже сделано. Подходит к завершению строительство храма в честь Собора Ивановских святых, строится третий этаж над главным зданием семинарии, надвратная звонница, хозяйственные постройки. Библиотека выросла до 21-й тысячи единиц хранения. Активно идет издательская деятельность, в первую очередь научного характера. Всего Ивановским духовным училищем и Иваново-Вознесенской семинарией выпущено свыше 50 книг и брошюр научного и научно-популярного характера.

Семинария стала общепризнанным центром епархиальной жизни, местом проведения всех значительных общеепархиальных мероприятий. Растет число студентов. Если в год открытия в семинарию было принято 52 человека на дневное обучение и 67 заочников и экстернов, то на начало 2003/2004 учебного года в семинарии обучались 75 очников и свыше 100 заочников и экстернов. Попечительский совет семинарии за время своего существования превратился в орган, регулирующий взаимодействие епархии с руководством районов, областного центра, крупнейших предприятий, силовых структур.

Можно констатировать, что духовное образование в Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии имеет тенденцию к постоянному развитию. Сотрудничество со светской высшей школой и другими духовными учебными заведениями может позволить Свято-Алексеевской семинарии со временем стать подлинным центром церковной исторической науки.

N 15, август 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Федотов
Все статьи Алексей Федотов
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии