Это не совет, это шутка такая у Жаргал-ламы. Появилась она в обороте молодого буддийского священника после того, как один мужик попросил освятить машину. По природной своей любознательности лама немного проехался на иномарке, попробовал работу системы зажигания и чисто по-светски посоветовал заменить свечи. Мужик был на седьмом небе. Устами Жаргала, по мнению счастливого обладателя далеко не нового японского автомобиля, сами небеса открыли ему дорогу по всем большакам и обочинам Бурятии.
Таков Жаргал-лама: всего 25, а он уже поднаторел в притчах. Про свечи рассказывал мне в священном месте. Здесь, на границе двух районов Бурятии, стоит "бурхан" - дорожное место поклонения богам. На четырехугольную тумбу с ненашими письменами надо положить денежку, но ленивые водители бросают монетки на ходу. Деньги противно скрипят под ногами, их никто не собирает: не принято. С Жаргал-ламой - монахом улан-удэнского дацана "Хамбын хурэ" - мы едем в Хоринск. Там, в 160 километрах от столицы Бурятии, ему надо забрать священные книги. Завтра начнутся молебны в честь Бога Грядущего Майдари, и Жаргалу поручено выступить в них в качестве, по-нашему говоря, запевалы.
- А у вас в Иркутске есть люди, которые собирают монетки у "бурханов"? - спрашивает он.
- Так где их нет? А что, собиральщиков ждет плохая реинкарнация?
- Мы, когда маленькими были, - не впрямую по своему обыкновению отвечает Жаргал, - решили с другом денег заработать. Набрали разноцветных тряпиц и обвязали ими деревья. Все проезжавшие мимо думали, что открыли новое святое место. Монеты кидали. Иногда пятирублевые даже. Мы собирали их и шли в магазин, покупали сок в пакетиках. Такие, знаете, которые соломинкой протыкаются. Потом мать узнала, наругала меня, к ламе повела.
- А тот что?
- Тот мать наругал: они же, мол, дети еще, не понимают. Потом показал на меня и говорит: "А вот из этого сильный лама вырастет". Он стал моим учителем.
Двухгодичную начальную подготовку Жаргал прошел на родине в Кижинге, а потом еще пять лет обучался на философском факультете Иволгинского дацана. Почему именно на философском, а не на тантрическом (ритуальном) или эмчи (медицинском)? "Философия - это корневая дисциплина, а медицинские знания сами собой, по мере работы, приходят".
Такой ответ меня немного насторожил, поскольку несколькими часами ранее, еще до знакомства с Жаргал-ламой, я привел к нему обеих дочерей. А еще раньше задал им вопрос: "К кому пойдете - к астрологу, медику или философу?" Им захотелось к астрологу, и могучий парень в красной мантии вызвался разглядеть будущее моих чад. Но, как оказалось, специалист по звездам больше говорил о потаенных до поры хворях.
- Будущее многовариантно, - поясняет Жаргал-лама, - и разглядеть его могут далеко не все ясновидцы.
Я попросил его посмотреть: принесет ли мне удачу затеваемый резкий поворот в жизни? Жаргал попросил купить меня в киоске "хий моорин" - этакий флаг удачи с веселой лошадкой. Потом завернул в синюю тряпицу несколько ржаных зерен, неразличимым шепотом освятил ее и велел привязать к дереву на соседней горе, где уже были закреплены тысячи таких же флажков. Зерна рассыпались по земле, и это символизировало сеяние цветов. Но здесь, в дороге, лишенный ламской мантии, Жаргал уже растолковал, что вообще-то нечего во всем полагаться на волю небес, которые якобы говорят устами лам: "Будда учил: "Даже мне не до конца верьте". Это надо запомнить хотя бы потому, что и дочерям он все-таки выдал несколько картинок из будущего. Но не мог иначе сказать служитель веры, в которой и богов-то как таковых нет. Будда считается реальным человеком, и отличие его от простых смертных только в том, что он сумел при жизни приблизиться к совершенству и предсказал приход эры нового бога, Бога Грядущего Майдари, хурал во славу которого завтра откроет Жаргал.
В Хоринске у него семья - стройная жена и дети-погодки двух и трех лет. Кстати, вопрос о семейном положении ламам задают чаще всего. А те чаще всего молчат. Ответить положительно - значит слегка принизить себя в глазах мирян, а осквернять уста ложью нельзя.
У двоюродного брата Жаргала с этим построже. Он сейчас учится в Индии. Дорого, конечно, но на образование складывается вся деревня в долине Кижинги. Земляки уже построили для него дом семь на восемь, отделали под "евро". Квадратов будущему ламе хватит, поскольку заводить семью он не собирается.
За три прогноза на будущее и три диагноза мы положили на столик пятьсот рублей. Это, по здешним меркам, средне. Один предприниматель из Бодайбо не так давно подарил дацану "Волгу" - за то, что ламы освятили его чепэшные стены, и он вывел свое полуживое предприятие в процветающее. Когда в другой, Иволгинский, дацан приехал Чубайс, то после уважительной экскурсии постановил: денег с дацана за электричество не брать. Но такие случаи все-таки редкость. Купить благоустроенную квартиру в Улан-Удэ Жаргалу сейчас не под силу. Вместо этого он в поселке Восточном потихоньку строит в коттеджном квартале дом. Говорит, что потом скорее всего обменяет его на квадраты в хрущевке: "Когда мне хозяйством заниматься?" Там же строят дома еще трое членов братии.
Дружны молодые ламы дацана "Хамбын хурэ" и в работе, и в культпоходах. "Гравий у нас видели? Это мы утром привезли на моем грузовичке. Задний номер я где-то потерял, вместо него привинтил чей-то чужой. Обычно гаишники на задние номера не смотрят, но мало ли? Решили ехать за гравием в ламских одеждах - чтобы постовые на наряды смотрели, а не на номера".
В моем представлении монахи в большинстве своем все-таки аскеты - как на службе, так и в миру: во всем себе отказывают, постятся, избегают светской жизни. А здесь как раз напротив, ничто человеческое им не чуждо: ламы могут и слукавить, и гаишников вокруг пальца обвести, и "бесовские" фильмы смотрят...
Из новинок предпочитают "Матрицу" - там говорят на тибетском, вот усядутся в рядок и комментируют удачные и не очень места из перевода. Соседи по зрительному залу слушают, конечно, их, а не голос за кадром. Когда еще представится случай сказать в компании: я-то, мол, "Матрицу" с ламами смотрел?
ИРКУТСК
из буддийских наставлений
Живые существа страдают не от бездействия, а от того, что не знают, как действовать правильно. Чтобы научиться правильно действовать, прежде всего следует обрести ясное направление в жизни.
Раздвоенной иглой не сшить ткань; не достичь цели, идя в разные стороны. Очень важно иметь одно ясное направление.
Нет вещи, которая извне может заставить нас страдать; все зависит от истолкования нашего опыта. Отсюда ясна великая роль ума в том, испытываем ли мы страдание или радость.
Нет конца мирским делам, подобно бороде, растущей тем сильнее, чем больше ее бреешь. Поэтому без промедления приступайте к практическому осуществлению Дхармы.
Неспособность совершить некое дело - не повод для беспокойства. Способность совершить некое дело - также не повод для волнения. Так зачем волноваться? Будьте счастливы.
Единственный источник ваших страданий - ваши собственные деяния. Всегда следите за тем, как поступаете.
Погнавшись за радугой, вернетесь с пустыми руками. Ограничив себя делами только данной жизни, окажетесь с пустыми руками. Поэтому не тратьте понапрасну драгоценную человеческую жизнь.
Наша справка
Буддизм возник в Индостане в VI в. до н.э. (На этой территории сегодня находятся государства Индия, Непал, Бутан, Пакистан). И Буддизм завоевал миллионы последователей в странах Азии. Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповеднической деятельностью Сиддхартхи Гаутамы Будды. Знаменитая бенаресская проповедь Будды считается самым фундаментальным вероисповедным документом буддизма. В буддизме существуют несколько направлений, называемые махаяной - "широкой колесницой", хинаяной - "узкой колесницей" (или тхеравадой - "истинным учением") и варджаяной - "алмазной колесницей".
В 1742 году в царствование императрицы Елизаветы Петровны буддизм был официально признан одной из религий России. Эта религия в России в основном исповедуется в республиках Калмыкия, Бурятия, Тыва, Хакасия и Алтай. Численность буддистов России на сегодняшний день составляет около 3 млн. человек.