Житель поселка Барыкино Василий Изосимович Песков ждет в гости лично Стивена Сигала. Ему есть что рассказать голливудской кинозвезде не в порядке трепа на завалинке, а по делу. Несколько лет назад Песков помогал археологам в раскопках меркитских захоронений.
- Знаешь, кто они такие были -меркиты? - спрашивает меня. - Это они похитили у юного Чингисхана первую и самую любимую жену Бор-то. Вот он сюда и прискакал. Теперь здесь Стивен Сигал будет снимать фильм про те времена. Слышал?
Слышал, конечно. Еще зимой этот американский буддист заявил о съемках. Сам он, мол, вообще из Кяхты - райцентра Бурятии, который стоит на границе с Монголией и раньше слыл самым богатым сибирским городом. Теперь Кяхта захирела. И под Барыкино поля уже не те, но если судить касательно будущей ленты Сигала, то оно, может, и к лучшему. Ландшафт приобретает тот самый первозданный вид, который был здесь до появления "семейских" - тех, кого императрицы под надзором казаков вывезли в Сибирь еще в XVIII веке.
Но Стивен все не едет. Это дает немалой части населения республики повод для легкой грусти: была, дескать, мало-мальская надежда на развеселение, но, видно, выберет себе матерый киноамериканец в качестве натурных съемок необъятные монгольские степи.
Один Василий Изосимович грустит не по поводу Сигала.
- Вот что за люди? - не спрашивает, а призывает меня в свидетели Песков, и кивает на место лично им сработанного дорожно-религиозного знака, который злоумышленники срубили то ли из озорства, то ли по идейным причинам.
Знак получился странный, нездешний получился знак. В середине круг Сансары - буддистский символ вечной жизни, сверху - христианский крест, слева - исламский полумесяц, справа - иудейская звезда Давида, внизу - ведическая эмблема Венеры. Стояло это 5-метровое произведение неподалеку от села на Ламбошкиной горе. Теперь Песков его снова отладил, наварил трубу потолще, снова хочет установить - рядом с трактом, но только у соседнего села Верхний Жирим. Там администрация рьяно борется за трезвость, создает отряды самообороны, так что есть надежда на то, что знак останется в сохранности.
- Как тебе?
Сам не могу понять. Но тому, кто верит в одну из означенных религий, ронять такую мешанину боязно: или крест в пыль сбросишь, или полумесяц, или еще что. Василий Изосимович на это и рассчитывал. Сам он хоть и происходит из староверов, придерживается учения Блаватской. Слегка, кажется, переборщил с этим делом, потому что с первой же встречи начинает ее пропагандировать. Но если не брать в расчет верования, то Песков - типичный семейский человек, - своебышный, не зацикленный на одной работе, мечтатель.
Начал по-типовому: после восьмилетки выучился на тракториста, после армии 15 годков комбайнерил, потом вдруг выучился на агронома, чуть в науку не ушел, да подоспели лукавые байки про фермерскую жизнь, и он окунулся в самостоятельное хозяйствование. Чуть не потонул там, едва с кредитом рассчитался, но за это время успел намастерить такую гору всякого добра, что хватило бы на десять соседских семей. На дворе у него стоят трактор "Владимирец", магнитно-индукционная установка (почти вечный двигатель, но пока не работает), солнечные батареи (работают, но дают напряжение только в полтора вольта), дробилка, сенокосилка и сажалка - все собственного изобретения. В доме - православные иконы, знак монгольской мужской доблести Очир, в мастерской - Мона Лиза. Все писал сам.
Странное впечатление оставляют семейские села Тарбагатайского района Бурятии. Если брать живущих там людей по отдельности, то каждый любит и умеет работать да сверх того выкраивает время для какого-нибудь личного завихрения типа рисования, знахарства или применения солнечных батарей и вечного двигателя в личном приусадебном хозяйстве. А в целом картина неважная: мужики пьют, поля зарастают, бабы воют от безденежья, молодежь разбегается по городам. Не хватает вожака.
Где ты. Сигал?
Республика Бурятия