В память о чудесном спасении

В Севастополе восстановят храм Вознесения Господня, построенный в честь успешной эвакуации русских войск во время Крымской войны

Религия 
0
199
Время на чтение 3 минуты
Чудесное спасение или трагедия?

В Севастополе начались работы по восстановлению храма Вознесения Господня, который был построен в честь успешной эвакуации русских войск в мае 1855 года, когда последние защитники города покинули бастионы и перешли через Ахтиарскую бухту по понтонному мосту.

Решение оставить Севастополь было принято после занятия Малахова кургана французскими войсками. Захватив бастион, неприятель закрепился на господствующей высоте и имел возможность обстреливать весь город. Поэтому для того, чтобы избежать потерь русских сил, был отдан приказ об отступлении. Следует отметить, что многие защитники Севастополя восприняли его с негодованием.

Матросы помнили слова адмирала Нахимова, который несколько месяцев тому назад, узнав о строительстве моста, заявил следующее: "Видали вы подлость? Готовят мост через бухту! Ни живым, ни мертвым отсюда я не выйду". Согласно преданию, заветной мечтой Нахимова было остаться с кучкой матросов-единомышленников где-нибудь в не взятой неприятелем укрепленной точке и, даже если город будет сдан, продолжать сражаться, пока их всех не перебьют.


Вот как историки описывают отход из Севастополя

Русские войска, последовательно взрывая все укрепления, шли к переправе. Они шли молча. "Трудно описать, что происходило в эти мгновения в душе защитников Севастополя... Испытываемые чувства невольно вырывались наружу, у многих навертывались на глаза слезы. Другие, в особенности старики-матросы, рыдали, как дети... Ядра и бомбы то и дело падали в воду по обе стороны переправы... Погода стояла тихая; на небе светились звезды, меркнувшие перед ярким пламенем горевших зданий и укреплений и перед не менее ярким блеском светящихся ядер, пронизывавших небесный свод по разным направлениям... Тихо, без шума и толкотни шла вся эта масса: до того сильно было впечатление переживаемого. Как много величественного и поражающего своим внутренним трагизмом было в этой картине!" - вспоминает очевидец и участник.

Тем не менее, эвакуация русских войск прошла успешно: на мосту не было потеряно ни одного солдата, а переход большого количества людей остался незамеченным неприятелем. Л.Н. Толстой, который был участником обороны Севастополя, в своих "Севастопольских рассказах" пишет о переправе так: "Выходя на ту сторону моста, почти каждый солдат снимал шапку и крестился", то есть каждый на себе ощутил Божью помощь и покров Царицы Небесной. Здесь же по благочестивой традиции наших предков был отслужен благодарственный молебен.


История храма-памятника

На момент заключения Парижского мирного договора в 1856 году Южная часть Севастополя, занятая неприятелем, находилась в руинах. Главнокомандующий французской армией, покидая Севастополь, решил подарить жителям Северной стороны (единственной обитаемой части города) "походный храм своей главной квартиры", который представлял из себя сборной домик. Его установили западнее Братского кладбища и после некоторой реконструкции и превращения его из католического в православный освятили в честь Вознесения Господня. Тогда священник Феодор Тимковский выступил с предложением соорудить не просто церковь, а храм-памятник в честь спасения русских солдат, отступивших по понтонному мосту.

Император разрешил открыть сбор пожертвований во всех частях, принимавших участие в переправе, и 24 августа 1903 года строительство храма началось. Почти через два года, к 50-летию первой обороны Севастополя, церковь была освящена. Здание представляло собой довольно высокое и широкое сооружение в византийском стиле, с отдельно стоящей шатровой колокольней.

Вскоре Святовознесенский храм стал вторым по величине прихода в городе. В воскресный день сюда приходило помолиться около двух тысяч человек. Однако в 1933 году по решению ЦИК Крымской АССР церковь была закрыта и превращена в клуб-столовую. После Великой Отечественной войны храм-памятник был снесен с помощью танков, так как две попытки его взорвать оказались безуспешными. От церкви сохранилось только несколько ступенек, чудом незастроенный небольшой пустырь да два камня, которые безмолвно взывают смыть нераскаянный грех нашего народа.


День сегодняшний

Около года назад на месте разрушенной святыни в палатке под открытым небом были возобновлены богослужения. Так прошло пять месяцев, за время которых община заметно сплотилась, а приход увеличился. С наступлением холодов одна уважаемая фирма подарила прихожанам сборный металлический домик (совсем как 150 лет назад главнокомандующий французской армией Ж.Ж. Пелисье подарил свою походную сборно-щитовую церковь). Домик и приютил общину. Снаружи неказистый, а внутри - маленький рай на земле, как и все церкви.

Между тем, сегодня в Севастополе начинаются работы по восстановлению храма-памятника. Совместно с горгосадминистрацией создан оргкомитет по реставрации, направлены обращения мэрам городов, чьи полки переправлялись через бухту в 1855 году. В оргкомитете надеются и на помощь севастопольцев.

Священнослужители полагают, что уже через два года удастся заново отстроить церковь, высота которой будет достигать 14 метров. К слову, это несколько меньше оригинального размера храма, однако новое здание будет представлять собой пропорционально уменьшенную копию.

Внешний вид церкви пришлось восстанавливать по двум сохранившимся фотографиям, а также благодаря свидетельствам старожилов. Кроме того, у жителей Северной стороны сохранилась икона Богородицы Иерусалимской, которая некогда была в храме.

Священнослужители говорят, что при реставрации предстоит подтвердить легенду о существовании тайных подземных ходов между севастопольскими церквями. Согласно преданию, один из них связывал храм со Свято-Никольским некрополем, а по другому ходу можно было добраться до Владимирского собора на городском холме.

19.07.04
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Антонов
Купола без газа
Антимонопольная служба успокоила нижегородских верующих
22.01.2008
Апостол Владимир Владимирович
Нижегородские сектанты молятся на президента России
18.12.2007
Церковный проект президента
Путин воспринимает зарубежную церковь как часть отечественной государственной традиции и как составляющую "русского мира" на Западе
26.01.2004
Все статьи Сергей Антонов
Религия
Есть ли конфликт между Церковью и наукой?
Не стоит преувеличивать жестокость инквизиции по сравнению с репрессиями в Советском Союзе
19.10.2024
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 23:49
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Vladislav
26.12.2024 23:10
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Elenaelena
26.12.2024 20:49
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 18:55
«Борьба идёт за души людей, а не за деньги!»
Новый комментарий от РОНОЛ
26.12.2024 18:39
«Почему не бьём?»
Новый комментарий от Калужанин
26.12.2024 18:02
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от АБС
26.12.2024 17:12