В Севастополе начались работы по восстановлению храма Вознесения Господня, который был построен в честь успешной эвакуации русских войск в мае 1855 года, когда последние защитники города покинули бастионы и перешли через Ахтиарскую бухту по понтонному мосту.
Решение оставить Севастополь было принято после занятия Малахова кургана французскими войсками. Захватив бастион, неприятель закрепился на господствующей высоте и имел возможность обстреливать весь город. Поэтому для того, чтобы избежать потерь русских сил, был отдан приказ об отступлении. Следует отметить, что многие защитники Севастополя восприняли его с негодованием.
Матросы помнили слова адмирала Нахимова, который несколько месяцев тому назад, узнав о строительстве моста, заявил следующее: "Видали вы подлость? Готовят мост через бухту! Ни живым, ни мертвым отсюда я не выйду". Согласно преданию, заветной мечтой Нахимова было остаться с кучкой матросов-единомышленников где-нибудь в не взятой неприятелем укрепленной точке и, даже если город будет сдан, продолжать сражаться, пока их всех не перебьют.
Вот как историки описывают отход из Севастополя
Русские войска, последовательно взрывая все укрепления, шли к переправе. Они шли молча. "Трудно описать, что происходило в эти мгновения в душе защитников Севастополя... Испытываемые чувства невольно вырывались наружу, у многих навертывались на глаза слезы. Другие, в особенности старики-матросы, рыдали, как дети... Ядра и бомбы то и дело падали в воду по обе стороны переправы... Погода стояла тихая; на небе светились звезды, меркнувшие перед ярким пламенем горевших зданий и укреплений и перед не менее ярким блеском светящихся ядер, пронизывавших небесный свод по разным направлениям... Тихо, без шума и толкотни шла вся эта масса: до того сильно было впечатление переживаемого. Как много величественного и поражающего своим внутренним трагизмом было в этой картине!" - вспоминает очевидец и участник.
Тем не менее, эвакуация русских войск прошла успешно: на мосту не было потеряно ни одного солдата, а переход большого количества людей остался незамеченным неприятелем. Л.Н. Толстой, который был участником обороны Севастополя, в своих "Севастопольских рассказах" пишет о переправе так: "Выходя на ту сторону моста, почти каждый солдат снимал шапку и крестился", то есть каждый на себе ощутил Божью помощь и покров Царицы Небесной. Здесь же по благочестивой традиции наших предков был отслужен благодарственный молебен.
История храма-памятника
На момент заключения Парижского мирного договора в 1856 году Южная часть Севастополя, занятая неприятелем, находилась в руинах. Главнокомандующий французской армией, покидая Севастополь, решил подарить жителям Северной стороны (единственной обитаемой части города) "походный храм своей главной квартиры", который представлял из себя сборной домик. Его установили западнее Братского кладбища и после некоторой реконструкции и превращения его из католического в православный освятили в честь Вознесения Господня. Тогда священник Феодор Тимковский выступил с предложением соорудить не просто церковь, а храм-памятник в честь спасения русских солдат, отступивших по понтонному мосту.
Император разрешил открыть сбор пожертвований во всех частях, принимавших участие в переправе, и 24 августа 1903 года строительство храма началось. Почти через два года, к 50-летию первой обороны Севастополя, церковь была освящена. Здание представляло собой довольно высокое и широкое сооружение в византийском стиле, с отдельно стоящей шатровой колокольней.
Вскоре Святовознесенский храм стал вторым по величине прихода в городе. В воскресный день сюда приходило помолиться около двух тысяч человек. Однако в 1933 году по решению ЦИК Крымской АССР церковь была закрыта и превращена в клуб-столовую. После Великой Отечественной войны храм-памятник был снесен с помощью танков, так как две попытки его взорвать оказались безуспешными. От церкви сохранилось только несколько ступенек, чудом незастроенный небольшой пустырь да два камня, которые безмолвно взывают смыть нераскаянный грех нашего народа.
День сегодняшний
Около года назад на месте разрушенной святыни в палатке под открытым небом были возобновлены богослужения. Так прошло пять месяцев, за время которых община заметно сплотилась, а приход увеличился. С наступлением холодов одна уважаемая фирма подарила прихожанам сборный металлический домик (совсем как 150 лет назад главнокомандующий французской армией Ж.Ж. Пелисье подарил свою походную сборно-щитовую церковь). Домик и приютил общину. Снаружи неказистый, а внутри - маленький рай на земле, как и все церкви.
Между тем, сегодня в Севастополе начинаются работы по восстановлению храма-памятника. Совместно с горгосадминистрацией создан оргкомитет по реставрации, направлены обращения мэрам городов, чьи полки переправлялись через бухту в 1855 году. В оргкомитете надеются и на помощь севастопольцев.
Священнослужители полагают, что уже через два года удастся заново отстроить церковь, высота которой будет достигать 14 метров. К слову, это несколько меньше оригинального размера храма, однако новое здание будет представлять собой пропорционально уменьшенную копию.
Внешний вид церкви пришлось восстанавливать по двум сохранившимся фотографиям, а также благодаря свидетельствам старожилов. Кроме того, у жителей Северной стороны сохранилась икона Богородицы Иерусалимской, которая некогда была в храме.
Священнослужители говорят, что при реставрации предстоит подтвердить легенду о существовании тайных подземных ходов между севастопольскими церквями. Согласно преданию, один из них связывал храм со Свято-Никольским некрополем, а по другому ходу можно было добраться до Владимирского собора на городском холме.
19.07.04