- Скажите, матушка, правда ли, что в монастырь идут люди, не способные устроить свою жизнь в миру или переживающие какое-то личное горе?
- Всякое бывает. В нашей обители более 350 сестер, и у каждой свой путь к Богу. Только основная причина в том, что люди, почувствовав любовь Божью, хотят ответить любовью Господу. Ну а через Бога и к окружающим, потому что, хотя монастырь - закрытое учреждение, но сюда со всего света тянутся люди черпать духовный ресурс. Будущие инокини непременно живут в монастыре до пострига 3 - 4 года кандидатками.
- Все выдерживают испытание?
- Не все. У нас очень напряженный ритм жизни, войти в него непросто. Подъем в 5 утра. И - молитвы, послушания, снова молитвы... Монашество - это тяжкий крест: жесткий режим, добровольное отсечение своей воли. Легко сказать "хочу в монастырь", но всегда ли это для человека истинный путь - вот вопрос.
- А как управляетесь с гостями?
- Ежедневно принимаем до тысячи человек. Все без отказа получают питание. С началом летнего сезона непрерывно работают полевые кухни. Кроме того, принимаем обездоленных людей и каждому выдаем еще и с собой еды. Продукты в основном свои. Есть хлеборобный скит - Архангельский - там на 200 га земли пшеница, рожь, ячмень, картошка, овощи.
- И сестры все обрабатывают своими руками?
- Есть и техника монастырская, тракторы, комбайны. На уборку урожая выезжаем едва ли не всей общиной. Так же и на посадках. На монастырском подворье еще 50 га земли. Правда, почва закислена, но мы доведем ее до нормы и сделаем большой огород. Там же скотный двор на 20 коров - так что молочными продуктами обеспечены вдоволь.
- Но ведь и на строительство и другие нужды необходимы средства.
- Господь и сейчас посылает нам Мантуровых-Мотовиловых (известные в дореволюционной России дивеевские благодетели. - Авт.). Как и раньше, такие люди помогают восстанавливать обитель. Их имена выбиваются на памятных досках - на колокольне. Мы за них молимся... Сегодня перед вами благоукрашенная обитель. А я помню церкви без куполов, крестов и даже дверей. Теперь же хотим на Казанской церкви золотить купола. Только при сугубой помощи Царицы Небесной можно такое осуществить. Ведь площадь золочения - более 300 квадратных метров... А золотить будет наша бригада из четырех монастырских сестер.
- Стараетесь удивить народ к юбилею?
- Порадовать. Вот и Богородичную канавку хотелось бы завершить к 250-летию батюшки Серафима. Царица Небесная явилась преподобному старцу и указала ему обнести место общины канавкой и валом. При этом было строго указано, что работать должны только сестры общины. Поэтому и сейчас восстановлением канавки занимаются только они.
- Глубока ли канавка?
- Как и заповедовал батюшка Серафим - три аршина вглубь и вширь (2 м 15 см. - Авт.). Для укрепления вала преподобный велел насадить крыжовник. Глину с канавки батюшка благословлял брать на исцеление. Многие избавлялись от недугов травой и цветами с этого святого места. Все здесь возносят молитву Царице Небесной. Надо прочитать 150 раз - и душу вашу антихрист не одолеет.
- Монастырь известен случаями чудодейственного исцеления. Вы могли бы рассказать о чем-то, происшедшем на ваших глазах?
- Чудеса здесь привычны. Могу привести такой пример. Вдруг стали поступать нам телеграммы из Одессы. Один капитан дальнего плавания интересовался: готовы ли мы принять в качестве гуманитарной помощи японский автомобиль "Тойоту"? У нас была старенькая "девятка", подаренная, кстати, семейством Голицыных, - и этому средству передвижения были радехоньки. Ну, мы ответили, что примем неожиданный дар. Поехал наш представитель в Одессу, получил роскошную автомашину. А летом появился у нас и сам моряк с супругой и сыном. Рассказал, что так решил отблагодарить батюшку Серафима за спасение своей семьи.
- Что же случилось?
- Однажды капитан вернулся с моря, а его никто не встретил на берегу. На причале не было ни любимой супруги, ни взрослого сына, тоже моряка. Он помчался домой и там застал ужасную картину: жена и сын без сознания, в состоянии клинической смерти. Оказалось, что в то утро супруга решила сварить варенье. А квартира с кондиционерами - все окна и двери закрыты наглухо. И так случилось, что хозяйка чем-то отвлеклась, ушла с кухни, варенье залило конфорки на газовой плите, - и все в квартире угорели. Четверо суток их не могли реанимировать, врачи в бессилье опустили руки. И вот тогда капитан призвал на помощь Бога. Так-то в церковь ходил иногда, ставил свечки, но без особого чувства. А тут взмолился: "Боже, сотвори чудо! Мне этих смертей не пережить". Случилось короткое забытье. И он почувствовал, как плеча касается какой-то старец и говорит: "Все будет хорошо". Моряк очнулся, побежал в церковь. Там уже спрашивает, кому ставить свечку, наверное, святителю Николаю? И вдруг видит икону, на ней лик знакомого старца. Спросил: "Кто это?" Ему отвечают: "Серафим Саровский". "А кто он? - спросил капитан. - Откуда?" Ему и разъяснили: из Сарова, мол. В то время это место называлось Арзамас-16. Кто-то подсказал, что неподалеку от закрытого города женский монастырь, которому попечительствовал преподобный Серафим, - Дивеевская обитель.
Они очнулись. Правда, еще два месяца лежали в больнице, но выздоровели. Капитан построил в порту часовню в честь святителя Николая - покровителя мореплавателей. А для монастыря Серафима Саровского купил автомобиль. Каждый год с тех пор эта семья приезжает в Дивеево. Перед поездкой звонят и спрашивают: что вам, матушка, привезти? Да ничего, отвечаю, не надо. Но подарки привозят всегда. Всю дорогу постятся, а когда приезжают, приступают к таинствам исповеди и причастия.
И вот мы с сестрами думали, почему капитану явился именно преподобный Серафим? Но однажды позвонили, что выезжают из Одессы, а нет их и нет. Мы заволновались. Потом приехали, я спросила, что случилось. Тут и выяснилось, что заезжали в Курск, на могилу отца главы семейства. Так вот в чем дело: оказывается: капитан сам родом из Курска, поэтому батюшка Серафим и помог своему земляку!..
Приобрести веру - самое главное. Понимаете? Он же сказал, обращаясь к Господу: сохрани им жизнь, и я уверую в тебя. Сотвори чудо! И был услышан.