Во вторник министр образования Андрей Фурсенко заявил, что министерство собирается ввести в школе предмет "история религии". Выступая на "круглом столе" на тему "Наука, образование, воспитание молодежи и религия", проходившем в МГУ имени Ломоносова, он подчеркнул, что "в стране не должно быть людей, не имеющих представления об основных религиях своей родины. Поэтому в школах надо вводить такой курс, и не факультативно, а как основной предмет, дающий базовые знания".
По словам директора Института всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна, работа над учебником по истории мировых религий подходит к концу, и в 2005 году он уже может быть представлен на обсуждение.
Пока, правда, до конца неясно, заметил он, получится ли он в виде учебника для школьников или методического пособия для учителей.
Есть и другие неясности. Министр Фурсенко говорит об "истории религии" и подчеркивает, что этот предмет должен охватить историю всех основных конфессий, считающихся традиционными в России. Как рассказал "Газете.Ru" декан исторического факультета МГУ Сергей Карпов, есть идея ввести другой школьный курс, рабочее название которого - "Основы православной культуры". Как будут связаны эти курсы между собой - непонятно. Скорее всего, это прояснится после выхода и начала обсуждения подготовленного учебного пособия.
В любом случае, как объяснил "Газете.Ru" Сергей Карпов, по завершении работа должна пройти учебно-методический отдел, желательно - специализирующийся по теологии, и принятие его окончательной редакции не должно быть сопряжено с поспешностью и суетой. Вообще, как подчеркнул Сергей Карпов, "вопрос о введении в школах такого предмета - дело очень серьезное, и нельзя допустить, чтобы оно обернулось профанацией", а до того, как его вводить, "необходимо провести своего рода инвентаризацию, чтобы определить, с какими средствами мы приступаем к делу".
Прежде всего, считает Карпов, необходимо подготовить специалистов-учителей по этому предмету. Декан истфака МГУ считает, что это могут быть теологи, получившие более широкое гуманитарное образование. Их могут готовить университеты, где есть преподавание теологии, можно готовить их и в других вузах, исходя из имеющихся у них возможностей и потребностей того или иного региона.
Карпов отметил, что традицией Московского университета всегда было объединение усилий ученых, представляющих разные отрасли знания. "Вопрос о светской и духовной науке представляется мне искусственным. Либо наука есть, либо ее нет", - подчеркнул декан исторического факультета МГУ.
Ректор МГУ Виктор Садовничий также заявил, что "наука и воспитание неотделимы от религии", а православная церковь сыграла важнейшую роль в истории страны и является ее неотъемлемой частью.
По мнению губернатора Карелии Сергея Катанандова, в последнее время ощущался дефицит влияния церкви на молодых россиян, в результате чего "многие из них заблудились".
Мнение губернатора поддержал и митрополит Калужский и Боровской Климент: "Необходимо соединить образование и воспитание, и особенно - в средней школе, где воспитательный процесс сейчас практически прекратился". Тогда, по словам настоятеля университетской церкви Святой Татьяны отца Максима (Козлова), нынешняя ситуация, когда при российских университетах открыто 50 храмов, а при тюрьмах - 500, может быть, изменится.
"Религиоведение - это часть истории, философии. Вполне светский предмет, преподавание которого вряд ли вызовет возражения", - сказал эксперт Института прав человека Лев Левинсон "Газете.Ru". "Но если речь идет о преподавании основ какой-то конкретной религии в качестве обязательного предмета в государственных школах, то уже попытки выйти за рамки допустимого в светском государстве", - уверен правозащитник. "К тому же, что немаловажно, такое преподавание, если оно обязательное, ведется за наш с вами счет, за счет налогоплательщиков",- напомнил правозащитник.
По мнению Левинсона, "подобная деятельность идет вразрез с конституцией, которая предусматривает автономность религиозных объединений от государства и гарантирует равенство различных религиозных конфессий перед законом". То же самое относится и к строительству храмов какой-то конкретной религии на территории учебных заведений.