itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Самый загадочный храм Самары увенчали крестами

Религия 
0
385
Время на чтение 3 минуты
В Самаре подняли купола на таинственный храм. Официально было заявлено, что это - единоверческая церковь, однако так считают не все...

Долгое время храм на ул. Льва Толстого, именуемый самарцами, как "церковь с часами" из-за того, что на нем действительно красуется большой старинный циферблат, стоял заброшенный и всеми позабытый. Его полное название утеряно в архивах, история достоверно не известна. Говорят, что храм был построен в 1913 году в честь семьи Романовых. Нижний зал носил имя Иоанна Богослова, верхний - Казанской Божьей матери. Консультант отдела департамента культуры Самарской области по сохранению культурных ценностей и развитию традиционной культуры, архитектор-реставратор Александр Аркадьевич Аскарин считает, что церковь, долгое время не находившая себе хозяина, это старообрядческий храм поповцев.
После реформы патриарха Никона преследуемые старообрядцы скрывались, стараясь сохранить свои обычаи. Никонианские нововвведения они связывали с пришествием на землю Антихриста. Старообрядцы считали, что отныне все церковные таинства осквернены. Некоторые староверы крестились огнем, объясняя это тем, что, в отличие от воды, он еще оставался чистой стихией. Из-за этого было много самосожжений, особенно в Поволжье... С течением времени священников дораскольного постановления не стало. Староверам нужны были люди, верные духу Стоглавого Собора 1551 года, многие постановления которого нарушил патриарх Никон. Например, на Соборе 1656 года он принял решение о проклятии двуперстия и замене его на крещение тремя перстами. Поиски старообрядцами людей, верных древлеправославным устоям, долгое время не увенчивались успехом. В 1800 году часть староверов согласилась войти в подчинение Синоду, то есть принимать священников, рукоположенных в господствующей никонианской церкви. Однако они не оставили и древние обряды, поэтому их стали называть "единоверцами". Другие старообрядцы после смерти своего последнего епископа, не согласившегося с нововведениями, нашли верного древним традициям митрополита Амвросия. Так появились "поповцы". Старообрядцев, так и не нашедших себе священников, называют "беспоповцами".

"Долгое время ошибочно считалось, что церковь с часами в свое время не успели освятить и там ни разу не шли молитвенные служения, - рассказывает Александр Аскарин. - Однако в 1994 году в департамент культуры приходил священник поповцев, показывал архивные документы и поднимал вопрос о передаче церкви общине, правда, тогда это сделать не получилось. На фотографиях священника на главках церкви были кресты. Кроме того, он продемонстрировал документ реввоенсовета 1920-х годов о закрытии церкви Белокриницкой иерархии поповцев. Если считать, что церковь не работала, то зачем же большевикам надо было ее закрывать?"

В до сих пор существующей в Самаре Древлеправославной Поморской церкви (поморцы - одно из самых многочисленных обществ беспоповцев) также считают, что церковь с часами - это бывший храм поповцев, одно время называвшийся Русской православной старообрядческой церковью.

После революции храм забрал себе станкозавод. Из церкви сделали клуб. В 1992 году был разработан проект реконструкции церкви с часами, за который станкозавод заплатил очень большие деньги. В церкви сделали мраморный зал, несколько цокольных этажей... Но вот до главного зала руки так и не дошли. Дело в том, что однажды под купол церкви забрались хулиганы и устроили там пожар. Пришлось перекрыть сферический купол подвесным потолком, что нарушало акустику здания. Пару лет назад стало известно о том, что станкозавод перемещается в другое место и хочет продать все принадлежащие ему помещения, в том числе и храм. Поскольку в церковь были вложены значительные деньги, дешево продавать ее было бессмысленно, а дорогих покупателей не находилось. Религиозные организации не могли позволить себе такие растраты, а помещений для "светских" нужд в храме очень мало.

Из центрального зала с куполом можно было бы сделать только помещение для концертов. Однажды появился состоятельный покупатель, но, осмотрев храм, сказал, что концертную деятельность он не потянет, а под офисы помещения не годятся. Так что доход от церкви с часами получить нельзя.

В департаменте культуры считали, что, коли у храма нет хозяина, то церковь можно было бы включить в состав комплекса "Город мастеров", где бы работали мастера ковки металла, деревообработки, работы по глине и т.д., и куда можно было бы водить экскурсии. В большом зале можно было установить орган для проведения камерных концертов, проводить конкурсы бардовской песни, показы мод...

И вот теперь церковь решили возродить именно как храм. Власти Самары и Епархия собираются полностью ее восстановить. "На здание в двух шагах от Волги имелись разные коммерческие планы, - говорит мэр Самары Георгий Лиманский. - Здесь хотели расположить ночной клуб, сауну, ресторан... Мы не дали это сделать. Теперь мы воздвигаем кресты".

Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий пообещал найти полную информацию об истории этого здания загадочной церкви с часами и обнародовать ее. Пока же храм, расположенный прямо напротив старообрядческой церкви беспоповцев, называют единоверческим.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Ишков
Все статьи Сергей Ишков
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09