itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Прораб Божий

Историк Евгений Понасенков поздравляет граждан России со светлым праздником инаугурации президента и рассказывает об истоках этого старого и доброго обычая.

Общество 
0
144
Время на чтение 3 минуты
В Древнем Риме инаугурацией называлась пышная, величественная и загадочная церемония вступления в должность нового императора - с авгурами, вещими птицами, а также топорами и связками прутьев, тогдашними символами власти. Но первыми известными истории инаугурациями можно считать ритуальные торжества, которые устраивались при возведении на престол египетских фараонов. Обращение к Древнему Египту тем более обоснованно, что отношение нашего народа к правителю во многом сходно с древнеегипетским: главное в нем - стирание граней между человеком и богом. В Египте тоже строили пирамиды, помещали в них мумии умерших правителей и поклонялись им до тех пор, пока к власти не приходила другая жреческая клика и, развенчав культ бывшего "узурпатора", не выбрасывала мумию из пирамиды (в России эта традиция прижилась лишь частично). В каждой области Египта имелись свои местные божества, но "общефедеральными" становились боги и, соответственно, жреческая команда того города, правители которого захватывали трон и основывали династию, заодно превращая свой город в новую столицу.

Например, в 1419-1400 году до н. э. правил знаменитый фараон Аменхотеп IV. В начале своего царствования фараон столкнулся с жреческой группировкой, правившей при его предшественнике, причем, как пишет египтолог Александр Море, эта часть "духовенства стала чересчур жадной в богатстве, чересчур стремилась поработить дворец". И вот на шестом году нового царствования произошла революция, политическая и экономическая: "Фивы перестали быть столицей Египта. То, что было 'градом Амона', превратилось в 'град Атона': не подлежащее отчуждению имущество фиванского бога было конфисковано в пользу бога Атона, верховный жрец Амона и все духовенство Амона не существовало более".

До нашего времени дошли весьма отрывочные свидетельства об инаугурационных церемониях тех времен. Одно из них было выбито на стене гробницы Тутмоса III. Повествование ведется от лица самого фараона: "Я был в храме простым юношей, прежде чем водворился в нем как пророк... Бог обошел гипостиль с двух сторон: сердца тех, что стояли впереди, не разумели того, что он делает, между тем он повсюду искал мое Величество. Когда бог узнал меня, он остановился: я упал ниц перед ликом его. Он поднял меня: и вот открылись народу тайны, которые были в сердце бога и которых никто не знал. Он отверз мне врата неба; он отверз мне врата кругозора Ра. Я совершил полет мой к небу, как божественный сокол, созерцая очертания его на небе; я обожал его Величество. Я видел славные лики бога горизонта на таинственных путях неба. Сам Ра поставил меня царем, я был увенчан коронами, находившимися на его голове, и его урей возложен был на чело мое (урей - символ власти, фигурка кобры, крепившаяся к шапке фараона.- 'Власть'). Мне были возданы божеские почести, и великие царские имена мои были установлены".

В качестве комментария замечу, что в этом древнем тексте описывается типичная мистерия, когда всех главных действующих лиц сакральной церемонии дублировали актеры-служители храма: таким образом, актер, играющий прежнего царя-фараона, передавал власть новому, а актер, олицетворяющий бога (в христианской традиции его аналогом является представитель бога на земле - папа или патриарх), довершал легитимизацию. В более поздние, христианские времена эта традиция была представлена помазанием на царство и коронационной церемонией.

У российских царей аналогичный ритуал назывался венчанием на царство. Вот выдержка из миропомазания царя всея Руси: "Благоверному и благородному и христолюбивому, Богом избранному и Богом почтенному, и Богом возлюбленному и поставленному, и Богом венчанному Царю и всея Руси Самодержцу". В дальнейшем известный реформатор Петр I заменил ритуал венчания на царство церемонией коронования. Последним - в 1896 году - короновался Николай II. А спустя 95 лет Борис Ельцин возродил обычай, но уже под названием "инаугурация".

Традиционно после инаугурации или коронации глава государства официально приступает к своим обязанностям. Приобретая новые властные полномочия, президент, король или шейх начинает колдовать. Он берется предвидеть будущее и произносит заклинания, направленные на то, чтобы жизнь в стране стала лучше и веселее.

В российском варианте цари и императоры по случаю восхождения на престол имели обыкновение выпускать высочайшие манифесты, в которых даровали народу самые разные милости. Так, Елизавета Петровна вернула в столицу ссыльных. При Екатерине II народ кормили жареными быками, поили медом и пивом. Павел I устроил обязательные выходные по воскресеньям. Александр I и Александр III позаботились о военных: первый повысил жалованье всем низшим чинам вплоть до полковника на четверть, а второй выплатил компенсации семьям погибших на войне солдат (и вдобавок вернул из ссылки мятежников-кавказцев). Николай II был настолько щедр не только к военным (хотя к ним - в особенности), но и ко всему народу настолько, что случилась знаменитая трагедия на Ходынском поле, где в давке погибли сотни людей. Что же до Владимира Путина, то он вопреки традиции осчастливил своих подданных, не дожидаясь церемонии инаугурации: своим указом он повысил зарплату чиновникам еще в середине апреля.

"Коммерсантъ-Власть" N18(571) от 10.05.2004г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Понасенков
Все статьи Евгений Понасенков
Общество
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский танкист
28.03.2024 12:21
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59