Последнее искушение Кремля

Общество 
0
149
Время на чтение 3 минуты
Министр образования и науки Андрей Фурсенко пообещал ввести в российских школах "культурологический курс основ православия". Пока дата введения еще не определена, историк Евгений Понасенков спешит напомнить, кто и зачем в прежние времена возвращал церковь в лоно государства.

Начнем с того, что в России вера насильственно не только уничтожалась и возрождалась, но и принималась. Князь Владимир, которого потом прозвали святым, имел гарем из нескольких десятков наложниц. А еще он очень любил власть. И ради нее хотел жениться на дочке византийского императора Анне, однако на пути встал религиозный вопрос - Владимир был язычником. Тогда князь крестился сам и всем велел: "Если кто-нибудь, будь он богат или беден, нищий или раб, не окажется завтра на берегу реки, он станет для меня врагом". Характерно, что даже священников-крестителей привезли из Византии насильно - связанными!
На протяжении российской истории были периоды, когда не то чтобы церковь отделялась от государства, а просто граждане как-то спокойнее начинали относиться к православию. Государству приходилось с этим бороться. Например, во время правления Александра I свободомыслие дошло до неприличных пределов, даже несмотря на то, что под конец царь стал чрезвычайно набожным. Преемник Александра I Николай I особо верующим не был, но прекрасно понимал важность церкви. Поэтому он стал широко отмечать церковные праздники, ездить по монастырям с поводом и без повода. Митрополит Платон Киевский так объяснял поведение императора: "Немалое число дворян отуманилось веянием легких ветров с Запада и стало холодно относиться к первой нашей народной силе - к Православной церкви". Случались, впрочем, и конфузы. 24 мая 1835 года император неожиданно посетил Юрьев монастырь, где велел архимандриту Фотию "отслужить, что там полагается". Тот приказ выполнил, но наспех. В итоге царь пожаловался в Синод на то, что священник "не целовал руку у государя, а протянул сам руку для целования". Фотия вызвали в Петербург, провели разъяснительную беседу и сослали.
Естественно, все это не могло не коснуться и образования. 26 июля 1835 года был издан Общий устав императорских российских университетов. В уставе, в частности, говорилось о целях реформы: "Сблизить наши университеты с коренными и спасительными началами".
Отделение церкви от государства, а с ним и становление светской власти и образования в России произошло 2 февраля 1918 года по решению Совнаркома. То же самое произошло после Великой французской революции 1789 года и Ноябрьской революции в Германии в 1918 году. Важнее вспомнить, когда положение менялось вновь и с чем или с кем это было связано.
Во Франции тесный союз государства с церковью возобновил Наполеон Бонапарт, заключив в 1801 году знаменитый конкордат с папой Пием VII (обнародован как государственный закон 8 апреля 1802 года). Католицизм был объявлен "религией преобладающего большинства французской нации". Знаменитые военные бюллетени Наполеона читались в церквях, а одной из принципиальных составляющих реформы образования было внедрение религиозного курса в школах. Наполеон был политиком-практиком и прекрасно осознавал, что религия - мощный рычаг в деле контроля над обществом. Объясняя свою инициативу, первый консул был предельно откровенен: "Я вступил на землю Египта, сделавшись мусульманином, итальянское население я пленил ультракатолицизмом, а если мне придется управлять евреями, я восстановлю храм Соломона".
Спустя век с лишним, в 1929 году, подобный конкордат (Латеранские соглашения) заключил и итальянский диктатор Бенито Муссолини, в молодости, на сходках итальянских коммунистов доводивший зал до исступления, когда, стремясь доказать, что вера - не более чем глупость, давал Богу одну минуту, чтобы разразить его на месте. Когда у "великого Дуче" спросили, зачем ему - ярому атеисту и бывшему переводчику Каутского - подобное братание с церковью, зачем заменять учителей истории в школе священниками, зачем переписывать учебники с целью обелить инквизицию и доказать, что экспансия древних римлян и христианство - явления преемственные, он отвечал: "На Бога мне плевать, но он мне нужен. Как еще заставить подчиняться весь этот сброд?"
Пришедший к власти Адольф Гитлер уничтожил Веймарскую республику, а с ней и конфликт власти и церкви: при фюрере она стала надежным слугой идеологической машины. Гитлер пошел по пути, проторенному Наполеоном и Муссолини. В 1933 году уполномоченный немецкого правительства фон Папен (католик и рыцарь Мальтийского ордена) подписал конкордат с папским престолом. И это при том, что сам фюрер ненавидел христианство и постоянно ругал "еврейско-христианскую веру с ее женственной жалостливой этикой". Он ненавидел традиционную христианскую религию, ее "грубо состряпанную по ходу дела историю", а священников считал "предателями, которые могут изменить в любой момент". Однако понимая важность церковной идеологической машины, фюрер даже запретил Геббельсу выходить из католического вероисповедания.
В самом начале войны перепуганный стремительным продвижением немецких войск Иосиф Сталин (бывший семинарист, нещадно уничтожавший священников) в своем первом радиообращении к гражданам СССР назвал всех почти по-церковнославянски - "братья и сестры". А в тяжелом 1943 году, нуждаясь в сплочении народа, он же восстановил патриарший престол...
В общем, как показывает история, церковь - это дополнительный столб в вертикали власти, выстраиваемой самодержавно-диктаторскими режимами. Потому как без помощи религии добиться патриотизма и лояльности к себе такие режимы, видимо, считают себя неспособными.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Понасенков
Прораб Божий
Историк Евгений Понасенков поздравляет граждан России со светлым праздником инаугурации президента и рассказывает об истоках этого старого и доброго обычая.
12.05.2004
Все статьи Евгений Понасенков
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24