В ходе визита митрополит Кирилл встретился с правителем Эмирата Шарджа шейхом Султаном Бен Мухаммедом Аль-Касими. "Речь шла о православно-мусульманских отношениях и о возможности взаимопонимания православных и мусульман в решении проблем, связанных с установлением мира, спокойствия и справедливости в регионах Ближнего Востока и на Балканах", - рассказал в интервью РИА "Новости" митрополит Кирилл. Затрагивался также вопрос о положении русскоязычной общины в ОАЭ и "путях развития и поддержания ее духовно-религиозной жизни". По словам иерарха, власти Эмиратов дали официальное согласие на строительство в Шардже православного храма.
Митрополит Кирилл дал понять, что ездил в ОАЭ не только как религиозный лидер, но и как дипломатический эмиссар Москвы. "Эмиратские ответственные лица, с которыми я встречался, заявили о своем желании развивать активный диалог с РПЦ. Они считают этот диалог важной составной частью отношений между РФ и ОАЭ", - заявил он.
По-видимому, одна из главных задач переговоров руководства РПЦ с представителями исламского мира состоит в том, чтобы убедить мусульманских духовных деятелей воздерживаться от радикальных политических высказываний, по крайней мере, по чеченскому вопросу. Это особенно важно сейчас, когда в Катаре идет судебный процесс над российскими гражданами, обвиняемыми в убийстве бывшего чеченского лидера Зелимхана Яндарбиева.
По словам митрополита Кирилла, в ходе переговоров в ОАЭ был решительно осужден терроризм во всех его проявлениях, а также любые попытки "смешивать религию с радикальной политической деятельностью". И это отнюдь не формальное заявление. Слова митрополита Кирилла выглядят как косвенная полемика с появившейся на прошлой неделе фетвой известного исламского богослова, председателя Европейского совета по исследованиям и фетвам Юсуфа Кардави, который поддержал действия сепаратистов в Чечне. В своем документе Кардави пишет, что "чеченцы ведут справедливую борьбу в защиту своей страны, своей религии и своего достоинства и, следовательно, совершают перед Аллахом самое лучшее из всех проявлений джихада".
Не исключено, что Московскому Патриархату удастся добиться осуждения подобных документов со стороны мусульманских духовных деятелей из Ирана, делегация которых прибыла на днях в Москву во главе с председателем Организации культуры и исламских связей этой страны министром ходжат-оль-исламом Мухаммади Ираки. Главная цель визита - участие в четвертом заседании совместной российско-иранской комиссии по диалогу между исламом и православием. Делегацию Русской Церкви в составе этой комиссии возглавляет епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков). Основной темой заседания является отношение религиозных организаций к проблемам глобализации и другим вызовам современности.
Усилия Русской Церкви приобретают особое значение ввиду очевидной слабости российской дипломатии при попытках разрешить кризисные ситуации. Москве, например, так и не удалось добиться освобождения арестованных в Катаре российских граждан. Православные иерархи, конечно, не решат эту проблему, но смогут создать общий благоприятный фон, укрепляя имидж России в исламских странах. Помощь Церкви тем более необходима в случае появления политизированных антироссийских заявлений со стороны исламских лидеров, которые невозможно дезавуировать обычными дипломатическими методами.