Градус веры

О "Страстях Христовых" с точки зрения религиоведа

Общество 
0
224
Время на чтение 3 минуты
Каждый режиссер, который обращался к "величайшей из когда-либо рассказанных историй" (так назывался грандиозный фильм 1965 года Джорджа Стивенса с Максом фон Сюдовым в роли Христа), как правило, решал с ее помощью свои личные вопросы.

Католик-марксист Пьер Паоло Пазолини в своем "Евангелии от Матфея" 1964 года показал Иисуса героем-революционером, духовно близким самому мятежному итальянцу. Экранизируя в 1988 году скандальный роман Никоса Казандзакиса "Последнее искушение Христа" (в нем Иисусу предложена долгая счастливая семейная жизнь с Марией Магдалиной, от которой он все-таки отказывается во имя смерти на кресте), верующий, но мучимый сомнениями Мартин Скорcезе хотел показать, что сомнения были свойственны и Сыну Божьему. Ну а для страстно верующего Гибсона съемка "Страстей Христовых" стала своего рода актом веры.

Мел Гибсон - католик-традиционалист, последователь французского архиепископа Марселя Лефевра, не признавшего результаты Второго Ватиканского собора (1962-1965). В частности, решение, согласно которому Римско-католическая церковь стала использовать в литургии национальные языки. Лефевристы сохранили преданность латинской мессе, и сам Гибсон, безусловно, верит, что слова Библии (точнее, ее латинского перевода, так называемой Вульгаты) следует воспринимать буквально. И герои его фильма изъясняются на арамейском и латыни.

Традиционализм режиссера загодя пугал не только либеральных католиков, но и иудеев. Вдруг Гибсон перенесет на экран сцену из Евангелия, когда "весь народ", требующий казни, кричит в ответ на увещевания Пилата: "Кровь Его на нас и на детях наших" (Мф. 27.25). Это место не раз истолковывалось в юдофобском духе, и хотя на том же Втором Ватиканском соборе католическая церковь отмела это толкование, в свое время оно послужило основанием для христианского антииудаизма. Пугало иудеев и увлечение Гибсона видениями немецкой католической монахини Анны Катарины Эммерик, запись которых после ее смерти в 1824 году опубликовал поэт-романтик Клеменс Брентано. Некоторые видения носили откровенно антииудейский характер. Поэтому Лига защиты евреев и либеральные католические организации, заслышав о планах Гибсона, начали убеждать его воздержаться от крайностей.

Судя по всему, режиссер учел ряд их рекомендаций. Во всяком случае, слова о крови в фильме показательно отсутствуют. А совершенно омерзительные римские легионеры мучают Христа с неизмеримо большей жестокостью, чем еврейские служители Синедриона. Однако протесты по адресу фильма все равно не прекращаются.


Но причина их - не в особенностях мировоззрения режиссера, а в том сильнейшем импульсе, который подвиг его на создание фильма, помог сделать фильм ярким и выразительным. Речь идет о горячности веры. Гибсон не обладает крупным режиссерским талантом, сопоставимым с талантом Пазолини или Скорсезе. Но лихорадочный жар веры вкупе с высоким профессионализмом съемочной группы (сложный грим, виртуозная операторская работа, грамотный кастинг) помог Гибсону сделать сильное кинематографическое высказывание. Однако этот же жар напугал его оппонентов.


Именно высокий градус веры Гибсона породил предельный натурализм сцен бичевания и крестных мук Спасителя. Они тоже связаны с драматизмом личных переживаний режиссера, которого, по его собственному признанию, вера спасла от самоубийства в момент душевного кризиса. Сопереживание страстям Христовым помогло ему перенести собственные страдания. Отсюда неослабное и пристальное к ним внимание. Не стоит, впрочем, забывать о том, что внимание к телесным подробностям страстей Господних вполне в духе католической эстетической традиции - религиозных постановок-мистерий или живописи на темы снятия с креста.

Истовая вера режиссера привлекла и одновременно насторожила Ватикан (папа дезавуировал свои первые восторги по поводу фильма) и откровенно напугала "теплохладных" христианских либералов. Логика их возражений ясна. Кинематограф - самый мощный пропагандистский инструмент нашего времени. Столь яростный акт агрессии, направленный на экранного Христа, может породить агрессию встречную, но уже в реальной жизни. В таких делах лучше перестраховаться. Что и сделали немецкие католики и протестанты, присоединившись к осуждению фильма Центральным еврейским советом Германии. Самих евреев, которым постоянно приходится иметь дело с истовостью "соседей-врагов", пыл Гибсона тоже пугает. Тем паче что картину с готовностью похвалили палестинцы: Ясир Арафат даже признал ее совершенно "историчной".


В общем, споры вокруг ленты Гибсона связаны не с содержанием его веры, а с ее горячностью. Вопрос, собственно, не в том "что", а в том "как". И это впрямую подводит нас к одной из самых больных и трудноразрешимых проблем нашего времени. Как добиться, чтобы бескомпромиссное утверждение собственной веры не было использовано для ущемления чужой? Как быть с высоким градусом веры?
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Фаликов
Концерн "Религия"
Внешнеполитические неудачи РПЦ связаны с тем, что она превращается в концерн наподобие "Газпрома" или "Роснефти"
20.06.2006
Соборяне
Прошел X Всемирный русский народный собор
14.04.2006
Мир вместо унии
Объединению двух ветвей русского православия мешают консерватизм и демократизм зарубежной церкви
19.12.2005
Партнеры по вере
Исламский фундаментализм может вызвать усиление православного
07.10.2005
Все статьи Борис Фаликов
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 23:49
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Vladislav
26.12.2024 23:10
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Elenaelena
26.12.2024 20:49
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 18:55
«Борьба идёт за души людей, а не за деньги!»
Новый комментарий от РОНОЛ
26.12.2024 18:39
«Почему не бьём?»
Новый комментарий от Калужанин
26.12.2024 18:02
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от АБС
26.12.2024 17:12