Нашему изданию исполняется пять лет

За это время стало очевидно, что религиозная журналистика приобрела политическое звучание

М. Шевченко 
общество 
0
07.07.2002 109

Этот номер "НГ-религий" является последним из вышедших за пятилетний срок существования религиозно-политического приложения к "Независимой газете". В январе 1997 года наше издание впервые увидело свет. Пять лет - это временной отрезок, позволяющий сделать серьезные выводы и проанализировать успехи и неудачи.
Самое главное, что мы поняли за время нашей работы - религиозная журналистика перестала быть исключительно конфессионально-мифологической. Она стала неотъемлемой частью политической журналистики, а религия, в свою очередь, стала восприниматься существенной составляющей политической жизни, нуждающейся к тому же в серьезном и профессиональном анализе.
Трагические события осени 2001 года лишний раз подтвердили этот вывод.
Но они также показали, что религиозная журналистика не готова к тому высокому уровню беспристрастного изучения проблем, который предлагает сегодняшнее развитие общемирового кризиса или по крайней мере та его составляющая, которая связана с религиозным сознанием.
Зачастую журналисты, посвятившие себя этой теме, не могут преодолеть соблазна своего рода "информационного обслуживания" отдельных партий или группировок, существующих даже не на уровне межконфессиональных отношений, а всего лишь на уровне борющихся за власть внутри той или иной конфессии.
Речь идет не о строго конфессиональной журналистике - православной, протестантской, католической, исламской, иудейской, буддийской и т.д. В этом случае жесткая, порой фундаменталистская позиция журналиста, продиктованная его религиозным мировоззрением и глубиной веры, вполне оправданна. Она является своего рода упрощенной и бескровной версией богословских дискуссий, в Средние века завершавшихся порой кострами или религиозными войнами.
Речь идет о светской журналистике, претендующей на освещение религиозной жизни. Самое худшее, что она может сделать, - используя имидж "объективизма" и "светской независимости", заниматься политической пропагандой в религиозной сфере или развязно "начать говорить правду" о "попах".
Почему-то многие журналисты считают, что религия - это что-то надуманное, эфемерное, существующее исключительно на уровне человеческих заблуждений. Что-то вроде ловкого и хитрого цыганского обмана, "опиума для народа". А стало быть, в этой сфере позволено все!
Заметьте, что на религиозную тему пишут и говорят или каким-то неестественным ("набожным") языком, или словно с некоей ухмылкой разоблачения.
Момент истины настал после 11 сентября, когда серьезные светские СМИ оказались переполнены рассуждениями о "конфликте цивилизаций", об "исламском экстремизме", и даже о "войне Аллаха против Иисуса". Вдруг многим журналистам открылось, что религиозная тема является политической, и они кинулись пробовать себя в ней. Но оказалось, что в религиозной журналистике все сложнее, чем в политической, где зачастую требуется всего-навсего осведомленность в сплетнях и слухах. Религиозная журналистика требует четких знаний и владения понятийным аппаратом.
Из написанного и сказанного на религиозно-политическую тему за последние три месяца в российской прессе, можно было бы составить собрание сочинений. Но эти тома глупостей и ошибок - не повод для шуток. Анализ показывает, что фактором, в наибольшей степени влияющим сегодня на обострение межконфессиональных отношений в России и рост религиозного экстремизма, угрожающего обществу, являются именно средства массовой информации. Даже не война в Чечне или афганский конфликт.
Обществу жизненно необходима программа подготовки журналистов, специализирующихся в религиозно-политической проблематике. Совершенно очевидно, что эту задачу не могут решить псевдо-журналистские организации, ставшие всего лишь придатками конфессионально-бюрократических или пиаровских структур.
Эти вопросы должны решаться на государственном и широком общественном уровне.
В последнем номере "НГ-религий" вы найдете много, как нам кажется, любопытных материалов, посвященных проблеме религиозного сознания и церковно-государственных отношений, их связи с политикой.
И то, что сегодня мы можем говорить с нашими читателями обо всем этом на нормальном языке светской журналистики, кажется нам самым важным итогом пятилетнего существования религиозно-политического приложения к "Независимой газете".

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
М. Шевченко
Спор-зал
21.10.2004
Антропологический формат насилия
Иногда жестокость, воля и самопожертвование уравновешивают технологическое превосходство.
23.02.2004
Противостояние разрешилось в пользу Кирилла
Решения Синода Русской православной церкви от 7 мая можно назвать историческими
21.05.2003
Нашему изданию исполняется пять лет
За это время стало очевидно, что религиозная журналистика приобрела политическое звучание
07.07.2002
Все статьи М. Шевченко
общество
К истории церкви Иоанна Воина
Легенды и были в жизни храма..
11.08.2016
Ангельский прием
Патриарх принял гостей в трапезных палатах
03.03.2008
Педагогические секты
Деятельность деструктивных групп в Новосибирске
08.02.2006
Все статьи темы
Последние комментарии
Как трупами расчищался путь Горбачёву
Новый комментарий от В.Р.
22.01.2022 04:43
В прорубь – в маске, в раздевалку – по QR-кодам
Новый комментарий от Ксения Балакина
22.01.2022 02:49
Мавзолей, что под башней Татлина
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
22.01.2022 02:02
Рано хоронить православных патриотов!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.01.2022 01:33
Что не так с современным феминизмом?
Новый комментарий от В.Р.
22.01.2022 01:08
Русская ли это идея - Третий Рим? Часть первая
Новый комментарий от Адриан Послушник
22.01.2022 00:25
Русский ультиматум для Казахстана. Пора отдавать долг
Новый комментарий от Адриан Послушник
22.01.2022 00:11