Вот пример "данайскости" этого дара, лежащий прямо на поверхности, - на уроках школьного православия все равно придется тратить отвоеванные школьные часы на самые общие понятия, на фундамент, на Ветхий Завет.
Это как если бы некий поклонник геометрии Лобачевского приехал в совсем дремучий край и сказал:
- Дайте мне ваших детей, я раскрою им красоты неевклидовой геометрии.
- Ну, вообще-то у нас дети по хозяйству помогают, но ладно, ищи спонсоров, строй школу, начинай.
И настает день, у кабинета замученного подвижника - очередь. - Спасибо, господин учитель, но мне хватит и таблицы умножения. - А мне - Пифагоровых штанов!
-...Поэтому мы, делегация родителей, требуем категорически улучшить питание детей...
-...И значит, кредит, полученный вами на строительство школы...
-...Эй, лжеучитель, я ненавижу тебя за покушение на Евклида!..
В 1990-1992 годах автор этих строк ходил в заместителях начальника главка Министерства народного образования РСФСР. Тогда как раз пробивались, лицензировались новые школы, методики, учебники. Плюс тот самый "Великий ранговый скачок". Это когда ПТУ стали институтами, институты - университетами, университеты - академиями... чуть не написал "и т.д.", но как раз "доскачковым" академиям деваться было уже некуда.
Припоминаю одного веселого циника, забежавшего ко мне в кабинет. Так, "на всякий..." (подписи моей не требовалось), радостью поделиться. Победа! На учредительных документах - полная гроздь положенных печатей. Суть проекта: на базе энной московской средней школы теперь будет - Первая Международная академия телевидения. Будет готовить актеров, телеведущих, телепродюсеров...
Генеральное направление тогдашних реформ - "приближение к мировым стандартам образования". Американская модель ставилась в пример...
Теперь пора напомнить об одной, вроде сопутствующей, факультативной функции американского образования, выполняемой просто прекрасно. Почему такие бои у них идут за обязательное совместное обучение детей разных рас? Их школа - это такая "площадка молодняка", где медвежата, лисята и волчата играют вместе. Это привыкание, ознакомление (чуть не сказал - обнюхиванье) часто превращается из факультативной - в главную цель. "Страдает уровень преподавания математики? - Бог с ним! Приедут русские и китайские программисты. Главное - расовых проблем будет меньше".
А теперь обратимся к предлагаемой "эксклюзивности" православия. Прибавится у детей терпимости, интереса к соседу по парте, обладателю чуть другого разреза глаз?
Чем может обернуться эта "конкретная помощь", эти "реальные семь сотен школьных часов", по-моему, можно объяснить с помощью одного из главных христианских мыслителей - Святого (для католиков) или Блаженного (для православных) Августина.
Мне возразят, что прямых высказываний о пользе или вреде отделения школы от церкви у Августина нет, потому я предлагаю вашему вниманию следующую цепочку истолкований некоторых общеизвестных его мыслей. Есть совершенно неоспоримые цитаты типа: "Система Августина", его книги "Исповедь", "О граде Божьем" - на тысячелетие "определили сознание и культурный облик Европы", и т.д.
Итак, опасность принудительного православия, по-моему, следует из постулата Августина о массе греха (massa peccati). Попробую пояснить, как первородный грех плюс условия нашей "конкретной" жизни ведут к нарастанию массы греха.
Поссидий, епископ Каламский, ученик и первый биограф Августина пишет: "Передавал он установления, которым надлежит следовать в жизни и делах человеку Божьему (имеется в виду священнику): не просить для кого-то жены, не давать рекомендации собирающимся служить в армии. В каждом случае он (Августин) представлял причину: 1) чтобы супруги, ссорясь между собой, не бранили того, кто устроил их брак, священнику следует только закрепить уже заключенный союз, благословить взаимную приязнь; 2) чтобы плохо проявивший себя на военной службе не разделял позора с рекомендовавшим его..."
"Конкретно мыслящий" будет недоумевать, приведет возражение в духе решения министра образования Филиппова: "Если больше вероятность, что браки будут удачными, надо действовать. В итоге-то сумма благодарностей перевесит сумму претензий. Равно и в школе: обучим сто православных, они пересилят пятерых, впавших в "отрицаловку".
Так вот, первейший знаток человеческой души Августин, по-моему, ответил бы: "Не перевесят! Не пересилят!" И вся история вековой подготовки российского 1917 года вопиет о том же.
В истории православия описан такой случай. Как-то вбежал Василий Блаженный в переполненный храм, протиснулся к иконе и... швырнул в нее камнем. Толпа только сдавленно ахнула... А как сняли икону - на тыльной стороне, оказывается, черт намалеван...
Эта "диверсионная" икона - напоминание об опасностях, врагах, отравленных дарах... о чем надлежит помнить, обсуждая и нынешнюю минобровскую инициативу.