itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Движение "Мусульмане России" поддерживает все рациональные предложения, от каких бы политических сил они не исходили

Интервью имама Духовного управления мусульман Поволжья, муфтия Саратовской области Мукаддаса Бибарсова

Религия 
0
104
Время на чтение 8 минут
Движение "Мусульмане России" поддерживает все рациональные предложения, от каких бы политических сил они не исходили - на вопросы "Интерфакса" отвечает имам Духовного управления мусульман Поволжья, муфтий Саратовской области Мукаддас Бибарсов

Мукаддас Аббасович, Вы возглавляете общероссийское общественное движение "Мусульмане России". Какой след оставила эта организация в истории мусульманства, чем ее деятельность была ознаменована в минувшем году?

Общероссийское общественное движение "Мусульмане России" переживает своего рода второе рождение. Организация молодая, но, тем не менее, большая часть общественной и просветительской деятельности, связанная с исламом в России, связана с ней. Если говорить конкретнее, то, во-первых, в конце июня 2003 года мы провели в Саратове научно-практическую конференцию "Взаимовлияние культур и цивилизаций". На конференции обсуждалось значение межэтнического и межконфессионального общения, опыт которого накапливался в течение тысячелетий, а также вопросы взаимного восприятия культур и цивилизаций в современной России, истоки этнических конфликтов и пути их решения.

Наше движение также принимает заявления по всем значимым событиям в стране и в мире.

Немаловажное значение мы придаем, в частности, нашему участию в жизни мусульман Украины. В конце декабря наша делегация ездила в Донецк на очередной съезд мусульман Украины. Кроме того, мы проводим регулярные встречи с разными людьми, выступаем с лекциями, то есть ведем активную просветительскую деятельность.

В 2004 году мы планируем провести общероссийскую конференцию, где будем обсуждать насущные проблемы российской уммы (общины). Возможно, что конференция пройдет уже до президентских выборов.

Мы также участвуем в организации учебных процессов. Если говорить о Саратове, то это и организация летних лагерей отдыха для детей, спортивных состязаний, проведение образовательных курсов для мусульман, на которых в настоящее время занимаются более ста человек, и другие мероприятия.

Кроме того, мне бы хотелось отметить нашу благотворительную деятельность. Мы ее не афишируем, но нас иногда упрекают за то, что мы помогаем только мусульманам. Скажу, что в то сложное время, когда был большой поток вынужденных переселенцев из Северного Кавказа, наше управление опекало 10 тысяч переселенцев. Мы поставили им продукты питания, одежду на сумму более 4 миллионов рублей. И мы никогда не делили этих людей по вероисповеданию, хотя по подсчетам миграционной службы около 50% из получавших нашу помощь переселенцев были не мусульмане. Поэтому благотворительность - это одно из направлений нашей деятельности, которым мы по-настоящему гордимся.

Как и с кем движение "Мусульмане России" выстраивает линию политического сотрудничества?

Я человек, придерживающийся центристских взглядов. Один из сопредседателей движения - Шамиль Султанов - придерживается более консервативных взглядов. Он прошел в Государственную думу в блоке "Родина". Заместитель председателя движения Али Вячеслав Полосин - центрист. Поэтому наше направление - это центр. Мы поддерживаем все рациональное, что выдвигают основные политические партии страны и готовы со всеми сотрудничать.

Как Вы относитесь к параллели, зачастую проводимой между исламом и терроризмом? Каковы на Ваш взгляд истоки такой параллели?

Отношусь, безусловно, отрицательно. Потому что по-настоящему нет никаких параллелей между исламом как монотеистической религией, которую проповедуют и придерживаются более миллиарда человек, и терроризмом, который имеет совершенно другие корни - нищета, несправедливость в распределении всего того, что есть в нашей жизни.

Если говорить об истоках, то я думаю, они исходят оттого, что сегодня одна держава пытается всем абсолютно диктовать свои условия. И не только в экономической, но и в духовной, культурной сфере, которая больше волнует людей. И эта держава - Соединенные Штаты Америки. Я считаю, что это неправильно. Они хотят нам подарить демократию, как они это понимают. А мы демократию понимаем совсем не так, как американцы. Почему же мы должны следовать тому, что американцы считают правым?

Я думаю, что корни параллели, проводимой между исламом и терроризмом, уходят туда. И, кстати, когда говорят о терроризме, почему-то акцентируют внимание только на мусульманстве. Это не заслуженно. Разве среди террористов мало приверженцев другой веры?

Некоторые наблюдатели считают, что в последнее время наблюдается излишняя политизация ситуации вокруг ислама в России? Каково Ваше мнение на этот счет?

Мы на эту тему тоже много говорим. Думаю, что акцентирование политизированности ислама происходит, прежде всего, потому, что часть элиты, принимающая решения, в том числе и в вопросах идеологии, не хочет вникать в суть проблем. Я поясню. Для того, чтобы мусульмане не только на словах, а на деле имели сегодня в России возможность чувствовать себя полноценными гражданами, необходима, прежде всего, перспективная национальная политика, изменение учебных программ особенно по истории, организация нормального исламского учебного процесса. И, слава богу, мы видим, что поддержка, в том числе и со стороны президента, есть. Но дальше по вертикали вниз эта поддержка и старание реализации каких-то планов на определенных этапах затормаживается.

Мы говорим, что нужно финансировать, хотя бы частично, исламскую учебную программу. Говорим давно, но, к сожалению, воз и ныне там. Говорим об этом и на местах. К примеру, в нашем регионе действуют несколько медресе. Но, к сожалению, сельские жители не могут оплачивать свое проживание и обучение в городе. Просим, окажите какую-то минимальную поддержку людям, чтобы они могли изучать ислам не по брошюрам, которые приходят непонятно откуда, а по учебникам теологии. Кивают головой, но дальше понимания нет. А вот если кто-то скажет что-то экстравагантное, то на этом акцентируется все внимание, и говорят - вот вам политический ислам!

А то, что мусульмане каждый день работают, занимаются созидательным трудом, испытывают такие же, как и все, трудности, никто не замечает. И власть может хотя бы минимально помогать, мы же понимаем, что сегодня жизнь сложная, что в бюджете нет денег на серьезную помощь, но вместо этого... Взять хотя бы земельный налог. Раньше религиозные организации не платили за землю, сейчас с нас плюс ко всему взимают плату за землю. И если мы будем молчать, то знаете - политического ислама не будет. А если мы будем эти вопросы поднимать, сразу появится политическая подоплека вопроса.

Как в целом Вы оцениваете современную ситуацию в Чечне, в Ираке и в целом в мусульманском мире?

Если говорить о Чечне, то там ситуация очень сложная. Там не простая экономическая ситуация. Должна быть определенная политика, учитывающая менталитет тех или иных регионов и народов, проживающих на территории Российской Федерации. Без такого подхода, я говорил всегда, и говорю сейчас, проблему не решить. К примеру, царское правительство находило возможности и договариваться, и искать какие-то компромиссные варианты. И те же горцы показывали чудеса героизма в отстаивании интересов Российской империи.

Об Ираке я не хочу говорить, там совершенно другая ситуация. Эта суверенная страна, оккупированная без решения международного сообщества. И к вопросу о ситуации в Ираке отвечу вопросом на вопрос: вот если бы мы американцам не понравились, и они нас также оккупировали бы, что бы мы тогда делали?

Ваш прогноз развития событий в исламском мире, и как это может повлиять на Россию? В целом, если говорить об исламском мире, то мы живем в ХХI веке - переломном времени развития человечества. Исламский мир ищет свое место в современной жизни. Я абсолютно уверен, что перспектива за исламом.

Когда говорят - ислам, почему-то все думают, что это арабы, тюрки... Когда говорят - ислам, все думают, что это нечто чужое, инородное. Ислам - это жизнь по законам Создателя. И вот когда человечество это осознает, и эти психологические грани невосприятия будут стерты, думаю, что многие проблемы будут сняты.

Что касается России, то мы уже сегодня видим, что в самое ближайшее время в мире геополитическими центрами будут Китай, Запад и исламский мир.

Существуют ли, на Ваш взгляд, проблемы распространения ислама в России?

Конечно существуют, и самые серьезные. Мусульмане сами виноваты, в том, что происходит сегодня в их жизни. Если не во всем, то во многом. И основная проблема возрождения духовности - это проблема самих мусульман. Сегодня говорят о том, что общество больно исламофобией. Ваши коллеги и братья по перу очень много говорят с экранов и пишут негативного по поводу ислама. Никто о нас не будет писать объективно, если мы сами о себе не расскажем. А кто мешает сегодня мусульманам-бизнесменам, вместо того, чтобы тратить миллионы в казино, инвестировать эти деньги в издательскую, информационную деятельность и рассказать о мусульманах много того хорошего, что на самом деле есть? Или направить эти средства на образовательную деятельность? Поэтому главная проблема в распространении ислама - в пассивности самих мусульман.

Саратовская область - многонациональный регион, где проживают представители 112 национальностей. Как складываются отношения Духовного управления мусульман с представителями других конфессий?

Русская православная церковь - это самая большая конфессия в России и у нас в области. Мы с православными являемся как бы государствообразующими конфессиями. Поэтому на территории Саратовской области у нас, слава богу, все нормально, никаких трений и вопросов не возникало ни при предыдущих епископах, ни тем более сейчас. У нас наладились хорошие отношения с новым главой Саратовской епархии - епископом Лонгиным. Это грамотный и всесторонний развитый архиерей. Я думаю, что эти отношения будут только развиваться.

С другими конфессиями отношения тоже хорошие, ровные. Но чтобы мы были ближе в человеческом плане, должна быть инициатива не только от нас, религиозных организаций, но и от власти. Я помню несколько лет назад у нас существовал при губернаторе совет по связям с религиозными организациями. Мы собирались, обсуждали свои проблемы. Но его не стало, а очень хочется, чтобы такой совет религиозных деятелей был.

Как Вы оцениваете положение дел со строительством новых и восстановлением старых мечетей в Саратовской области?

Я никогда не был сторонником усиленного строительства храмов. У нас мечетью может служить любое помещение, где люди могут совершить молитву. И еще один немаловажный фактор - многие не знают, что в исламе нет института церкви, люди начинают строить мечети, когда у них возникает потребность в этом.

Сейчас на территории области порядка 25 мечетей, хотя религиозных организаций в два раза больше. Я не могу жаловаться, что здесь есть проблемы. В целом власть помогает. К примеру, в Петровском районе большую лепту в открытие мечети, в ее ремонте и оборудовании внес глава администрации Николай Бабанский. В Перелюбском районе в селе Кучумбетово и глава местной администрации, и глава района оказывают помощь и поддержку в строительстве мечети. В Вольском районе то же самое. И потом, помощь ведь тоже разная бывает. Бывает, что моральная поддержка тоже много стоит. К примеру, губернатор Дмитрий Аяцков новой мечети Саратова подарил такую люстру, какой аналогов в России нет. Ее высота 5 метров!

Власть должна помогать не столько в строительстве храмов, сколько в организации учебного процесса, и создании благоприятной атмосферы для деятельности религиозных организаций. С этим у нас относительно благополучно. Поэтому мы благодарны руководству Саратовской области и лично Дмитрию Федоровичу, что в таких сложных экономических условиях нас поддерживают и помогают.

Посещение Мекки и Медины хотя бы один раз в жизни является священной обязанностью каждого мусульманина. Планируете ли Вы в этом году совершить хадж в Саудовскую Аравию, и сколько паломников будет из Саратовской области?

В последние годы наблюдается рост числа саратовских паломников. Раньше наши паломники ездили по приглашению короля (Саудовской Аравии - ИФ). Теперь процедура посещения Мекки и Медины изменилась. Если в прошлом году хадж совершили 9 наших земляков, то в этом году их уже 20.

Поездка в святые места обходится от $1200 до $1600. И едут туда паломники за собственные средства, либо средства спонсоров. Понятно, что не каждый может себе позволить такую поездку. Хотя я знаю, что некоторые регионы, в частности, Чечня, Башкирия, Тюмень, Самара выделяют средства на поездку паломников. Мы тоже хотим обратиться к губернатору с просьбой о выделении малоимущим мусульманам региона средств на поездку. Думаю, что область ежегодно могла бы профинансировать поездку 10 паломников.

Я совершил в своей жизни четыре хаджа, и не планировал в этом году совершить большой хадж. Но у меня бывает очень много приглашений на различные конференции. Если такая поездка будет, конечно малый хадж там совершим.

29 января 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Религия
Тревожное пророчество старца Ефрема Аризонского
О какой войне говорил основатель 19-ти православных монастырей в Северной Америке
05.02.2020
Духовное наследие преподобного Серафима и новомученики XX века
19 июля/1 августа - обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца (1903)
31.07.2016
Человек, ушедший из семьи, нового счастья как правило не находит
В канун дня памяти святых Петра и Февронии, официальный представитель Московского патриархата священник Михаил Дудко рассказал о том, как смотрит Церковь на разные аспекты личной жизни современных людей
08.07.2005
Все статьи темы
Последние комментарии
«Заморозка» конфликта и «рассерженные патриоты»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.09.2022 14:02
Идея государства
Новый комментарий от Владимир С.М.
26.09.2022 13:14
Борьба за русскую историю в советскую эпоху
Новый комментарий от иг.Петр
26.09.2022 13:13
О трагедии в школе Ижевска
Новый комментарий от Человек
26.09.2022 12:48
«Совесть призывает сделать свой выбор»
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.09.2022 11:45