Дневник учителя

С чего начинается Родина

Помнится, во времена нашего не то что удалившегося, но как-то вдруг отделившегося (как Украина от России) детства "патриотическое" воспитание неизменно писалось через дефис со словом "военно" и предполагало довольно ограниченный набор мероприятий: походы по местам боев, посещение музеев боевой славы, игру "Зарница" и встречи с ветеранами.
У меня и сейчас при слове "военно-патриотический" перед глазами встает исключительно танк на постаменте.
Между тем сегодня назрела необходимость не столько отделить первую часть от второй, сколько разобраться со значением слова в целом.
По мне, так пусть себе "патриотизм" будет "военным": нужно только оговорить, с кем или, лучше, за что "воевать". А "воевать" сегодня, на мой взгляд, нужно прежде всего за язык. Русский язык.
Не боясь быть банальной, процитирую хрестоматийное: "Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку".
Мы же теряем русский язык, пользуясь военно-поэтической терминологией, пядь за пядью.
Ладно, когда дети выражение "рдеющие ланиты" понимают как "покрасневшие уши": в конце концов, все эти "очи" и "перси" можно раз и навсегда разъяснить. Хуже, когда на вопрос: "Как называется канун Рождества?" после чтения гоголевского "Последний день перед Рождеством прошел" слышишь единогласное: "Christmas Eve!", а горьковское "он был бос" твоими слушателями понимается как "он был начальник" (а почему при этом "в вытертых штанах"? Да именно потому, что "босс": ходил же Форд в потертых джинсах!).
Но, может, самое грустное узнавать от школьников, что "порядочный" человек - это человек, ставящий всякую вещь на свое место, а "алчный" - участвующий в популярной телеигре.
Дети не понимают значений слов "благородный", "бескорыстный", "самоотверженный", а также "тщеславный", "коварный", "вероломный" - им хватает двух: "хороший" и "плохой".
(Даже Эллочке-людоедке нужно было тридцать!).
Можно, конечно, сказать, что это всего лишь слова и человек, не знающий слова "милосердие", вовсе не обязательно никогда не поможет ближнему и, наоборот, знающий непременно станет "добрым самаритянином".
Да ведь речь не о том, чтобы научить детей говорить "метко" (хотя точность, как нам недавно стало известно, никогда не бывает лишней), а о том, чтобы сделать их народом, ибо, позволю себе еще более хрестоматийную цитату:
"И назовет меня всяк сущий в ней язык (курсив мой)..."
В песне нашего детства на вопрос: "С чего начинается Родина?" - давался ответ: "С картинки в твоем букваре".
Не знаю, какая именно картинка имелась в виду: Красная площадь или белая береза - думаю, что это не так важно, потому что, по моему глубокому убеждению, Родина начинается с букваря в принципе.
Но русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит как вода в песок. Почему?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, откуда язык приходит: из общения и чтения. Но дети сегодня разобщены: они не ездят в лагеря, не ходят в походы, не играют во дворе.
"Скажи мне, кто твой друг, и я скажу: "Компьютер".
Разобщены и дети с родителями.
"Чем занимается твой папа?" - "Деньги делает".
"А как его зовут?" - "Не помню..."
Что касается чтения, то и тут, как говорится, все запущено. И сегодня "воевать" за русский язык - значит воевать и за литературу, на нем написанную.
В свое время нас травили "Брусками" и "Цементом", и мы думали: "Нищие мы, нету у нас ничего". Но сегодня, когда вышедший из-под спуда так долго жданный Серебряный век вытеснил "Тихий Дон" и "Как закалялась сталь", впору плакать "о нашем былом богатстве".
Собираясь повесить в кабинете литературы портреты русских писателей, с радостью обнаруживаю в комплекте Платонова и с недоумением не нахожу - что там Н. Островского! - Шолохова.
Так и хочется, перефразируя сорвавшегося с виселицы декабриста, воскликнуть: "У нас и повесить кого следует не умеют!.."
Если уж говорить о любви к Родине, то литература, может быть, самый точный образ этой самой Родины, и явить его детям нужно во всей полноте.
Думаю, патриотизм сегодня - это даже не пушкинская "любовь к отеческим гробам", а федоровская идея "воскрешения", что предполагает собирание Горького и Булгакова, Н. Островского и Платонова, Маяковского и Цветаевой, Пастернака и Шолохова в единое "отчее" тело. Эту русскую литературу должны читать дети, чтобы понять, "где догадал их черт родиться".
К ней я бы добавила и чтение книг современных писателей. А то ведь смех и грех.
Идем с детьми по Переделкину:
- Здесь живет поэт Вознесенский, здесь - писательница Улицкая...
- А что, разве писатели живы? - удивляются дети. Они-то искренне убеждены, что все писатели давно умерли, что вся русская литература - в веках минувших и что сегодня печатают только деньги.
Литература в современной школе кончается, в лучшем случае, "Одним днем Ивана Денисовича". Но с 1961 года, мягко говоря, кое-что написано.
Отлучение детей от писателей-современников - серьезная ошибка. Потому что писатели - в меру своего таланта - являют образ современной России. И детям нужно о нем знать. Знать, что Россия есть. Такая, как есть, "какой нам бог ее дал".
Школа - учреждение консервативное. Но если гора не идет к Магомету, то Магомета нужно вести к горе. Я о том, что в школу на встречи с детьми просто необходимо приглашать "героев нашего времени": писателей, ученых, врачей, инженеров, артистов, военных, священников (а то дети думают, что вокруг одни менеджеры, дистрибьютеры да провайдеры, хотя, конечно, мамы всякие нужны, папы всякие важны).
В конце концов, не место красит человека, а наоборот, и Родина являет себя через живых людей. Пока живых. Потому что башни Кремля - при всем том, что они бесспорный символ России, - стоят себе и стоят (тьфу-тьфу-тьфу), а люди, через которых Россия осуществляет свое - будем надеяться - великое предназначение, изо дня в день борются за существование, страдают, болеют и умирают, делая свое дело.
Кстати, о Деле. Если патриотическое воспитание, на мой взгляд, должно начинаться с родного языка, то есть со слова, то завершаться или, во всяком случае, продолжаться должно делом.
Потребность в Деле, с одной стороны, объединяющем детей, а с другой, нужном Родине, ощущается сегодня каждым, кто неравнодушен к тем и к другой.
Но нечто вроде "создать не трудно никому кроликоферму на дому" подойдет едва ли. Дело, как и национальную идею, нельзя вытащить из пожелтевших газет или придумать из головы. До него нужно дожить. Ну а пока хотя бы прочесть на уроке выброшенного из школьной программы "Тимура и его команду". И то дело.
В середине прошлого века в одном из своих задушевнейших стихотворений Е. Евтушенко сказал: "Если будет Россия, значит, буду и я".
Сегодня все зашло слишком далеко, так что очевидно, что "Россия будет, если буду я".
По-моему, классная тема для сочинения.

23 декабря 2003 г.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Инна Кабыш:
Патриотизм не предмет
Дневник учителя
01.07.2011
Дневник учителя
С чего начинается Родина
24.12.2003
Все статьи автора
"общество"
К истории церкви Иоанна Воина
Легенды и были в жизни храма..
11.08.2016
Ангельский прием
Патриарх принял гостей в трапезных палатах
03.03.2008
Педагогические секты
Деятельность деструктивных групп в Новосибирске
08.02.2006
Все статьи темы
Последние комментарии
Карантин или пост?
Новый комментарий от Сант
30.03.2019
Героический переход и бесславный конец!
Новый комментарий от р.Б.Алексий
30.03.2019
Путин объявил войну офшорной аристократии
Новый комментарий от Юрий Светлов
30.03.2019
Форум ещё лучше и быстрее
Новый комментарий от Юрий Светлов
30.03.2019
«Внезапный вирус». Актуальное стихотворение
Новый комментарий от влдмр
30.03.2019
«Если вы не станете частью потока, будете частью дороги»
Новый комментарий от наталья чистякова
30.03.2019