Патриотизм не предмет

Дневник учителя

Инна Кабыш 
Обсуждаем закон об образовании 
0
01.07.2011 156

Новые образовательные стандарты повергли всех думающих людей в уныние: действительно, страшно жить в стране, в школах которой главным предметом будет физкультура.

Это заметил даже премьер. Пилюлю, видимо, решили подсластить. И вот в одной из новостных программ показали чиновника, который со своей трибуны успокоил общество: в школе-де будет ещё один обязательный предмет - патриотизм.

Так прямо и сказал: «Предмет патриотизм».

Не знаю, как кому, а по мне так это хуже физкультуры в том смысле, что с последней хоть всё понятно, а вот как оратор (не запомнила его фамилию, хотя она и была обозначена на табличке) представляет себе «предмет патриотизм»? Кто его будет преподавать? Чем будут заниматься на уроках по этому предмету? Очевидно, педагог, наиболее морально устойчивый и общественно активный (в кулуарах именуемый «патриот» - по аналогии с «физик» и «литератор») будет диктовать научные определения понятия «патриотизм», рассуждать о его месте в системе человеческих ценностей, приводить примеры как его проявления, так и непроявления.

Чётко, доступно, однозначно.

Если этот предмет приживётся, то по его примеру можно будет ввести и другие, не менее важные: «любовь», например.

А что? Чем мучиться с Печориным и княжной Мери, Наташей Ростовой и Андреем Болконским - Анатолем Курагиным - Пьером Безуховым, Григорием Мелеховым и Аксиньей - Натальей или Юрием Живаго и Ларой - Тоней, - дать определение, указать на место в жизни, привести примеры.

А ещё можно ввести предмет «дружба» (или всё-таки лучше «товарищество»?).

А ещё - «отцы и дети». Или - «Бог».

Да, много хороших и разных предметов можно ввести в современной школе. Их «хорошесть» будет заключаться в крайней рациональности, простоте (которая хуже известно чего). Есть, правда, один недостаток: патриотизм (как и любовь) - это абстракция, а дети (и не только они!) мыслят конкретно: их убеждает не сухое, пусть и научное, определение, а живой, пусть и не идеальный, человек и его судьба.

Один из лучших учителей о своём отечестве, как известно, рассказывал притчи: то о потерянной овце, то о сеятеле, то о богаче и Лазаре. К чему бы, кажется? Может, чтобы воздействовать не только (и не столько) на ум, сколько на душу своих слушателей?

В далёкие советские времена была у нас в школе учительница обществознания Майя Васильевна. Очень идейная: патриот, депутат, фотография на Доске почёта. Так вот когда мы добрались до темы «Коммунизм», Майя Васильевна сказала: существует множество научных определений «коммунизма», но, для того чтобы вы действительно поняли, что это такое, мы с вами пойдём сейчас в кинокласс (было такое место в советской школе, где киномеханик демонстрировал учебные фильмы по разным предметам, предварительно заказанные учителями).

И нам показали «Коммуниста».

Надо сказать, что с тех пор, что бы я ни читала и ни слушала о коммунизме, всегда представляю его себе с человеческим лицом - лицом Евгения Урбанского.

А ещё был у нас предмет НВП - начальная военная подготовка, если кто забыл. Человек, его преподававший (как сейчас помню, по фамилии Сашкин), поставил мне по нему пятёрку. На педсовете (как рассказал мне потом симпатизировавший мне физик) Сашкина спросили: «Что это у вас с Кабыш? Контрольная - «3», скорая медицинская помощь - «3», сборка-разборка автомата - «3», а за четверть - «5»? За что «5»?

Сашкин на секунду задумался, а потом, по словам физика, твёрдо ответил: «За патриотизм».

Это я к тому, что патриотизм воспитывается не правильными словами, контрольными и зачётами: настоящие учителя это понимают.

Даже литература, которая в принципе воспитывает всё: и любовь, и дружбу, и патриотизм, и веру, - не делает это автоматически. Здесь важны и книга, и учитель, и дети, и атмосфера - одним словом, «трение умов», как назвал это одноклассник Пушкина.

К примеру, «Тарас Бульба»: куда патриотичнее? А поди ж ты!

«Тарас Бульба был хорошим патриотом, но плохим мужем», - говорит семиклассница Женя Л.

И я соглашаюсь: бывает!

«Я искренне не понимаю, как можно убить того, кого ты сам породил, даже если ребёнок сделал что-то, что не вписывается в понимание отца», - негодует Ксюша Л.

И я объясняю, что, во-первых, Андрий уже не «ребёнок», а во-вторых, проступок проступку рознь: Андрий совершил то, что не вписывается не только в понимание его отца, но и Отца Небесного, как известно, считавшего, что нет ничего лучше, чем отдать «жизнь своя за други своя», а стало быть, нет ничего хуже, чем посягнуть на жизнь своих товарищей.

«Я считаю, что не обязательно быть воином, главное - быть сыном», - заявляет Олег Л.

И я возражаю: для Тараса Бульбы сын - это воин. Что же касается матери... то, конечно, она любит сына просто потому, что это сын. Но горе матери, чей сын отдаст её на поругание врагам.

«Нельзя называть одного хорошим, а другого плохим, ведь каждый из них честен в своих убеждениях», - настаивает Саша В.

И я замечаю, что честным можно быть не только в своих убеждениях, но и в своих заблуждениях.

«Границы между государствами временны, а любовь - вечна: Андрий выбрал этот путь, и я его за это уважаю», - возражает Алиса К.

И я напоминаю, чем гоголевский герой заплатил за свой выбор, и предлагаю не «уважать», а «жалеть» его.

Вот так: с хорошей книгой, свободно, страстно, искренне добываем мы понятие «патриотизм». А в конце урока я тоже показываю фильм, точнее, эпизод из нового «Тараса Бульбы» Владимира Бортко.

На экране поляки сжигают Богдана Ступку. Я сижу к экрану спиной и смотрю на лица детей.

Я давно уже человек не пафосный, но, ей-богу, ради этих лиц, на которых боль, отчаяние, сострадание, страх, одним словом, «и жизнь, и слёзы, и любовь» - к родине и человеку, - стоит преподавать предмет с маргинальным названием «русская литература».

http://www.lgz.ru/article/16569/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Инна Кабыш
Патриотизм не предмет
Дневник учителя
01.07.2011
Дневник учителя
С чего начинается Родина
24.12.2003
Все статьи Инна Кабыш
Обсуждаем закон об образовании
Пора отказаться от Болонской системы, выйти из ВОЗ и ВТО
По словам Петра Толстого, одерживая победы на фронте, мы рискуем понести идеологическое поражение
17.05.2022
О потенциальных нововведениях в школах
Надо решать задачи в режиме внутренней духовной мобилизации
16.05.2022
Надо возрождать христианскую систему, а не советскую возвращать
О предложении секретаря Совета безопасности РФ Патрушева реформировать российское образование, вернувшись к традициям советской школы
28.04.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
«Сталин – это часть нашей истории»
Новый комментарий от Vladislav
24.05.2022 21:15
О непонимании
Новый комментарий от Русский Сталинист
24.05.2022 21:11
«Неужели вы полагаете, что Бог не укажет нам правильный путь?»
Новый комментарий от Владимир Николаев
24.05.2022 19:05
Слуги антихриста зажигают
Новый комментарий от Русский Иван
24.05.2022 18:40
«Начинается медленная смерть ЛДПР»
Новый комментарий от Русский Иван
24.05.2022 18:17
«Мы создаём индустрию Русской Победы»
Новый комментарий от Русский Иван
24.05.2022 18:10