В последний путь по-корякски

В далеких магаданских поселениях покойника сначала пинают ногами и режут ему жилы, а потом сжигают на костре

Религия 
0
166
Время на чтение 4 минуты
У народа, живущего в Пареньской тундре, по сей день, как и сотни лет назад, принято отправлять усопшего в последний путь с помощью ритуального костра. А предшествует этому таинственный и странный для европейца обряд, корни которого уходят в далекое прошлое.

На корякских похоронах не увидишь черных платков. Его надевает лишь вдова во время подготовки погребального костра. Усопший находится в своем доме или яранге, а женщины шьют погребальную одежду, в которой преобладают белые тона.

- Обязательно нужно, - рассказывает жительница корякского стойбища Вера Хай-Хутык, - чтобы на одежде не было украшений, которые встречаются на ярких кухлянках оленеводов. На погребальной одежде украшений должна быть самая малость: какая-нибудь черная полоска на малахае с металлическим кругляшом, лоскуток ленточки на чехле от ножа. Одежда предназначается умершему, значит, и она должна быть "мертвой", лишенной ярких украшений.

Пока покойник находится в доме, окружающие стараются ничем не показать, что случилось что-то ужасное. Женщины шьют, мужчины играют в карты, при этом присутствующим предлагают угощение, от которого нельзя отказываться. Считается, что усопший вместе со всеми играет, ест и пьет. Эта традиция уходит корнями в древние представления коряков о смерти. По ним причиной смерти человека является, как правило, нападение злого духа, который, вытягивая душу, старается овладеть телом. Есть даже верования и сказки, рассказывающие, что, если за мертвым не следить, он может подняться. Для того чтобы ввести в заблуждение злых духов, рядом с телом покойного постоянно находятся люди, которые относятся к нему, как к живому. Единственное условие - лицо покойного должно быть закрыто.

Умершего облачают в погребальные одежды особым способом, чтобы подчеркнуть, что мертвые одеваются не так, как живые. Например, левая рукавица на правую руку, а правая - на левую, шапка задом наперед. Когда усопший одет, начинается ритуал прощания. Перед этим съехавшиеся на похороны родственники и друзья терпеливо сидят возле дома, тихонько переговариваясь. Совсем необязательно говорить об усопшем: обсуждают улов, работу, погоду. Когда сообщают, что можно заходить в дом, образуется маленькая очередь, в которой все сдержанны и спокойны. В доме пришедшего встречает хозяйка. В комнате на полу лежит усопший, на груди которого сидит близкий родственник. Рядом стоит таз, наполненный оленьим мясом, без которого у коряков не обходится ни один ритуал или праздник. Входящий берет кусочек и переступает через тело покойного, слегка пнув его при этом пяткой. Один человек может проделать этот ритуал несколько раз - за не приехавших проститься членов своей семьи, чтобы они были здоровы.

Запрягая оленя, который повезет тело к погребальному костру, оленные коряки надевают алык (упряжь) через правое плечо животного, тогда как при обычной езде его надевают через левое. Во время совершения погребального обряда в Тополовке, где хоронили старого оленевода, оленя, доставившего тело к месту кремации, забили. Когда бездыханное животное упало, к нему подскочил старик и стал бить его палкой, крича: "Давай скорее! Беги быстрее!" Это делается для того, чтобы олень догнал в пути душу умершего.

У тополовских коряков, перед тем как зажечь погребальный костер, все вещи, собранные для покойного, приводят в негодное состояние, "умерщвляют". Чашки разбивают, у заварного чайника отбивают носик, нарты и погонный посох ломают. На каждой вещи должен лежать отпечаток смерти, в противном случае она может остаться в мире живых и не попасть к умершему. Потом вокруг покойного усаживаются женщины. Они о чем-то тихо переговариваются. Мужчины же сооружают костер, ставят четыре больших выкорчеванных пня, а сверху наваливают стланик.

Усопший, на похоронах которого корреспонденту "НГ" довелось побывать, также был снаряжен в последний путь. Вещи его лежали рядом в деревянном ящике - все это позже сжигается. Приготовлен был и мешок с оленьими костями, которые символизировали оленя, отправлявшегося вслед за хозяином в страну мертвых. А чуть раньше, перед выносом тела, две девочки вдели в уши умершего красивые сережки.

Но вот все готово, путник, отправившийся в последнюю дорогу, уже лежит на сложенном дровяном холме. К нему поднимаются две женщины, которые, закрыв лица повязками, ножом покойного перерезают ему жилы, чтобы он не встал во время сожжения. Мужчины поджигают дрова, пламя быстро охватывает сухие смолистые ветки, и вот уже за белой пеленой дыма нечего не разобрать. Тем временем все подходят к маленькому костру, сложенному неподалеку, угощаются чаем и следят за огнем.

Участники погребального ритуала рассказали, что происходит с душой умершего:

- Когда душа поднимается наверх, то усопший и его другая душа (или его тень) отходят в подземный мир. Вход в эту страну сторожат собаки. Если человек избивал собак при жизни, то они его не пропустят. Но стражников можно подкупить. С этой целью в рукавицы умершего вкладывают плавники рыбы, чтобы их можно было отдать собакам. Предки в подземном мире живут в селениях семьями. Каждый вновь прибывший присоединяется к своим родственникам. Жители подземного мира заботятся о своих близких на земле, посылают им животных и другие съестные запасы. Но и наказывают их, если обозлились на них по той или иной причине...

Как говорится во многих сказках, дорога в подземный мир закрывается вскоре после перехода умершего. Покойники попадают туда через кострище. В прежние времена связь между миром живых и миром мертвых была более открытой, а сейчас только шаманы способны проникать в подземный мир.

Костер горит, но обряд еще не закончен. После того как будет съедено угощение и огонь догорит, люди потихоньку, не оборачиваясь назад, чтобы не волновать душу умершего, уйдут в поселок, в дом, откуда навсегда в селения мертвых отправился один из членов семьи. Прополощут рот и помоют руки - и начнутся поминки.

После сожжения тела родственники навещают кострище через несколько дней, а потом через год. Считается, что тем самым они помогают душе усопшего не сбиться с правильного пути, а по истечении года как бы ставят точку в процессе ухода близкого в мир иной.

1 декабря 2003 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 18:52