НИНА КОШИЦ

 Она родилась в Киеве в 1894 году. На всю жизнь будущей певицы мрачной тенью легло воспоминание о судьбе ее отца. Блестящий оперный тенор, партнер по спектаклям Ф. И. Шаляпина и Л. В. Собинова, великолепный исполнитель романсов П. И. Чайковского, он неожиданно стал терять голос. В 1904 году Павла Алексеевича уволили из Большого театра, и этот несчастный, охваченный отчаянием, в припадке умоисступления покончил с собой.
Казалось бы, предостережение достаточно серьезное. Но вот спустя девять лет, в 1913 году, фамилия Кошиц вновь обращает на себя внимание: Нина Кошиц, пошедшая по стопам родителя, с отличием оканчивает Московскую консерваторию сразу по двум специальностям - пения и фортепиано - и дебютирует практически одновременно в московской Частной опере С. И. Зимина и в петербургской Императорской Мариинской опере.
"Она обладала лирико-драматическим сопрано совершенно необыкновенного, волнующего, горячего тембра. Ее называли Шаляпиным в юбке", - пишет П. А. Марков в своей "Книге воспоминаний". Кстати говоря, это сравнение довольно часто встречается в мемуарной литературе и периодике тех дней.
Н.П. Кошиц - Татьяна в опере
П.И.Чайковского "Евгений Онегин"
Фотография 1915 года Лучшие партии Нины Кошиц - Татьяна в "Евгении Онегине" П. И. Чайковского, Дездемона в "Отелло" Дж. Верди, Рахиль в опере Ф. Галеви "Жидовка". Она пела Лизу в "Пиковой даме" П. И. Чайковского, Ярославну в "Князе Игоре" А. П. Бородина, Марину Мнишек в "Борисе Годунове" М. П. Мусоргского, Мими в "Богеме" Дж. Пуччини, Недду в "Паяцах" Р. Леонкавалло и даже Ренату в опере С. С. Прокофьева "Огненный ангел". Сергей Сергеевич был очарован искусством певицы и в благодарность посвятил ей одно из сочинений.
С 1915 года о Нине Кошиц начинают говорить не только как об оперной примадонне, но и как о замечательной исполнительнице романсовой лирики русских композиторов. Ее концертный репертуар быстро расширялся: Чайковский, Кюи, Мусоргский, Рахманинов. "Ничто и никого не пою с таким восторгом, как Рахманинова", - призналась она позднее в одном из писем. А Сергей Васильевич посвятит ей весь свой опус тридцать восьмой - шесть прославленных романсов. Сегодня студент-вокалист, прочитав в сборнике сочинений композитора: "Посвящается Нине Кошиц", в лучшем случае пожмет плечами. А между тем имя артистки всегда будет стоять рядом с именем Рахманинова.
Они познакомились у известного и сейчас, а тогда очень популярного композитора Ильи Саца, отца основательницы Детского музыкального театра Натальи Сац. Восьмилетняя Наташа была свидетельницей этой сцены.
Еще на улице, подходя к дому, Рахманинов услышал вступительные аккорды, а затем и мелодию своего романса "В молчаньи ночи тайной". Сергей Васильевич сразу обратил внимание на прекрасный голос, но прежде всего его внимание сосредоточилось на аккомпанементе - так играть мог только высокий профессионал. Заинтригованный Рахманинов с порога попросил хозяина представить ему исполнителей. Навстречу вышла миловидная молодая девушка. Как же удивлен был Рахманинов, не обнаружив пианиста и узнав, что она аккомпанировала себе сама! В этот вечер они были заняты исключительно друг другом: обсуждали его произведения, спорили о разных трактовках; он показывал Нине Кошиц новые сочинения, она напевала ему свои любимые романсыЕ
Впрочем, вернее будет сказать: у Ильи Саца Нина Кошиц и Сергей Рахманинов стали хорошими друзьями, ибо встречались они и раньше - в своих неопубликованных мемуарах Н. П. Кошиц утверждает, что впервые увидела композитора в пятнадцатилетнем возрасте, в 1909 году, а на одном из концертов в 1912 году подошла засвидетельствовать Рахманинову свое почтение, и маэстро заметил: "Я Вас помню".
На сцене московской Частной оперы С. И. Зимина Нина Кошиц прослужила до 1917 года. С самого начала юная выпускница консерватории заставила говорить о себе всю театральную Москву. Голос редкой красоты, лучистый взгляд огромных серых глазЕ Покорила она не только Сергея Васильевича Рахманинова - многих, и в числе этих многих - молодого статиста по имени Миша, подрабатывавшего в Частной опере. "Мы все были в нее влюблены. Сменялись знаменитости на сцене, появлялись новые увлечения, но Кошиц при всех обстоятельствах оставалась нашей общей любимицей, пока она сама не влюбилась в Рахманинова", - вспоминал спустя десятилетия народный артист СССР Михаил Иванович Жаров в своей книге "Жизнь, театр, кино".
Писатель Юрий Нагибин в очерке "Сергей Рахманинов" ("Советская культура", 1987 год) ничтоже сумняшеся говорит о "прохладном, скоротечном романе <Рахманинова> с певицей Кошиц, исполнявшей его романсы, но не пробуждавшей в нем музыки". Как "не пробуждавшей"? А опус тридцать восьмой?!
В 1916-1917 годах артистический дуэт Рахманинов - Кошиц концертировал в Москве, Петрограде, Кисловодске, Киеве. О киевском выступлении артистов вспоминала М. М. Элланская:
"Она всегда волновалась. На рояле стоял графин с водой - она часто пила (от волнения, конечно). Сергей Васильевич успокаивал ее, тихонько говоря: "Ну, не надо волноваться, успокойтесь, не надо волноваться, все будет хорошо". Я сидела близко и слышала каждое слово".
А вот строки из мемуарной книги известного советского дирижера А. Б. Хессина:
"Бывают особенно яркие художественные впечатления в жизни каждого человека, и к ним я отношу концерт, в котором пела Н. Кошиц и аккомпанировал Рахманинов. В ее исполнении была разлита исключительная теплота и задушевность, а в голосе было столько обаятельной красоты, столько нежности в тембре. Я редко встречал исполнителей со столь непосредственным ощущением композиторской мысли. В этом отношении исполнительское творчество Кошиц было до известной степени родственно Федору Ивановичу Шаляпину. Я бы сказал, что они артисты одной категории".
Одно из первых совместных выступлений Кошиц и Рахманинова состоялось 10 февраля 1916 года в Москве. В хоре восторженных откликов прозвучал лишь один недовольный голос, обвинявший Нину Павловну в недостаточной строгости исполнения, в излишней чувственности - "цыганской театральности". Так утверждал известный композитор, тоже, кстати, автор многочисленных романсов Николай Карлович Метнер. После столь резкой отповеди надо было думать, что уж он-то никогда не свяжется с "театральной цыганкой". Однако уже через год Метнер пригласил Нину Кошиц участвовать в своем авторском концерте в Московской консерватории, а в 1929-1930 годах гастролировал с ней по США.
А едва ли не последний раз Нина Павловна и Сергей Васильевич выступали в России 28 июля 1917 года в Кисловодске, где большой концерт с участием многих знаменитостей устраивали военные. В первом отделении Рахманинов аккомпанировал Кошиц, во втором - дирижировал оркестром. Уже тогда композитор твердо решил покинуть Россию. В 1920 году Нина Кошиц отправилась с украинским хором в США и не вернулась. В 1921-м она дебютировала за океаном - выступила в Детройте с большой концертной программой.
В Штатах Нина Павловна неоднократно пела со знаменитым оркестром под управлением Леопольда Стоковского. Спустя пять лет она организовала в Нью-Йорке серию концертов из произведений русских авторов, в которых участвовали композиторы А. К. Глазунов, А. Т. Гречанинов, Н. К. Метнер и, конечно, С. В. Рахманинов.
В 1922 году в США проходили гастроли Частной русской оперы - коллектива известных в России музыкантов, уехавших из страны после 1917 года. В постановках этой труппы с большим успехом выступала Нина Кошиц. Позже она пела на сценах крупнейших оперных театров мира - Париж, Амстердам, Брюссель, Стокгольм, Канны, гастролировала по Южной Америке.
Последние годы жизни Нина Павловна Кошиц посвятила преподаванию, живя и работая в Голливуде. Скончалась певица в мае 1965 года в городке Санта-Ана в Калифорнии, практически забытая на родине.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Н. Ширинский:
Все статьи автора
"общество"
К истории церкви Иоанна Воина
Легенды и были в жизни храма..
11.08.2016
Ангельский прием
Патриарх принял гостей в трапезных палатах
03.03.2008
Педагогические секты
Деятельность деструктивных групп в Новосибирске
08.02.2006
Все статьи темы
Последние комментарии
Вино или Кровь
Новый комментарий от Georgij.D
26.03.2019
«Неужели Бог слабее, чем вирус?»
Новый комментарий от Яков Яковлевич
26.03.2019
Европейский Содом получает по заслугам
Новый комментарий от Яков Яковлевич
26.03.2019
Уничтожать пленных поляков было бы политическим самоубийством
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.03.2019
Эти непонятные русские
Новый комментарий от Наталья Скиф
26.03.2019