Идея снять фильм о последних днях царской семьи пришла режиссеру больше десяти лет назад, но только в 95-м ему удалось найти деньги на постановку. И деньги немаленькие: по информации "Итогов", бюджет картины составил 10,5 млн. долларов (сегодня, согласно имущественной экспертизе, проведенной в сентябре 2002 года, картина оценивается уже в 18,6 млн. долларов). Финансировали проект исключительно российские инвесторы. Госкино выделило 500 тысяч рублей плюс 100 тысяч на печать копии, остальное - Московский банк Сбербанка России, получивший в залог права киностудии на "создание и использование кинофильма".
Картину сняли. Именно она в 2000 году открывала Московский международный кинофестиваль. Но в дальнейшем судьба фильма не сложилась: несмотря на то что Россия выдвинула картину на "Оскар", "Романовы" не попали даже в номинацию. Да и в российском прокате лента собрала менее 500 тысяч долларов.
Естественно, о том, что панфиловская студия "Вера", снимавшая "Романовых", расплатится по кредиту, не могло быть и речи. Поэтому решение Московского арбитражного суда о взыскании со студии "Вера" в пользу Сбербанка России 292,6 млн. рублей ни для кого не явилось неожиданностью. "Это не арест, а цивилизованная, правильно оформленная передача прав, - сообщил Панфилов в беседе с "Кинопроцессом". - Студия "Вера" брала кредит на производство картины в Московском Сбербанке. Кредит был дан под очень высокие проценты, сумасшедшие. Я сейчас точно не берусь вам назвать цифру, но в среднем это 25 процентов. Продюсер рассчитывал на западный прокат. Но это не получилось, потому что Московский Сбербанк ликвидировали (в связи с реорганизацией в Сбербанке РФ. - "Итоги") и нам на финише, когда уже шла печать копий, прервали кредит, который не был выбран до конца. Наш долг равнялся невыплаченной части кредита. Мы не могли платить за телефон, офис, зарплату... И самое главное, мы не могли продавать фильм на Запад. Нам подставили ножку. Был уже чужой банк, который к Московскому Сбербанку никакого отношения не имел. Тем не менее я считаю, что Сбербанк по праву владеет всеми правами на картину. Имеет право ее продавать, что, я думаю, они и сделают - есть покупатель".
Однако, как заявили нам в пресс-службе Сбербанка, "имущественные авторские права на фильм "Романовы. Венценосная семья" принадлежат ООО "Киностудия "Вера". Вопрос о передаче указанных прав Сбербанку России на сегодняшний день не обсуждается. В настоящее время ведется исполнительное производство, в рамках которого судебным приставом-исполнителем будет осуществлена реализация на публичных торгах имущественных прав на фильм".
Единственная возможность получить какой-то доход от "Романовых" на отечественном рынке - это продать ленту для демонстрации по телевидению. Брэнд "Панфилов" имеет хороший шанс получить за премьерный показ 25 тысяч долларов, а при известной сноровке продавца и больше. Возможно также, что масштабное панфиловское полотно решат перемонтировать под сериальный формат: полнометражный фильм превратят в четырехсерийный. Стоимость дальнейших, непремьерных показов может варьироваться. Демонстрация картины "средней руки" 70-80-х годов из мосфильмовских запасников обходится каналам в три тысячи долларов. Цена на такие хиты, как "Бриллиантовая рука" или "Служебный роман", доходит до 10 тысяч. Естественно, федеральные каналы при закупке могут руководствоваться не только экономическими, но и политическими соображениями. Так, по информации "Итогов", владельцы "Сибирского цирюльника" просили за право его показа миллион долларов. Но "Романовы" вряд ли покажутся телевизионщикам особо лакомым куском, способным повысить рейтинг канала и его общественный престиж.
Когда Глеб Панфилов говорит, что у картины "есть покупатель", он, безусловно, имеет в виду западный рынок. Если банк продаст картину, студия "Вера" может претендовать на определенный процент. Но даже если этого не случится, весь нынешний "романовгейт" - прецедент, констатирующий: сегодня в России уже возможны цивилизованные отношения между автором и кредитором. Такие, при которых наложение ареста не означает безвременной гибели картины.