Родившемуся в семье художников, внуку знаменитого Николая Михайловича
Чернышева, учившегося у Архипова, Коровина, Серова, Николаю, как говорится,
сам Бог велел стать живописцем.
- Позиция моего отца Андрея Горского - максимальная правдивость в искусстве,
- говорит Николай. - Его работы и по технике, и по форме выражения более
земные, чем, к примеру, у деда или у мамы, Екатерины Чернышевой. Отец
всегда живо интересовался историей России, Москвы. Свой интерес он передал
мне.
Пожалуй, наибольшая привязанность Николая - пейзажи. Художника влечет
спокойный среднерусский ландшафт. В его полотнах сохраняется красота
и натуральность каждого цветка, колоска пшеницы, ветви дерева, написанных
до мелочей правдиво и зорко.
- В Тверской губернии, около Вышнего Волочка, где проводит лето наша
семья, вдохновение приходит само, как глоток свежего воздуха.
Николай много пишет маслом, но нередко обращается и к акварели.
- Мне близка эта техника, хотя она и очень трудоемкая. Думается, кое-что
удалось позаимствовать у деда, который создал, например, известную серию
акварелей, посвященную Самарканду, где он жил с семьей во время эвакуации.
"В образном мышлении Горского-Чернышева важную роль играют ощущение
и восприятие времени, - отмечал искусствовед Иван Купцов. - В произведениях
художника минувшее живет в настоящем и вместе с тем движется в будущее.
Ничто в этом движении не исчезает и не прерывается. Дети вечно живут
с отцами. Все происходит из единого истока и возвращается в него. Такой
взгляд был характерен для древнерусской культуры. В конце XIX века он
возродился".
Приверженность Николая реалистической традиции отмечали и итальянские
критики, которые прочат ему блестящее будущее. Один из них, Флавио Кароли,
назвал Горского-Чернышева "гением среды" - певцом среды своего обитания.
А выставка "Семейная традиция", проходившая в Италии и представлявшая
произведения всех трех поколений живописцев Чернышевых, стала настоящей
сенсацией. Николай побывал тогда в Милане и Венеции, Флоренции и Риме.
Увидел воочию шедевры, которые раньше изучал по каталогам, сделал немало
зарисовок - потом эти этюды демонстрировались на коллективной выставке
в Москве, так и называвшейся - "По Италии". Особой вехой в духовной
и творческой биографии художника стало паломничество в Святую Землю.
Здесь родился замысел серии работ на евангельскую тему.
Но все же "основной фонд" картин Николая Горского-Чернышева создан в
России. Это и неудивительно для художника, определяющими чертами мировосприятия
которого является тяготение к национальным истокам, к родной истории.