За последние пять лет спрос на церковные колокола вырос примерно в 1,5 - 2 раза. Ежегодно в России покупается колоколов общим весом 200 000 т - в 10 раз меньше, чем до 1917 г., говорит Андрей Дьячков, звонарь Школы архангельских звонарей, занимающийся также консультациями по купле-продаже колоколов. Этот товар можно заказать, в частности, на его сайте www.kolokola.ru.
Производством церковных колоколов занимаются у нас в стране всего пять компаний. В том числе московский завод ЗиЛ и НИИ неорганических материалов им. А. А. Бочвара. По словам Александра Шустова, начальника выставочной группы НИИ, в последнее время заказов все меньше и меньше. "Рынок литья находился на подъеме лет пять назад, когда по всей стране активно восстанавливались храмы", - объясняет он.
Литье колоколов - вообще неприбыльный бизнес, считает Шустов. "Его нельзя поставить на поток, колокол всегда льется под конкретный заказ", - говорит он. Однако именно это позволяет "Италмасу" конкурировать с более крупными производителями. "Они берут количеством, а мы - звуком", - говорит основатель "Италмаса" Николай Шувалов. По его мнению, потребитель такой продукции изменился по сравнению с 90-ми, когда "хватали все подряд" и часто колокол покупали ради внешнего вида. Теперь к такому приобретению относятся более серьезно, и каждому клиенту часто нужно изготовить колокол по индивидуальному заказу. Шувалов делает колокола, звучащие на определенной ноте: одному храму нужно соль-диез, другому - ля минор.
Его бизнес начинался как хобби. Знакомый священник попросил помочь найти колокола для местного Воскресенского собора. Но производители, к которым обращался Шувалов, отказывались. Тогда он решил попробовать сам. Устроил во дворе своего дома конструкцию из самодельной печи, тигелька, а также обычного пылесоса - для обдува огня. Конструкция взорвалась, окатив весь двор расплавленной медью.
Долгое время Шувалов не относился к отливу колоколов как к бизнесу: деньги он зарабатывал мелкооптовой торговлей овощами и фруктами. Но потом понял, что к торговле у него "душа не лежит". В 1998 г. он взял в аренду более 300 кв. м производственных помещений на Тутаевской льняной мануфактуре, купил б/у оборудование: токарные станки, кузнечный молот, сварочное оборудование. На 40 колоколов, которые он отлил в первый год, клиентов было найти нелегко. Убедить заказчиков старались наглядно: ездили по храмам с маленьким, весом 50 кг, колоколом и давали его слушать.
К тому моменту, как увлечение превратилось в бизнес, предпринимателем уже были перепробованы разные технологии производства. Пытались работать по современной технологии, по которой форму для литья делают из плотного картона или алюминия, экспериментировали с разными смесями, добавляли для вязкости сплава навоз. Но священнослужители были недовольны звучанием колокола.
Тогда Шувалов решил перейти на технологию, самую неудобную с точки зрения промышленного производства, увеличивавшую срок изготовления одного колокола до двух месяцев. Этот метод он почерпнул из книги Н. И. Оловянишникова. 90% всех сохранившихся с дореволюционных времен колоколов было произведено на его предприятиях.
По Оловянишникову, форма для колокола изготавливается из нескольких слоев глины. Вылепив основу и дав ей просохнуть, мастер кистью наносит еще до 30 слоев, каждый из которых должен высохнуть в естественных условиях. Таким образом достигается почти идеальная гладкость поверхности. Орнамент и текст наносятся воском и покрываются несколькими слоями специальной краски. Готовая форма разбирается на три части-круга, чтобы устранить недостатки. Потом ее вновь собирают - уже в литейной яме в земле. Трамбуют специальной горелой землей и заливают чугун. После заливки глиняную форму "выбивают". В результате такой многослойности на производство колокола весом 1,5 т уходит два месяца. У промышленных производителей - недели.
На второй год фирма Шувалова произвела уже 100 колоколов, и предприниматель вернул вложенные в бизнес 50 000 руб. В прошлом году "Италмас" выпустила 250 колоколов. В этом году объем продаж, по расчетам Шувалова, должен увеличиться вдвое - до 5,5 млн руб. Предприниматель выкупил арендованные цеха и собирается поставить новую печь. Время от времени компания выполняет заказы для зарубежных православных церквей.
Цена колокола определяется, исходя из массы. 1 кг сплава (на 80% состоит из меди и на 20% из олова) стоит от $11 до $14. В этом году Шувалов продал два 5-тонных колокола. Один купил храм Сергиева-Посада, а второй - Магаданская епархия. По словам Дьячкова из Школы архангельских звонарей, колокол весом 5 т стоит около $60 000. Но такие заказы редкость. "В основном идут небольшие заказы для сельских приходов. Инициатором выступает обычно какой-нибудь благотворитель, желающий преподнести подарок своей местной церкви", - говорит Дьячков.
Внутренние порядки в "Италмасе" также не очень современны. График работы, например, не такой, как у всей страны. Праздники вроде Дня Конституции и 9 Мая игнорируются - для сотрудников "Италмаса", которых всего 15 человек, это рабочие дни. Весь распорядок складывается в соответствии с церковным календарем. "Праздников получается много, но мы же еще и по субботам работаем", - оправдывается Шувалов.
Весь бизнес поделен между тремя братьями. Никакого особого распределения должностей нет - все занимаются всем. Но Николай как старший брат осуществляет основное руководство. Он считает, что никаких особенных принципов управления у него нет. "По-моему, мои требования самые демократичные, - говорит он. - Главное требование к работникам - чтобы не пили и были трудолюбивыми".
Моральных проблем по поводу того, что ему приходится продавать церквям, тоже нет. "Я считаю, что деньги - это мерило труда. Можно, конечно, и просто так давать, но тогда придется закрыть производство", - рассуждает он.