И все же книга ?Жизнь в музее?, на мой взгляд, имеет существенный недостаток. Автор сам признает: ?Музей - сложный организм, продуманная многоплановая композиция, произведение, которое в огромной мере определяется ДОМОМ. Поэтому ДОМ МУЗЕЯ, его историческое прошлое, мемориальное значение, художественные особенностиѕ все это имеет первостепенное значениеѕ? Отчего же он столь краток, рассказывая о прошлом городской усадьбы Хрущевых-Селезневых и о последних ее владельцах, по отношению к которым, к тому же, им допущены непочтительные выражения: ?Хотя бы из уважения к художественному замыслу строителя, московскому дворянству следует обратить большее внимание на состояние дома, давно уже ждущего ремонта, а кстати, изгнать жалкое зонтичное заведение, приютившееся в угловом павильоне и обезобразившее его вывесками и крыльцом... Как видно, русскому дворянству в 1915 году было уже не до ремонта своих усадеб. Реставрацию этого выдающегося памятника архитектуры суждено было осуществить уже в наше время Советскому и ныне Российскому государству?. Так ли уж все было, как пишет А.З.Крейн? К слову, именно в советское время, в 1930-х годах, была разрушена находившаяся на территории усадьбы церковь Спаса Нерукотворного Образа. Она ?существовала до Романовых - получала ругу. Известна с 1625 года деревянной. Каменная построена коштом царицы Марфы Матвеевны в вечное поминовение супруга ее царя Феодора Алексеевича, о чем имелась каменная надпись на южной стене храма снаружиѕ Закладка церкви была 12 ноября 1694 года, освящение в 1696 году. В 1730 году на средства Елены Никитичны Ладыженской выстроена трапезная с приделом свт. Николаяѕ В 1746 году устроен другой придел Параскевы Пятницы. Колокольня начала XIX века, тогда же выстроена новая ампирная трапезная с приделами прежних наименований. Внутри были во всех трех алтарях прекрасные ампирные иконостасы?1. В настоящее время здесь стоит типовое здание спецшколыѕ
Постараюсь же теперь восполнить некоторые пробелы в истории усадьбы на Пречистенке, рассказав читателям то, что мне известно.
В начале XIX века эти владения принадлежали князю Федору Сергеевичу Барятинскому. После пожара 1812 года они были приобретены А.П.Хрущевым, который в 1814 году на месте сгоревшей усадьбы начинает отстраивать новую. По его заказу архитектор Афанасий Григорьев к 1817 году возводит главное здание на углу Пречистенки и Хрущевского переулка, соединив его с каменным зданием XVIII века, тянущимся вдоль переулка, а вдоль Пречистенки строит каменную ограду с металлическими решетками, замыкая ансамбль угловым ?цветочным? павильоном. В 1862 году эту усадьбу у Хрущевых покупают Селезневы. В путеводителе по Москве за 1917 год говорится: ?С правой же стороны, от угла следующего, Всеволожского переулка, лучше всего схватить общую картину прекраснейшего барского особнякаѕ так называемого дома Селезневых. Эти деревянные, лишь оштукатуренные, барские хоромы в стиле Empire построены были уже после московского пожара в 1814 году гвардии прапорщиком А.П.Хрущевым, по имени которого стал зваться и прилегающий переулок. В 1862 году владение перешло к штабс-капитану Дмитрию Степановичу Селезневу. Огромное владениеѕ представляет собой городскую усадьбу с широким барским размахом. Дом богато орнаментирован, с гербом древнего дворянского рода Селезневых на фронтоне фасада, выходящего на Пречистенку. Фасад по Хрущевскому переулку еще наряднее и интереснее; очень хорош барельеф; типична балконная решетка из входящих колец. Внутри дом довольно сохранен, несмотря на приспособление под приют. При доме старый сад с вековыми тополями, в него выходит открытый балкон, в глубине сада неизбежная беседка с тоненькими деревянными колонками. По Пречистенке владение заканчивается на углу Царицынского переулка изящным домиком-павильоном. В переулок выступает какая-то старинная постройка, а за нею виднеется церковь Спаса Нерукотворного Образа, что на Убогих домах (богадельни), иначе ?Пятница на Божедомке?2.
Итак, с 1862 года усадьбой владел штабс-капитан Генерального штаба Дмитрий Степанович Селезнев. Он родился 16 мая (по старому стилю) 1807 года в поместье своего отца деревне Таболы Епифанского уезда Тульской губернии: ?1807 года мая 16 дня деревни Таболы у помещика подпоручика Степана Степанова Селезнева родился сын Дмитрий, крещен 20 числа священником Николаем Савельевым с причтом, при крещении восприемниками были: Веневского уезда села Узунова помещик Дмитрий Степанов и Михайловской округи села Куркина помещица Агрипина Васильева Попова?3. Ниже приводится послужной список ?Штабс-капитана и Кавалера Дмитрия Степановича Селезнева? (орфография и пунктуация приближены к современным нормам):
?В 1833 году, уволенный от воинской службы, служивший прежде сего в Генеральном Штабе поручиком, орденов Св. Анны 3-й ст. с бантом и 4-й ст. с надписью ?За храбрость? кавалер, имеющий медаль за Турецкую войну 1828 и 1829 годов, Дмитрий Степанов сын Селезнев, 26 лет. Рязанской губернии Скопинского уезда, из дворян.
В службу вступил в Астраханский Гренадерский полк подпрапорщиком - 1822 года июня 22, где произведен в портупей прапорщики - 1823 года июня 13, за отличие по службе в прапорщики, имея 18 лет от роду, - 1824 года июня 2, из оного по экзамену переведен в Свиту Его Императорского Величества по квартирмейстерской части (что ныне Генеральный штаб) - 1826 года февраля 23, в оном же Штабе произведен в подпоручики - 1829 года апреля 14, за отличие по службе в поручики - 1831 года октября 2.
В походах и командировках находился:
1826 года февраля с 24 состоял при Главной квартире 1-й Армии, того же года марта 29 командирован на съемку Литовско-Виленской губернии.
1828 года декабря 15 командирован во 2-ю Армию, по прибытии к коей назначен состоять при 2-м отделении Управления Генерального Штаба оной Армии.
1829 года апреля 2 выступил в поход с главною квартирою, 5 мая находился при осаде крепости Силистрие, при движении главных сил армии по Шумленской дороге чрез с. Каургу, 30 мая при разбитии армии верховного Визиря при Кулевче, за отличие в сем сражении награжден орденом Св. Анны 4-й ст. с надписью ?За храбрость?. При движении Главных сил Армии с позиции под Шумлою к р. Камчику при переходе войск чрез Балканские горы был в деле: 31 июля при г. Сливно, 8 августа при занятии второстоличного Турецкой Империи города Адрианополь войсками 2-й Армии, за отличие и ревность по службе, оказанные в продолжение Кампании 1829 г., награжден орденом Св. Анны 3-й ст. с бантом; с 8 ноября следовал с главною квартирою 2-й Армии на зимние квартиры в г. Бургас. 7 декабря по воле Управлявшего Главным Штабом Его Императорского Величества командирован на съемку Гродненской губернии. За войну против турок в 1828 и 1829 годах получил наравне с прочими не в зачет годовое жалование.
1831 года февраля 19 прикомандирован к Минской военной съемке, оттуда 11 апреля того же года командирован в Резервную Армию, где и находился при Главной Квартире; с 13 июня по 3 июля был в походе в Самиштии против Польских войск, вторгнувшихся в Виленскую губернию, за что награжден был чином поручика. Октября 10-го прикомандирован к Штабу оставшихся в Санкт-Петербурге войск Гвардейского Корпуса.
1832 года января 27 по Высочайшему повелению командирован на топографическую съемку Гродненской губернии.
1833 года января 22 дня по Высочайшему приказу уволен от службы по домашним обстоятельствам Штабс-Капитаном.
В свидетельство чего и дано сей за подписанием моим и с приложением печати Канцелярии Генерал Квартирмейстера Главного Штаба Его Императорского Величества 1 Отделения Санкт-Петербург марта 30 дня 1833 года. Подлинный подписал Его Императорского Величества, Всемилостивейшего Государя моего Гвардейского Генерального Штаба Генерал-Лейтенант Его Величества, Генерал Адъютант, Генерал Квартирмейстер Главного Штаба Его Величестваѕ Нейдгардт. Скрепил правитель канцелярии - полковник Розенкамф?.
В 1862 году, как уже было сказано, Дмитрий Степанович Селезнев и его жена Анна Александровна Селезнева (урожденная Куломзина) поселились в московской городской усадьбе на Пречистенке. У них было три сына (Сергей, Дмитрий, Николай) и шесть дочерей (Анна, Софья, Надежда, Елизавета, Ольга, Екатерина).
После смерти Дмитрия Степановича (1884) усадьба по завещанию отошла его вдове и дочери Екатерине Дмитриевне Матвеевой. А в 1896 году на имя Московского губернского предводителя дворянства князя П.Н.Трубецкого от Е.Д.Матвеевой поступило заявление о желании пожертвовать дворянству Московской губернии принадлежащее ей в Москве владение, оцененное в 800 тысяч рублей, с целью устройства здесь какого-либо благотворительного воспитательно-образовательного учреждения.
Так как жертвуемое имущество было родовое, московское дворянство возбудило ходатайство пред Государем о принятии дара Е.Д.Матвеевой, на что и последовало высочайшее соизволение. Одновременно особая комиссия составила проект ?Положения об учреждениях, основываемых во владении, принесенном Московскому Дворянству в дар потомственною дворянкою Е.Д.Матвеевой, рожденной Селезневой?, утвержденного министром внутренних дел 31 марта 1907 года. ?Положениемѕ? предусматривалось (такова была воля жертвовательницы) организовать в главном доме усадьбы ?Детский приют и приготовительную школу Московского Дворянства имени Дмитрия Степановича и Анны Александровны Селезневых?. Дом не мог быть снесен или перестроен до тех пор, пока это позволяют технические условия; стенная роспись и лепные украшения фасадов и интерьеров должны обязательно сохраняться и периодически реставрироваться.
Летом и осенью 1906 года под руководством архитектора А.Ф.Мейснера производился ремонт и приспособление главного дома под приют и школу. Одновременно приобретался необходимый инвентарь. 1 ноября того же года состоялось торжественное открытие и освящение нового благотворительного учреждения.
Детский приют имени Д.С. и А.А. Селезневых состоял в ведении министерства внутренних дел и имел своею целью призрение и первоначальное обучение малолетних дочерей потомственных дворян (преимущественно обедневших) Московской губернии. Двухгодичная школа при приюте учреждалась на правах частного учебного заведения Московского дворянства и находилась под контролем Управления Московского учебного округа. Высший надзор принадлежал Московскому губернскому предводителю дворянства или исправляющему его должность, ближайшее же заведование возлагалось на попечительницу из потомственных дворянок, избираемую Советом сроком на три года.
Вот состав Совета на 1914 год: Председатель - Московский губернский предводитель дворянства А.Д.Самарин. Попечительница - графиня Е.Ф.Соллогуб. Члены Совета: барон В.Д.Шеппинг, Ф.И.Тютчев, князь В.А.Голицын, Д.И.Матвеев, надзирательница Н.М.Богаевская. Кандидат в члены Совета: граф М.А.Олсуфьев4.
Приведенные в этой статье факты - лишь незначительная часть того обширного исторического материала о последних владельцах усадьбы на Пречистенке, которым я располагаю и который, смею надеяться, мне удастся опубликовать полностью.
1. Паламарчук П.Г. Сорок сороков. М., 1994. Т. 2. С. 417.
2. Путеводитель ?Прогулки по Москве и ея художественным и просветительным учреждениям?. М., 1917. С. 339-340.
3. Метрическое свидетельство о рождении Д.С.Селезнева, выданное Тульской Духовной Консисторией.
4. Справочник по учреждениям Московского дворянства. М., 1914. С. 84-86.
ЛЕТОПИСЕЦ
15 августа 2002 года
Поселок Клязьма Московской области
Празднование 100-летия церкви во имя Гребневской иконы Божией Матери
Торжества, посвященные этой дате, возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, освятивший храм архиерейским чином и вручивший патриаршие награды настоятелю храма игумену Сергию (Амуницыну), благодетелям и реставраторам...
Этому скромному деревянному храму многое пришлось пережить и увидеть. В начале XX века Клязьма являлась ?дачной вотчиной? московского купечества. Она все расширялась. В конце концов возникла потребность в возведении здесь храма. Инициатива, вероятнее всего, исходила от купца 1-й гильдии Ивана Афанасьевича Александренко (1840-1921). Строился храм на пожертвования жителей поселка по проекту известного московского архитектора Петра Алексеевича Виноградова (1858-1910) - автора трапезной в московском Рождественском монастыре (1904), собора Иверской Божией Матери Перервинского монастыря (1904). Для Клязьмы, утопающей в лесах, Виноградов создает изящную шатровую церковь в лучших традициях русского деревянного зодчества. Фасады и интерьер были богато декорированы резьбой. В 1906 году вместо звонницы пристроили колокольню.
После 1917 года наступили тяжелые времена. На сегодня нам известны имена только двух клязьминских священников той поры. В 1920-е годы здесь служил московский батюшка Николай Петрович Зимнев - спокойный, деликатный. Однажды он шел по Клязьме в рясе, а за ним бежали ребятишки и кричали: ?Вот поп идет! Поп идет!? Батюшка отвечает: ?Детки! Поп - от греческого слова ?попус?, что значит отец. Я и есть отец всем верующим?. Мальчишки смутились и замолчали.
После введения продуктовых карточек священники и их семьи остались на голодном пайке - им карточки не полагались. Отец Николай вынужден был устроиться ночным курьером в редакцию одной из московских газет. В начале 1930-х, будучи уже в преклонном возрасте, он заболел и поздней осенью умер.
Примерно с 1932 года настоятелем Гребневской церкви стал митрофорный протоиерей Леонид Алексеевич Флоренский, до приезда сюда служивший в Твери сначала в кафедральном соборе, а после его закрытия - в Покровской церкви. По воспоминаниям прихожан, отец Леонид ходил по поселку в скуфье и черном длинном пальто, так что сразу было видно: идет священник. На улице благословлял всех подходивших, подавал нищим. Он хорошо знал свою паству и помогал тем, кто особенно бедствовал. Службу вел со вниманием и благоговением; обладал очень красивым баритоном.
22 июля 1938 года отца Леонида арестовали и отправили сначала в тюрьму города Пушкино, а потом в ссылку в Караганду (Казахстан), где он и умер примерно в 1940 году.
В 1939 году Гребневскую церковь закрыли и обезглавили. В здании на первых порах располагалась вечерняя школа, затем - пункт проката спортивного инвентаря, видеозал, зал для игры в теннис...
В 1992 году храм передали церковной общине. Настоятель - иеромонах (ныне игумен) Сергий (Амуницын) и миряне активно взялись за восстановительные работы, которые сегодня в основном завершены - при содействии многочисленных жертвователей (особо отметим вклад Георгия Викторовича Шеффеля) и добровольных помощников. В истории Гребневского храма открыта новая страница.
P.S. Для желающих посетить храм во имя Гребневской иконы Божьей Матери: с Ярославского вокзала нужно доехать до станции Клязьма (45 мин.); далее Тургеневская улица выведет вас прямо к нему.
В.Г.Богданова, М.В.Капустина