itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Многобожие в светской школе

Как обеспечить равенство прав верующих и атеистов?

Общество 
0
119
Время на чтение 3 минуты
Повальная мода на религиозность, похоже, достигла уровня потери здравого смысла. Возникшая идея вернуть Православной Церкви земли свидетельствует именно об этом. Еще одна столь же "здравая" и столь же популистская идея - ввести в светских школах обязательное религиозное образование. Само утверждение, что светское образование - это не образование атеистическое, вполне правомерно: религия и атеизм находятся в одной плоскости, поэтому если образование не-религиозное, то оно должно быть и не-атеистическим (правда, верно и обратное: если мы вводим религиозное образование, то должны ввести и атеистическое). А вот с тем, что светское образование не внерелигиозное, уже можно поспорить, поскольку идея отделения школы от Церкви становится уже нереализуемой. Разве что религию будут преподавать атеисты.
Здесь представляется логичным обратиться к опыту тех государств, которые все же ввели преподавание религии в светских школах. Пример Франции не совсем уместен, так как Франция в отличие от России - монорелигиозная и даже по преимуществу моноконфессиональная страна и в ней вопрос о том, какую религию преподавать, не актуален. (Заметим, что эта конфессия - католичество, имеющее огромный опыт в организации именно светского образования.) Что же касается мигрантов-иноверцев, то им, пожалуй, действительно полезно узнать веру и традиции страны, в которой они собираются жить, если их при этом не принуждают принимать участие в обрядах, а ограничиваются именно образованием.
Но какую религию нужно преподавать в российской светской школе? В выступлениях сторонников преподавания религии присутствуют аргументы типа возвращения к истокам, к национальной культуре, а следовательно, - иногда подспудно, а иногда и явно - имеется в виду православие. Но далеко не для всех россиян православие является истоком, и не все национальные культуры России на нем строятся. Как тут быть? Провести в каждом субъекте Федерации референдум и по его итогам принять решение? Дорого и бессмысленно, поскольку все равно чьи-то права на свободу совести будут ущемлены.
Обратимся к опыту другой страны - Германии, в которой по крайней мере две доминирующих конфессии и религия в школе преподается. Там принят такой порядок: при поступлении ребенка в школу родители указывают в анкете, какую религию он будет изучать (это совсем не обязательно должна быть "традиционная" религия - недопустимы лишь секты, список которых официально утвержден). Если родители не хотят, чтобы их ребенок изучал религию, предлагаются уроки этики - тем самым учтены и права атеистов, которых, между прочим, немало во всем мире. Затем в классе формируются группы, изучающие разные вероисповедания (как в наших школах на уроках иностранного языка), и для них приглашаются преподаватели соответствующих религиозных организаций. Если какая-то группа слишком мала или в данном районе недостаточно преподавателей данной религии или конфессии, то ее объединяют с такой же группой соседней школы.
Простая, здравая и справедливая система. Кстати, аналогично решается вопрос и в Италии, хотя она моноконфессиональна. Очевидно, в этих странах закон о свободе вероисповеданий не носит столь умозрительного характера, как в России. Но простой эта система становится только тогда, когда она хорошо отлажена. А на ее создание требуется много времени, сил и денег: создать, согласовать и утвердить принципы религиозного обучения и его программы со всеми вероисповеданиями, разработать систему приглашения учителей и т.д. Еще больше сложностей возникает у самих религиозных структур - снабдить хорошо образованными и свободно владеющими местными языками преподавателями всю Россию (а при огромных миграционных потоках сегодня практически всюду есть представители почти всех национальностей и вероисповеданий) под силу немногим из них. Также не совсем понятно, кто должен финансировать создание и тиражирование учебников и учебных пособий, причем желательно на одном качественном уровне.
Пару лет назад попытка разработать четкую систему преподавания религии была предпринята в департаменте образования Москвы. И уже тогда представители некоторых вероисповеданий заявили, что они вполне удовлетворены положением дел в своих воскресных школах и не видят необходимости преподавать религию в светских школах, где они будут скованы программой и общими принципами (например, запрет на проповеди, отправление культов, требование воспитывать веротерпимость и уважение властей и т.д.). Представляется, что Церкви имеют вполне действенный инструмент образования своих верующих. Те же религиозные организации, у которых есть стремление проникнуть в светские школы, можно заподозрить лишь в стремлении воспитывать чужих верующих и атеистов. А это, извините, нарушение закона о свободе вероисповедания.
Что же касается общего ознакомления школьников с религией, то для этого есть уже специальный предмет - религиоведение. И если программа выстроена корректно, а учителя хорошо подготовлены и объективны, то он вполне может и "возвращать к истокам", и возрождать национальные культуры. Кстати, не пора ли отчетливо ответить на один вопрос: что такое "национальное" - образование, культура, истоки - в контексте России? Речь идет о чем-то свойственном отдельным национальностям или россиянам как полиэтническому сообществу? Если о последнем, то "российское" не стоит подменять "русским". Слишком многие могут обидеться. А у нас и так достаточно поводов для конфликтов и агрессии.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
О. Квирквелия
Наследие хитрого флорентийца
Макиавелли размышлял не только о войне и власти, но и о взаимосвязи религии и государства
09.07.2004
Политические партии борютcя за религиозный электорат
Участники предвыборной гонки уделяют внимание только "традиционным" конфессиям
02.07.2003
Профессия - православный?
Сегодня, чтобы назвать себя католиком, протестантом или атеистом, требуется определенное мужество
05.03.2003
Чья вера традиционнее
Сергей Глазьев решил руководствоваться мнением князя Владимира
05.02.2003
Все статьи О. Квирквелия
Общество
Доля расходов государства на социальную сферу увеличивается
Глава государства в режиме видеоконференции принял участие в открытии социальных объектов
30.11.2022
Краеведению – государственную политику
Вывести краеведение на общегосударственный уровень - задача первостепенной важности
30.11.2022
Когда «спящие» не дремлют
Открытое письмо жителей Новосильского района к губернатору Орловской области А.Е.Клычкову
30.11.2022
День памяти прп. Никона Радонежского
Сегодня мы также вспоминаем русского промышленника Никиту Демидова и воинов, павших в советско-финской войне
30.11.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Запад затягивает конфликт в «чёрную дыру»
Новый комментарий от Русский Сталинист
01.12.2022 22:46
«Немцы уже нас гуманизму учат»
Новый комментарий от Русский Сталинист
01.12.2022 22:41
Во Львовской области фактически запретили Православие
Новый комментарий от Русский Сталинист
01.12.2022 22:34
Ревизия государственной тайны
Новый комментарий от Наталья Сидорина
01.12.2022 22:08
Одна большая ошибка длиною в 9 лет
Новый комментарий от Владимир Петрович
01.12.2022 21:36
«Проблему Донбасса пора закрывать»
Новый комментарий от Vladislav
01.12.2022 21:33
Индия намеревается перестроить миропорядок
Новый комментарий от Адриан Послушник
01.12.2022 20:50