Профессия - православный?

Сегодня, чтобы назвать себя католиком, протестантом или атеистом, требуется определенное мужество

Новости Москвы  Религия 
0
126
Время на чтение 5 минут
В последнее время в СМИ часто появляются "проправославные" высказывания политиков, поэтому вопрос, сколько же у нас в стране православных, становится все актуальнее. Действительно, разброс просто поразительный: от 69,3 до 2-4%. Как такое возможно? Вряд ли социологов в этом случае можно упрекнуть в недобросовестности.
На мой взгляд, реальная причина состоит в том, что ряд исследователей опираются на самоидентификацию опрашиваемых, другие же стремятся выявить реальную ситуацию. Социологическое исследование в целом имеет своей основной целью выявление объективной картины, а не субъективного восприятия. Именно с этой целью опрос формируется таким образом, чтобы его вопросы корректировали друг друга.
В основе взаимно корректирующих вопросов находится определение изучаемого явления, как правило, общепринятое или научно обоснованное. В нашем случае это то, что "православным является тот, кто знает Библию, православные молитвы и догматы; посещает православный храм и причащается; отвергает то, что отвергает Православная Церковь: магию, спиритизм, астрологию, реинкарнацию и пр.". Достаточно логично, не правда ли? И хотя внутри этого определения может присутствовать некая градация (типа "воцерковленный", "воскресный", "праздничный" верующий, верующий "без конфессиональной определенности" и т.п.), в целом оно не вызывает протеста.
Но вот в ноябрьском номере солидного научного издания "Социологические исследования" вышла статья Юлии Синелиной, обратить внимание на которую, видимо, все-таки надо, потому что это не истеричное письмо в редакцию и не спич политика, зарабатывающего рейтинг, это статья профессионала. И называется она "О критериях определения религиозности населения". Тема важная и всегда злободневная. И вот как звучит основное утверждение автора: "Никто не может считаться неправославным, если он сам определяет себя таковым". У этого утверждения есть две стороны - социологическая и религиоведческая.
Начнем с социологии. И прежде всего с того, что смысл приведенного выше тезиса становится яснее, если сравнить его с равнозначным "никто не может считаться не музыкантом, если он сам определяет себя таковым", или "никто не может считаться не инопланетянином...", или "…не Наполеоном…". По результатам проведенных опросов, при самоидентификации православные составляют до 60% опрошенных, а по приведенному выше определению, "настоящих" или "традиционных" православных - до 6%. По данным РОМИР, православными считают себя 69,3%, а верят в Бога - 60% (всех опрошенных, а не только православных).
Однако возможно, что базовое определение в принципе неверно. И это уже вопрос не только социологии, но и религиоведения. Заметим, что социолог, как правило, не выдумывает определение, а использует стандартное, общепринятое в науке. Пройдемся по аргументам автора статьи с точки зрения их соответствия общепринятым нормам. Самое показательное высказывание звучит так: "Нет ничего неправославного в том, что больше половины опрошенных не верят в догматы или затрудняются ответить. А также в том, что, отвечая на вопрос о вере в христианские догматы, респонденты откровенно сообщают, что их положение верующих как бы обязывает их верить". Напрашивается вопрос: а как они узнали, что они православные, да и вообще христиане? По какому критерию они отличают себя от остальных? Вероисповедания и конфессии различаются прежде всего именно объектом веры и догматической составляющей. Однако верят в основные догматы православия от 18 до 42% православных. И если только 15% назвавших себя православными верят в Бога как личность Христа, то либо они все же не православные, либо православие - не христианская конфессия.
Еще один странный тезис: "Многие могут сочетать христианство с верой в реинкарнацию, с медитациями, с упражнениями из даосской практики… Но даже это, по нашему мнению, не может служить основанием, чтобы отказывать людям в праве именовать себя православными". Это очевидная подмена: никто не отказывает им в праве именовать себя как угодно, речь идет лишь о соотнесении этого наименования с реальностью. И если медитация и даосские упражнения еще могут сочетаться с некоторыми направлениями христианства, то реинкарнация противоречит практически всем положениям христианства вообще и православия в особенности.
Совершенно ясно, что на этом фоне непосещение храма и неучастие в таинствах выглядят уже просто мелочью. Тем не менее ежемесячно посещают храм 18%, ежедневно молятся 13,7%, а вообще не находят времени для молитвы 45,9%.
В качестве позитивного критерия определения религиозности можно привести высказывание журналиста Александра Морозова: "Если девочка-студентка не знает наизусть Отче наш и Символ веры, но не материалистка и в трудную минуту жизни идет не в мечеть, не в кирху, не в синагогу, а в православный храм, то она православная". Учитывая, что даже в таком большом городе, как Москва, на сотню православных храмов приходится две "кирхи", два "костела", три мечети и две синагоги, то по теории вероятности девочка-студентка скорее всего действительно попадет в православный храм, что, увы, не сделает ее православной.
Итак, чтобы получить вожделенное большинство для православия, необходимо оставить единственным критерием православности самоидентификацию респондента. Чисто теоретически такой подход возможен. Но тогда круг корректирующих вопросов должен быть направлен на выявление того, что респондент считает православием и почему он считает себя православным. А затем можно было бы соотнести субъективные представления о православии с официальной позицией Православной Церкви. Боюсь, результат был бы очень интересен, но также не порадовал бы заинтересованных лиц.
И все же: сколько в России православных? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала определиться с понятиями. Можно "сосчитать", сколько человек считают себя православными и сколько таковыми являются. Можно и нужно выяснить, кто принадлежит к Московскому Патриархату и сколько у нас воцерковленных. Каждое из этих исследований по-своему интересно. Первое - для того, чтобы выяснить, что представляет собой современное православие в России. Второе - чтобы уяснить картину идеологического поля. Третье позволит оценить претензии Московской Патриархии на господство в обществе. Четвертое уточнит данные предыдущего обследования и даст основания для оценки "управляемой" части православных. И данные всех этих исследований априорно не совпадут.
Впрочем, то же самое произойдет и с любым другим вероисповеданием с той только разницей, что быть православным сегодня "модно". Чтобы назвать себя католиком, протестантом или атеистом, требуется определенное мужество.
И последний вопрос: а нужно ли тратить так много сил, времени и денег на то, чтобы выяснить, кто во что верит и верит ли вообще? При условии реального отделения Церкви от государства это не должно влиять на политику последнего. Однако влияет. Идеологический вакуум заставляет власть искать опору в "традиционных ценностях", забывая о том, что за 70 лет иных установок ситуация изменилась глобально, и прежде всего геополитически.
Честно говоря, расстраивает меня не отчетливое стремление максимально увеличить число православных в России - это бывало и раньше. Данные о том, что в дореволюционной России (правда, до закона о свободе вероисповедания) 100% населения были верующими, а в годы советской власти почти столько же - атеистами, только подтверждают это мнение. Обидно другое: социолог обязан быть беспристрастным. Да, были времена, когда не только респонденты вынуждены были отвечать определенным образом, но и социологи вынуждены были делать вид, что они этим ответам верят. Но сегодня-то?.. Может быть, правы те исследователи, которые видят в российском православии очередной идеологический жупел, лишенный духовного содержания? Обидно. За православие.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

О. Квирквелия
Наследие хитрого флорентийца
Макиавелли размышлял не только о войне и власти, но и о взаимосвязи религии и государства
09.07.2004
Политические партии борютcя за религиозный электорат
Участники предвыборной гонки уделяют внимание только "традиционным" конфессиям
02.07.2003
Чья вера традиционнее
Сергей Глазьев решил руководствоваться мнением князя Владимира
05.02.2003
Многобожие в светской школе
Как обеспечить равенство прав верующих и атеистов?
27.08.2002
Все статьи О. Квирквелия
Новости Москвы
Все статьи темы
Религия
Есть ли конфликт между Церковью и наукой?
Не стоит преувеличивать жестокость инквизиции по сравнению с репрессиями в Советском Союзе
19.10.2024
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О так называемом подсознании
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.01.2025 10:18
Секрет Шафаревича
Новый комментарий от Апографъ
15.01.2025 06:13
Национальные республики живут за счёт русских регионов
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
15.01.2025 06:08
«У Бориса Якеменко, мягко выразимся, лицо в пуху»
Новый комментарий от Ленчик
15.01.2025 03:58
Эпос не в смерти, эпос в Победе
Новый комментарий от Мирянин
15.01.2025 03:53
«Геттизация»: миграционная политика Италии, итоги 2024 года
Новый комментарий от учитель
15.01.2025 03:40
Социализм – принуждение к бедности?
Новый комментарий от РомКа
14.01.2025 22:43