Мусульмане без Тариката

Даже семилетний ребенок знает, что такое Россия, и ее победить невозможно", - считает один из дагестанских знатоков шариата Магомет-Мухтар Казиханов

Религия 
0
238
Время на чтение 6 минут

-Уважаемый Магомед-Мухтар, по какому признаку разделились мусульмане Дагестана?
- Много непонимания. Если бы все люди понимали ислам, то не было бы разделения.
- А в чем непонимание ислама?
- То, какая послана религия, как нам перенесли ее суть, они не понимают.
- В Дагестане говорят, что мусульмане делятся на тех, кто принадлежит к тарикатам, и на тех, кого называют ваххабитами. Как бы вы определили, в чем особенность тех, кто следует тарикату, и в чем особенность тех, кого называют ваххабитами?
- Их трудно разбирать, потому что люди говорят - это ваххабистский, а другие говорят - нет. Каждый по-своему. Я кому-то говорю: ты не пей. Пить нельзя, Коран запрещает. Если на него это действует - он молчит. А если не действует - он меня ваххабитом называет. А другому говорю: не воруй, мусульманин должен честным быть. Если ему это не нравится, он говорит обо мне: это ваххабит. Когда я смотрю историю ислама, ваххабиты - это фундаменталисты - это первая ветвь Пророка. Ваххабизм - течение ислама. Журналисты говорят: ваххабит - террорист, ваххабит - бандит. Это неправильно, если честный ваххабит, фундаменталист, он не должен быть террористом, бандитом, он честным человеком должен быть.
- В чем была проблема тех, кого в Дагестане называли ваххабитами?
- В начале было так. Людей, которые были с оружием, стали называть ваххабитами.
- Вооруженный конфликт был неизбежен? Мог ли карамахинский или кадарский джамааты избежать конфликта или люди были настроены на войну?
- Ну я сейчас не знаю.
- Как журналист я там бывал, я их знаю. Сейчас многие говорят, что они с самого начала были настроены на войны. Но у меня складывалось впечатление, что их толкают к войне.
- У меня тоже так. Конечно, кто-то их толкал. Сначала у них хорошая религия была. Я им говорил: "Ислам очень чистый, очень мирный, очень добрый". Поэтому, если мы покажем такую доброту, чистоту, честность, религия сама собой поднимется, против нее никто возражать не будет.
- Как вам кажется, этот конфликт был связан с тем, что у них был конфликт с тарикатами? Они же выступали против тарикатизма.
- Некоторые вещи, конечно, были. Мне казалось, их просто обманули, если бы их не обманули, ничего бы не было. Невозможно было бы все это. Несколько раз мы с ними беседовали об этом.
- Как вы оцениваете позицию Духовного управления мусульман Дагестана в этом конфликте?
- Было бы хорошо, если б мусульмане между собой мирно разобрались... Мне кажется, если бы Духовное управление было достаточно хорошим, то этого бы всего не получилось...
- Глава Госсовета Магомед Али Магомедов и мэр Махачкалы Саид Амиров встречались с карамахинцами. Они даже подписали с ними договор о том, что будут уважать их веру, шариат. Почему все это кончилось неудачей?
- Я не знаю, когда Магомед Али встречался с ними, я только слышал об этом. Я знаю, как нас позвали. Мы начали переговоры, сели за круглый стол. Решали, как сделать, чтобы мир был, а не конфликт, чтобы мусульмане дружили. Но они уже не хотели... Они сказали, что у них будет собрание через 10 дней. Пообещали меня предупредить, но так и не предупредили. Это произошло в июле 1999 года, за месяц до войны.
- Говорят, что Духовное управление мусульман целиком находится под влиянием тарикатов и поэтому переговоры были в принципе невозможны.
- Да они сторонники Саида-афанди из Чиркея.
- И поэтому переговоры были невозможны? А джамаат был готов к переговорам?
- Этого я не знаю, я знаю, как Магомед Али вел переговоры, но подробностей я не знаю. С Духовным управлением я не говорил. Они не вызвали меня и не вели переговоров.
- То есть инициатива переговоров исходила от светских властей?
- Если бы меня вызвали в Духовное управление и поручили переговоры, я бы пошел. Я простой человек. Но оно ничего не хотело, и мне ничего не говорили.
- Как сегодня, по-вашему, нужно исполнять шариат?
- Шариат - рамки закона Всевышнего. То, что Коран запрещает, мы делать не должны. То, что в законах Корана есть, мы должны соблюдать, если это российских законов не нарушает. Если большие суммы воруют - надо руки отрезать, но закон России это запрещает, поэтому мы этого не должны делать.
- Есть ли такой хадис Пророка, который говорит, что если закон государства не совпадает с предписаниями Корана, то это можно не делать?
- В том случае, если закон не обязывает делать запрещенные Кораном вещи. Я так считаю.
- Если эти вещи не противоречат совести мусульманина?
- Например, если закон государства запрещает намаз делать, то мы будем в любом случае его делать. Если бы у нас была исламская республика, то все жили бы только по Корану. Но у нас не исламская республика. Вот, например, одного шафиитского имама спрашивают: "Должна ли женщина паранджу надевать"? Он отвечает: если власть исламская, то она обязана, если не исламская - демократическая или другая, то не обязана. Нам очень трудно узнать из Корана самим, что именно надо делать. Поэтому надо слушать, что говорят имамы.
- Кто вас учил исламу?
- Отец, и преподаватель был. Мне преподавали исламскую науку наши дагестанские специалисты по исламскому праву.
- И такая система была повсеместно?
- Да, так было по всему Дагестану. У нас многие люди знали в советское время и шариат, и фикх. Только явно об этом не говорили.
- Вы читаете на арабском свободно?
-Чего не знаю, смотрю в словарях. Вот у меня есть русско-арабский словарь Баранова - очень хорошая книга. Когда я встречал знающего человека, то к нему обращался за советом. Когда Ахмад-кады Ахтаев жив был, я у него спрашивал.
- Он очень хорошо знал русский, русскую литературу...
- Он не любил вооруженных людей. Он всегда за мир выступал.
- Он также выступал за шариат.
- Он справедливо указывал радикалам на ошибки. Если ошибки есть, их надо исправлять, а не изображать принципиальность.
- Всегда ли в Дагестане был жесткий шариат?
- Нет, раньше особенно жестко не было...
- Женщины раньше в XIX веке с закрытыми лицами ходили?
- Нет, не было такого у нас никогда.
- Например, говорят, что мусульманам надо носить специально укороченные штаны, бороду...
- Бороду, конечно, желательно. У пророка есть хадис, в котором сказано, что надо бороду оставлять. Поэтому очень боялись бороды стричь. Но оставлять бороды раньше не запрещали.
- В Дагестане часто отмечают мавлид, день прославления Пророка. Что вы думаете про мавлид?
- Есть мусульмане, которые считают, что не надо его праздновать. Что получается показуха.
- Например, ваш дед отмечал мавлид?
- Нет дед, мне кажется, не делал. Потому что он боролся за исламские обычаи, а нововведений не было. А то начинают только стихи на арабском читать, а людям это непонятно.
- То есть прежде чем делать мавлид, нужно знать биографию Пророка?
- Да, надо знать, как он жил, что делал, рассказывать об этом другим. А не просто выкрикивать непонятные другим арабские тексты. Тем более я не соглашаюсь, когда это делают после похорон. Смысл изменился. Мавлид - это день рождения Пророка. А сейчас мавлид уже делается и на похоронах, и даже на свадьбах. Очень много люди делают того, что в книгах не написано. Например, человек умрет, и начинают корову резать, кушают, устраивают поминки. Имам Шафии это запретил. Вот о тех, кто не хочет этого делать, и говорят, что они ваххабиты. Живет бедный человек, у него одна корова, ему надо еще вырастить корову, чтоб она молоко дала, или бык у него один есть, а ему говорят, что после смерти всех животных надо резать. А как потом людям жить?
- А почему нельзя молиться на кладбище?
- Многие имамы считают, что Пророк на кладбищах не читал молитвы, и мусульманам нельзя их читать. А другие читают и полагают, что можно.
- А зикр мусульманину можно делать?
- Обязательно везде и всегда. Зикр - это воспоминание об Аллахе. Если вечером зикр не делаешь, целую ночь в руках шайтана пребываешь. Если утром зикр не делаешь, целый день в руках шайтана пребываешь. Где бы ты ни был, что бы ты не делал, хоть дома, хоть в машине надо обязательно Аллаха вспоминать.
- Обязательно ли мусульманину нужно быть членом какого-то тариката?
- Человек должен мусульманином быть и исполнять Коран, слушать более знающего человека, у которого он мог бы спросить по исламу.
- Но учитель не обязательно должен быть из тариката накшбандийя или кадирийя?
- Нет, просто учитель должен быть, неважно из тариката или нет.
- Насколько влиятелен учитель? Может ли он вмешиваться в жизнь ученика?
- Такого мы не видим у нас. Мы этого ни в хадисах не встречаем, ни в Коране не видим. Если амир по Корану говорит - хорошо, а если просто так, от себя - почему я должен ему подчиняться? Если правильно делает по исламу - надо подчиняться. А если неправильно ведет людей - никому не нужно подчиняться. Я так считаю. Люди ошибаются. Если человек ошибается, говорит Пророк, а потом раскаивается - хороший человек. Не ошибающихся людей не бывает.
- Вы когда-нибудь разговаривали с духовным лидером ваххабитов Багаутдином Мухаммедом из Кизилюрта? В чем его позиция, ошибки или правота?
- В 1991 году видел его. С тех пор не видел. Я не могу сказать, что он плохой человек, но наверняка он ошибался. Политикой сильно увлекался. Но в это время я с ним уже не встречался.
- Когда они затеяли хиджру - уход в Чечню, это был правильный путь или надо было попытаться найти общий язык с мусульманами здесь, а не убегать? Что-то угрожало в Дагестане мусульманам?
- Нет. Не знаю ничего, чтобы им угрожало. Надо идти мирно, честно, без оружия. Если бы мы показали себя мирными, честными людьми, то люди бы поняли и пошли за нами. А когда оружие применяют, то кто тебя будет слушать? Или в других странах нет власти что ли? А кто поехал в Чечню, там разве другая власть? Я бы не советовал никому уезжать. Там, где ты родился, учись, честным будь и свою семью направляй, чтоб все честными были.
- В Дагестане есть повод для джихада?
- Нет, конечно. Ислам не запрещают, разрешают молиться, учиться, хадж не запрещают... У нас после войны только запреты появились и преследования. Я никому не советую уходить со своей родины. Ислам надо понимать и мирно объяснять людям.
- В чем была главная проблема карамахинцев?
- Их обманули, любой человек, даже семилетний ребенок знает, что такое Россия, и ее победить невозможно. Вот этого они не знали, и их обманули.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Шевченко Максим
Спор-зал
21.10.2004
Антропологический формат насилия
Иногда жестокость, воля и самопожертвование уравновешивают технологическое превосходство.
23.02.2004
Противостояние разрешилось в пользу Кирилла
Решения Синода Русской православной церкви от 7 мая можно назвать историческими
21.05.2003
Нашему изданию исполняется пять лет
За это время стало очевидно, что религиозная журналистика приобрела политическое звучание
07.07.2002
Все статьи Шевченко Максим
Религия
Есть ли конфликт между Церковью и наукой?
Не стоит преувеличивать жестокость инквизиции по сравнению с репрессиями в Советском Союзе
19.10.2024
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Русский танкист
20.12.2024 18:50
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от р.Б.Алексий
20.12.2024 18:10
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от Русский человек
20.12.2024 17:45
Прямота и честность на фоне острых вопросов
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
20.12.2024 17:20
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от влдмр
20.12.2024 17:11
Два чуда Воскресения Христа: мощи пошли, и огонь сходит
Новый комментарий от влдмр
20.12.2024 17:06
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от С. Югов
20.12.2024 16:02