Изменение религиозной принадлежности населения мира за 100 лет

Ушедший век стал периодом упадка протестантизма и временем подъема ислама, индуизма, копто-эфиопского христианства и различных сект

Религия 
0
357
Время на чтение 6 минут

Двадцатый век стал веком не взлета какой-либо религии или атеизма (в XIX веке даже такой термин, как "атеизм", не употреблялся в отношении к социальной реальности, а применялся только как философский термин для описания далекого будущего), а, скорее, веком отхода от религии, веком агностицизма и неверия.

Век неверия

По расчетам американский демографов и социологов, доля американцев, не относящих себя ни к одной религии, выросла за сто лет с 1,3 до 9,1%. США в этом смысле - одна из наиболее религиозных развитых стран. Даже в соседней Канаде доля тех, кто не отнес себя ни к одной религии, выросла в 1931-1991 гг. с 0,2 до 12,55%. Особенно молниеносным стал процесс отхода от религии в 1980-1990-х гг.: в Новой Зеландии в 1986-1996 г. доля тех, кто не определил своего отношения к религии и заявил о непринадлежности ни к одной религии, выросла с 18,29 до 29,9%, в Финляндии доля, не принадлежащих ни к одной религии, выросла в 1975-95 гг. с 6,5 до 12,3%, в Австрии в 1971-91 гг. - с 4,3 до 12%, в Германии в 1970-98 гг. - с 2 до 25%, в Великобритании в 1983-2000 гг. - с 31 до 44% (при этом число приверженцев Церкви Англии упало за 17 лет на 40%). 
Упадок религии имел место и Восточной Европе, но некоторые исследователи отход от религии в этих странах в XX веке могут объяснить долгое время господствовавшим в этих странах государственным атеизмом. Такое мнение не совсем соответствует действительности: конечно, государственный атеизм искусственно преуменьшал долю верующих, но и после его краха не произошло никакого взлета религиозности в этих странах. Произошло только единовременное увеличение числа верующих из-за того, что им "разрешили" быть верующими и посещать церкви, причем дальнейший рост верующих не наблюдается. Опрос в Чехии и Моравии в 1991 г. показал, что 37% считают себя не принадлежащими ни к одной Церкви и 11-12% затруднились определить свою религиозную принадлежность, в 1999 г. там же 55% заявили о непринадлежности ни к какой религии и 45% отнесли себя к той или иной Церкви. В РФ в 1991-99 гг. доля россиян, посещавших церкви хотя бы раз в месяц, оставалась неизменной и находилась на уровне 6-7% (по данным Института социологии РАН). 
А доля тех россиян, которые практически не посещали церкви (раз в год и реже, никогда), снизилась с 86% в 1991 г. до 73% в 1996 г., но в 1999 г. составила 74%. То есть процесс воцерковления россиян прекратился в середине 1990-х гг. Далее следует скорее новое падение доли православных, так как 20-30% россиян называют себя православными (половина тех, кто считает себя православными), но при этом не бывает в церкви даже один раз в год (по данным ФОМ, на главный православный праздник Пасху приходят в церковь 14% россиян, а называют себя православными 54% россиян), не говоря уже о соблюдении постов, причастии и исповеди. Очевидно, что чем дальше будет исчезать в обществе мода на религию, тем больше таких "православных" будут снова называть себя "неверующими". 
Самым сенсационным итогом XX века явилось то, что центром мирового отхода от религии стала не Европа, а Юго-Восточная Азия: три четверти населения Китая и Северной Кореи, две трети населения Вьетнама не относят себя ни к одной религии. Эти страны затронула волна воинствующего атеизма, скажут некоторые. Однако такая же тенденция имеет место и в странах, в которых не было воинствующего атеизма: в Японии, по данным опроса 1996 г., 46,6% не относят себя ни к одной религии, в Гонконге, по данным опроса 1999 г., - 64%(!), в Южной Корее в 1999 г. - 46% (в 1991 г. также 46%). В Сингапуре, по данным переписи 2000 г., 14,8% не относят себя ни к одной религии, примерно такой же процент неверующих на Тайване. 
Таким образом, необходимо сделать вывод, что воинствующий атеизм поражает именно те страны, которые готовы к его пришествию и где созрела некая общественная потребность в вытеснении религии на обочину общественной жизни. 45 лет государственного атеизма в Польше не помешали большинству поляков оставаться католиками и не мешают сейчас 95,4% населения Польши принадлежать к Римско-Католической Церкви (причем эта цифра остается неизменной по крайней мере с 1992 г., а возможно, и с 1989 г., когда около 90% поляков заявляли о доверии Католической Церкви).

Проблемы традиционного протестантизма

Многие исследователи заявляют, что XX век - век заката христианства. Но такие заявления не вполне подтверждаются статистическими данными: доля католиков, например, выросла с 16,6% в 1900 г. до 17,3% в 2000 г., а абсолютная численность католиков выросла в мире за столетие почти в 4 раза. Волна равнодушия к религии, захлестнувшая в последние десятилетия многие развитые страны, в наименьшей степени затронула католиков: например, в Канаде в 1890-1991 гг. доля, не принадлежащих ни к одной религии, выросла с 0 до 12,55%, в то же время доля римо-католиков выросла с 42 до 45,2%, в Великобритании (без Северной Ирландии) в 1890-2000 гг. доля католиков в населении выросла с 5,2 до 8,5% в то время как 44% населения, по данным опроса 2000 г., уже не относят себя ни к одной Церкви (и только 48% считают себя последователями той или иной религии). За последние 100 лет в Азии католиков стало в 18 раз больше, а в Африке - в 80 раз. 
В тех странах, в которых не было даже намека на государственный атеизм, наблюдается упадок религиозности. Он затронул не все христианство, а в первую очередь традиционный протестантизм: лютеранство, кальвинизм, англиканство (последнее некоторые исследователи считают самостоятельной непротестантской конфессией, а время и история его появления сближают англиканство с традиционным протестантизмом). Доля последователей этих конфессий в Европе упала за 100 лет с 23 до 10%. В значительной степени такое падение лютеранства, кальвинизма и англиканства связано с государственным положением этих религий в некоторых странах Европы, например, в Швеции до 1951 г. все родившиеся на территории этой страны автоматически приписывались к лютеранской Шведской Церкви и должны были платить налог в ее пользу, а с 1951 г. только после написания специального заявления гражданин мог выйти из этой Церкви, но при этом все равно обязан был платить налог в ее пользу (правда, несколько уменьшенный). 
Подобная же практика имела место и в других европейских странах. В результате к середине 90-х гг. 500 тыс. человек, формально числящихся членами Шведской Церкви, даже не были крещены в ней, а не конфирмованных ее "членов" теперь еще больше... 
Напротив, при резком падении доли традиционных протестантов доля неопротестантов-сектантов (свидетелей Иеговы, мормонов, адвентистов, пятидесятников) резко выросла за последние 100 лет, так же как доля нехристианских сектантов: бахаистов, спиритистов и др.

Рост ислама обусловлен высокой рождаемостью

Если бы не было такого огромного роста доли неверующих, то XX век можно было бы назвать веком ислама. Ислам единственная религия, доля приверженцев которой значительно выросла за 100 лет с 13 до 19,5%. Этот рост менее чем на 1% обусловлен обращением в ислам немусульман, в основном кочевых племен Африки, а также влияния феномена "черного ислама" в США (хотя последний больше похож на националистическую религию негров, чем на традиционный ислам). В ислам обращены в последние десятилетия до 1 млн. европейцев: в Германии из 2 млн. мусульман - 170 тыс. немцы. Остальные почти 6% роста ислама - результат высокой рождаемости у мусульманских народов, которая при современном уровне медицины (а значит, резкого снижения смертности) привела к демографическому взрыву.

Индуизм усиливает позиции

Доля индусов в мире выросла за 100 лет с 13,7 до 14,7%. Индуизм - единственная национальная традиционная религия, которая не только сохранила, но и усилила свои позиции. Индусов не прельщает ислам, в который его хотели обратить арабские, персидские и другие завоеватели. Сопротивляются индусы и наплыву протестантских миссионеров, предлагающих им отказаться от поклонения своим "бесам" (как фанатичные христиане называют всех чужих Богов), один из таких случаев сопротивления иноземному духовному нашествию описан в "НГ-религиях" (N 23 от 14.12.2000 г.).

Доля иудеев снижается

Доля иудеев в мире упала за 100 лет почти в три раза. И главная причина этого - не холокост (во время которого были уничтожены не 6, а 5,5 млн. евреев, по самым последним наиболее объективным оценкам), а ассимиляция. В США, по некоторым оценкам, живут более 10 млн. граждан еврейского происхождения, но в учет еврейских организаций попадает лишь 5,9 млн., так как остальные не только христианизировались (например, Альберт Гор - баптист по вероисповеданию), но также никак не участвуют в деятельности еврейских организаций. Естественный прирост у евреев также один из самых низких в мире. Кроме того, евреи - одна из самых атеистических наций: по данным международного исследования, в 1991 г. Израиль занял 4-е место среди 18 стран (и 1-е среди капиталистических стран) по доли не верящих в Бога среди всего населения: в Израиле оказалось 25,6% не верящих в Бога.

+    +    +

Можно сделать вывод, что, во-первых, уходящий век стал временем отхода от религии, во-вторых, снизилась численность исповедующих традиционные религии: в основном это африканские народы, которые за последние сто лет подверглись массовой христианизации, а некоторые - исламизации. В Юго-Восточной Азии часть из тех, кто исповедовал традиционные верования, отошла от религии вообще, а большая часть населения перешла в буддизм или христианство.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Тульский
Скандал в исламском семействе
Талгата Таджуддина смещают с поста уже в пятый раз
25.04.2003
Адольф Шаевич: "Главного раввина России должны избирать россияне"
Лидер КЕРООР считает, что у нас идеи хасидизма не будут восприняты большинством иудеев
04.07.2002
Все статьи Михаил Тульский
Религия
Есть ли конфликт между Церковью и наукой?
Не стоит преувеличивать жестокость инквизиции по сравнению с репрессиями в Советском Союзе
19.10.2024
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12