"Молодильные" яблоки и Фаворский свет

Религия 
0
182
Время на чтение 3 минуты

Преображение Господне, именуемое в народе Вторым или Яблочным Спасом, приходится на время созревания земных плодов. Принесенные в Церковь фрукты - в первую очередь яблоки - освящаются молитвой и кропятся Святой водой. До этого дня есть яблоки нового урожая не принято - ведь именно на Спасов день Богородица на небе раздает золотые яблоки покойникам. Всем, кроме усопших сродников тех, кто "оскоромился" прежде срока. Им теперь придется ждать целый год, если, конечно, беспечная родня своей "пищевой анархией" и на этот раз не осложнит их загробную участь...
Принято считать, что именно яблонями засажен райский сад. И хотя плод Древа Познания Добра и Зла, который, вопреки Божьей воле, вкусили первые люди, в Библии никак не назван, его однозначно ассоциируют с яблоком. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на любую икону "райской тематики".
Однако, если судить по преданиям буквально всех индоевропейских народов, яблоки значительно больше соответствуют плодам Древа Жизни, путь к которому отныне закрывает суровый ангел с огненным мечом.
Яблоки - "золотые" или "молодильные" - ключевой образ всех индоевропейских мифов. По своим свойствам они практически тождественны живой воде. Например, в русской народной сказке о "молодильных" яблоках (имеющей множество аналогов у других народов) сын-царевич, чтобы возвратить дряхлеющему отцу жизненные силы, пройдя через множество испытаний, приносит живую воду и золотые яблоки. Причем вода лишь исцеляет слепоту, тогда как яблоки - омолаживают все остальное.
Сказка эта становится понятной, если учесть, что седой, как лунь, слепнущий старик традиционно символизирует Зиму, а его сын - энергичный, легкий на подъем юноша - Весну. Таким образом сюжет об омоложении идеально иллюстрирует правую часть годового круга - подъем из "сердца" зимы к "макушке" лета. Левую часть, в свою очередь, идеально изображает "змееборческий" сюжет со спуском витязя в "пропасти земные" и неизбежной победой в нижней точке над олицетворяющим тьму и могильный холод Змеем Горынычем. "Горыныч", кстати - отчество, указывающее на "горное" (а точнее, "пещерное", подземное) происхождение "пресмыкающегося".
Индоевропейская закваска, конечно же, не могла не сказаться на отношении к яблокам Руси Крещеной. Практиковался даже "яблочный" способ лечения лихорадки ("трясцы") - яблоко с вырезанным на нем именем больного клали на Святой Престол во время совершения Божественной Литургии, затем больной с молитвой его съедал...
Сосредоточившись на "плодово-ягодной" составляющей Преображения, народ, как будто нарочно, упорно "не замечал" сам евангельский эпизод, который собственно и отмечается в этот день.
О том, что Спаситель, беседуя на горе Фавор с Моисеем и Илией, на глазах потрясенных учеников просиял неизъяснимым светом, конечно же, знали все (на праздничной иконе это событие подробно отражено). Но знанием событийной канвы отношение к этому празднику народной традиции собственно и ограничивалось. И молчание это красноречивее всяких слов...
Цель, которую преследовал Спаситель, преобразившись на Фаворе, замечательно описана в праздничном кондаке: "на горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда тя узрят распинаема, страдание уразумеют вольное" (означает это примерно следующее: "Ты преобразился на горе и Твои ученики, в той мере в какой это возможно человеку, постигли твою Божественность, а значит и всемогущество; теперь, когда они увидят Тебя распинаемого, они вспомнят о случившемся и поймут, что Твои крестные муки - не несчастный случай, а часть Твоего замысла").
В XIV веке святитель Григорий Палама, полемизируя с Варлаамом Калабрийцем, использовал этот сюжет для обоснования того, что воплотившейся Бог может быть познан человеком непосредственно - как апостолы познали божественность Христа на горе Фавор. Так родился богословский термин Фаворский свет...
Тема природы Фаворского света - одна из самых сложных и тонких в богословии Восточной Церкви (всегда с неохотой берущейся за изъяснение заведомо неизъяснимого). В самых общих чертах мысль Паламы можно свести к следующему:
1) Фаворский свет, о котором свидетельствовали апостолы, имеет отличную от обычного света, Божественную природу. Как можно видеть свет лампы, не видя лампы (хотя лампа и ее свет неотделимы друг от друга), так и свет (или ?энергия?) Божества после Боговоплощения становится постижим для человека (при безусловной непостижимости пророды самого Бога).
2) С одной стороны, Христос вознесся (не присутствует чувственно на земле), с другой - он находится внутри всякого христианина, причащающегося Его Плоти и Крови. А значит, источник Фаворского света находится внутри нас, и свет этот может (и должен) воссиять, так как мы все призваны быть святыми.
Сам святитель Григорий был аскетом высокой жизни. Среди монахов горы Афон, где он долгое время жил, было немало удивительных подвижников... Палама знал о чем писал, и знание это базировалось на твердом фундаменте апостольской веры и живого опыта Церкви... Народ, заботливо окруживший Преображение покрывалом молчания, тоже знал, что под ним. И свидетельством этого знания служит пронизанная лучами неизреченного Фаворского света Святая Русь...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Голышев
Все статьи Владимир Голышев
Религия
Есть ли конфликт между Церковью и наукой?
Не стоит преувеличивать жестокость инквизиции по сравнению с репрессиями в Советском Союзе
19.10.2024
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06