Русские лапти

Лапоть стал символом нищеты и убожества дореволюционной России, объектом насмешек, а то и глумления. Но так ли уж от бедности большинство наших предков на протяжении пятнадцати (!) веков ходили в лаптях?..

Общество 
0
961
Время на чтение 3 минуты

Лапоть стал символом нищеты и убожества дореволюционной России, объектом насмешек, а то и глумления. Это представляется вопиющей несправедливостью, порожденной, впрочем, скорее элементарной неосведомленностью, нежели злой волей. Так ли уж от бедности большинство наших предков на протяжении пятнадцати (!) веков ходили в лаптях?
Прежде всего, ошибочным является общераспространенное мнение, что лапти изначально были основным видом обуви восточных славян, лишь много позже сменившись обувью "прогрессивной" - кожаной. На самом деле вначале у обитателей Восточно-Европейской равнины появилась именно кожаная обувь - башмаки, называвшиеся общеславянским словом "черевики" (череви, собственно, и значит - кожа). Древнейшей обувью, несомненно, являются и украинские морщуни, или ходаки, и русские поршни. Восстановить картину более-менее точно с момента расселения наших предков по Русской равнине практически невозможно: иконографический материал вплоть до XI века отсутствует. Однако ряд косвенных признаков позволяет археологам утверждать, что основным видом обуви славян в VI-IX веках была кожаная, а лыковые лапти тогда только начинали входить в обиход, о чем свидетельствуют находки костяных кочедыков (кочедык - костяной или железный инструмент для плетения лаптей). Кочедыки и сейчас еще попадаются в старых крестьянских домах, их форма за тысячелетие мало изменилась.
Другая общераспространенная ошибка - противопоставление "сапог - лапоть". В народе лапти издревле сосуществовали с другой "обувкой". При раскопках городища Старая Ладога в культурных слоях VIII - X веков найдено восемь (!) видов кожаной обуви: и крепившейся к ноге ремешками, и шнурованной. Существовали бахилы - широкие и высокие кожаные сапоги без каблуков; ичиги - мягкие сафьяновые сапоги в виде чулок; женские сапожки и полусапожки; ступни, босовики - для дома; валяная обувь - низкая и высокая: коты, валенки, катанки и так далее; меховая - тюни, уледи, унты... Что-то же значит тот факт, что при таком богатстве понадобились еще и лапти!
Традиционные русские лапти - это низкая обувь, плетенная из древесного лыка (липа, вяз, ива, иногда береза и можжевельник) и привязывавшаяся к ноге шнурками - оборами. Русские лапти отличаются от украинских и белорусских более глубоким носком и боками. Далее: если белорусы, украинцы и карелы плели лапти с носка, то великороссы - только с пятки, причем применяли исключительно косоугольное, а не прямоугольное плетение. Плели великороссы и нарядные писаные лапти (писанки), что требовало особого мастерства. На писанки шли белые и красные узкие (трехмиллиметровые) лыковые полосы. Белые получали из липового лыка, а красные - из вязевого.
Говоря об "эксплуатационных свойствах" лаптей, в первую очередь отметим их универсальность: в лаптях можно ходить круглый год. Предвидя здесь читательское сомнение, сразу попытаемся его развеять.
Этнографы почему-то упускают из виду тот факт, что лапти подразделялись на зимние и летние. Различие заключалось только в размере: зимние были на "номер"-два больше, что позволяло в морозы "поддеваться". Надо сказать, что на босу ногу лапти не носились и летом. У восточных славян в обиходе были не чулки, как, скажем, у немцев, а онучи - длинные полосы ткани, которыми оборачивали стопу и голень, после чего нога крест-накрест оплеталась оборами. Летом применяли тонкие льняные онучи, весной и осенью - более толстые конопляные, зимой - шерстяные, а в сильные холода - иной раз и меховые. В отличие от сапог или валенок в лапти не набивался снег; имея большую площадь подошвы и лишенные каблуков, они были идеально приспособлены для ходьбы по насту, требуя от пешехода минимума энергетических затрат. К летним лаптям - для прочности и против пыли - крепились подметки: пенькой или тонкими дубовыми волокнами, распаренными в кипятке. В дождь и грязь на лапти надевались своего рода деревянные калоши (выдолбленные дощечки-колодки) - на каждую ногу по две, чтобы благодаря зазору между ними сохранялась гибкость лаптя. Дощечки пропитывали дегтем: они не гнили и не промокали.
Идя по дороге в зной, рано или поздно захочется сбросить любую обувь - только не лапти. Недаром хрестоматийным стал образ путника, несущего за спиной или через плечо связанные башмаки, сапоги и так далее, - все что угодно, кроме лаптей. В отношении удобства ходьбы с лаптями ничто не может сравниться - как, впрочем, и в смысле гигиены. Вот почему даже сельские богатеи, носившие в жилетном кармане часы с золотой цепочкой и имевшие не одну пару отличных сапог, на сенокос или лесоповал, на пахоту, в дальнюю дорогу обувались только в лапти. Вот почему лапти на протяжении веков - излюбленная обувь русских охотников, землепроходцев, паломников.
Осмелюсь сделать предположение: получившие столь широкое распространение кроссовки в России заняли нишу забытых лаптей (кстати, по многим показателям кроссовки удивительно схожи с лаптями, правда, ноги в них толком не дышат). И еще одно: не вернутся ли к нам когда-нибудь лапти - уже с Запада (как вернулись когда-то женские сапожки), где всерьез заняты поиском "идеальной" обуви? Ведь "бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас" (Экклезиаст, I-10).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Грушин
Русская печь
Русская печь - уникальное явление восточнославянской материальной культуры, самый предметный и яркий символ русского духа:
01.04.2000
Все статьи Валерий Грушин
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28