Точно не известны место и дата его рождения. Историк прошлого века отец Леонид (Кавелин) выяснил, что Богдан Матвеевич Хитрово родился предположительно в 1615 году, в начале мая1, в родовом поместье своего отца Матвея Елизаровича в селе Григоровском под Калугой. Это село было пожаловано М.Е.Хитрово (а в 1620 году - его вдове Анне Михайловне с сыном Богданом) "за верную службу за царя Василия в московское осадное сидение"2.
Родоначальник фамилии Хитрово - Едуган по прозвищу "сильно хитр" - выехал в XIV веке из Большой Орды, принял крещение под именем Андрея и поступил на службу к рязанскому князю Олегу. Позднее принял схиму. Последующие поколения рода Хитрово служили сначала рязанскому князю, а затем, с присоединением княжества в 1520 году к Москве, верой и правдой - Московскому государству. Братья Матвея Елизаровича - Василий и Дементий - погибли на государевой службе (Василий убит в 1618 году под Москвой "в королевич приход", а Дементий - в 1604 году за то, что "вору расстриге креста не целовал")3. Родственники по линии матери дворяне Ртищевы также были известны верностью воинскому долгу и славились христианским благочестием.
Сведений о юных годах Богдана Хитрово крайне мало. Известно, что он получил прекрасное для своего времени образование. Знал латынь и польский, что весьма способствовало его стремительной карьере. В восемнадцать лет он уже стряпчий, а через три года становится комнатным стольником у крюка, то есть старшим из комнатных стольников. В 1646 году Б.М.Хитрово назначается воеводой в Темников. В подведомственной области он обводит земляным валом город Керенск. Керенская засечная черта через города Верхний и Нижний Ломов, а также Инсар соединяется с Атемарской засечной чертой - последней пограничной укрепленной линией, строившейся по общему замыслу "от реки Псел до реки Волги".
За умелую организацию строительства засечных черт, "за Керенскую службу, <...> да за Карсунскую службу, за городовое и засечное строение" в 1647 году Богдан Хитрово был пожалован в окольничьи, и к тому же еще получил "300 чети (около 150 га) земли, да денег 80 рублев".
В течение весны и лета 1648 года Хитрово руководит строительством крепости Симбирск и острогов засечной черты. После основания Симбирска Богдан Хитрово возглавляет Челобитный приказ (1649-1650), затем Земский приказ (1651-1655), назначается полномочным послом в Польшу; принимает участие в военных походах против Польши и Швеции, когда были взяты Минск, Вильно, Ковно, Гродно, Динабург, Кокенгаузен, Рига - всего 33 города.
В 1656 году (а по некоторым данным, с 1654 года) Богдан Хитрово получает чин оружейничего и вплоть до самой смерти в 1680 году возглавляет Оружейный приказ. В ведении Хитрово находилась Оружейная палата, где сосредоточились не только производство вооружения, но и различные искусства и ремесла. Его усилиями в Оружейной палате была создана одна из лучших школ отечественной иконописи. Наиболее яркими представителями ее стали Симон Ушаков, Иосиф Владимиров, Иван Салтанов. Вместе с иконописцами здесь были собраны лучшие мастера-оружейники, а также мастера "золотого, серебряного и алмазного" дела. Их произведения - гордость отечественного прикладного искусства.
Б.М.Хитрово подарил множество ценных старинных книг и уникальных икон Перемышльскому Троице-Лютикову монастырю. Этот монастырь, основанный в XVI веке, находился недалеко от его родового имения. Хитрово много сделал для восстановления монастыря, в котором были похоронены его отец и другие родственники. Он построил церкви Живоначальной Троицы и Благовещения Пресвятой Богородицы. В иконостасе монастырской Троицкой церкви хранилась икона Живоначальной Троицы работы мастеров Оружейной палаты. Описывая икону, калужский исследователь П.В.Безсонов обратил внимание на изображение молящегося человека без нимба. Это могло быть изображение ктитора монастыря, которым был тогда Б.М.Хитрово. Безсонов предположил, что на иконе находится единственное дошедшее до нас изображение Богдана Матвеевича Хитрово.
Хитрово делал многочисленные вклады и в другие монастыри - в Новодевичий, в Троице-Сергиеву лавру. В Российской государственной библиотеке хранится знаменитое Евангелие Хитрово, получившее свое название потому, что происходит из коллекции Б.М.Хитрово. Это Евангелие 1232 года с миниатюрами Андрея Рублева было подарено Богдану Матвеевичу царем Федором Алексеевичем. В свою очередь, Хитрово преподнес Евангелие в дар Троице-Сергиевой лавре.
Будучи сам просвещенным человеком, Хитрово способствовал деятельности известных просветителей того времени, таких, как Федор Ртищев, основавший в Москве Славяно-греко-латинскую академию, или ученый и поэт Симеон Полоцкий, бывший близким другом Б.М.Хитрово. Полоцкий даже посвятил несколько стихотворений из своего "Рифмологиона" Богдану Матвеевичу.
Что же остается от построек Б.М.Хитрово в Москве? На плане второй половины XVII века хорошо виден двор боярина Хитрово на Никитской. Сегодня каменные палаты являются основанием перестроенного в ХVIII веке дома графа Владимира Орлова. Сохранилась церковь Покрова Пресвятой Богородицы, возведенная Б.М.Хитрово в своем загородном дворе в селе Братцеве (сегодня это уже один из районов Москвы), в которой до настоящего времени находится памятный камень с надписью: "Лета 7180 августа в 30 день при державе Великого Государя и Великого князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя России Самодержца построил сию церковь в вотчине своей в селе Братцеве Боярин и Оружейничий Богдан Матвеевич тезоименитое имя Иов Хитрово и жена его Боярыня Мария Ивановна". Сохранился и дом, построенный при участии Б.М.Хитрово для семьи своего зятя И.Б.Троекурова - Троекуровские палаты (сейчас на территории Государственной Думы).
Б.М.Хитрово умер в марте 1680 года, всего на несколько дней пережив свою младшую дочь. Они и похоронены вместе в некрополе Смоленского собора Новодевичьего монастыря среди князей и представителей царских фамилий. На могильной плите надпись: "1680 года марта в 27 день на память матери нашей Матроны Солунския преставился Болярин, Оружейничий и Дворецкий Богдан, зовомый Иов, Матвеевич Хитрово, в третьем часу дня... а тут же погребена дщерь его младенец Ирина".
Несмотря на высокое положение, которое Хитрово занимал в последние годы жизни Алексея Михайловича и при Федоре Алексеевиче4, он выгодно отличался от других царских вельмож милосердием. "Заключим исчисление знатнейших Бояр Московского царства именем почтеннейшего мужа, который не затыкает ушей своих от просителей, который столь великодушно и искусно поддерживает славу Царского венца благотворною своею рукою, что почти совершенно уничтожил господствующее здесь тиранство... Суровость пасмурного чела, бывающую обыкновенным пятном народа необразованного, смягчил он кротостью и приветливостью, дотоле почти неизвестною боярам сих стран, и сколько превосходит он прочих министров в искусстве правления, столько заслуживает уважения и любви великодушным и неутомимым ходатайством за несчастных..." - говорится о Богдане Хитрово в одной из современных ему рукописей.
Как и его двоюродный брат Федор Ртищев, Богдан Хитрово завещал после смерти отпустить на волю своих кабальных людей. В мае 1680 года, через два месяца после кончины Богдана Хитрово, последовал царский указ: "Кабальных и полонных людей, которые за ним жили во крестьянстве по судным и в родовых и в выслуженных его поместьях и в вотчинах, а которые крестьянские дети и во двор взяты из поместий и из вотчин его, освободить на волю, и впредь никому то за образец и на пример не ставить".
Долгие годы историки либо не вспоминали о Хитрово, либо бывали предвзяты в своих суждениях. Одна из главных причин в том, что Богдан Хитрово неизменно поддерживал Милославских в борьбе двух партий при царском дворе. Победили, как известно, Нарышкины, и вся история оказалась представлена так, как было удобно сторонникам Петра.
1О чем говорит имя, данное ему при крещении, - Иов (6 мая по православному календарю отмечается день Иова многострадального).
2В селе Григоровском сохранилась церковь Казанской Божьей Матери, построенная Богданом Хитрово.
3В знак воинской доблести на родовом гербе Богдана Хитрово были изображены две перекрещенные сабли и меч.
4Оставаясь оружейничим, вместе с тем он был дворецким и фактически выступал в качестве руководителя государства, являясь, по словам иностранных современников, "государственным гофмейстером... который у нынешнего царя получил наибольшее влияние из всех министров".