В 30-е годы о симбирском художнике Азарии Трапицыне писали: "Он поэт современной Волги, умеет ее увидеть и умеет ее показать. Все Среднее Поволжье проходит на его полотнах. Скоро Волга, отраженная в его творчестве, отойдет в область прошлого. Волгострой уже к концу этой пятилетки преобразует ее до неузнаваемости. Поэтому творчество Трапицына носит элемент исторического значения"1. В конце 50-х годов Волгострой действительно преобразил реку "до неузнаваемости", и теперь мы можем судить о старой Волге лишь по воспоминаниям современников и по картинам старых мастеров.
Художник Азарий Трапицын ныне забыт. Людей, что-либо помнящих о нем, почти не осталось. Он родился в 1884 году в селе Поломском Вятской губернии. Готовился, как отец и братья, стать священнослужителем, однако, не окончив Вятской духовной семинарии, в 1903 году поступает в Казанское художественное училище. После его окончания преподает рисование в женском епархиальном училище во Владимире. Там Трапицын знакомится с Константином Коровиным, приезжавшим на этюды. "К.А.Коровин дал дельные советы о дальнейшем художественном образовании"2.
В 1910 году Азарий Трапицын поступает в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Учится на одном курсе с В.В.Маяковским у известных мастеров - Л.О.Пастернака, С.А.Милорадовича, Н.А.Касаткина, С.В.Малютина, А.С.Архипова, Ап.М.Васнецова, активно участвует в московских выставках: Товарищества независимых (1911), Группы московских художников (1913), Ассоциации московских художников, организованной Д.Бурлюком (1914).
В основном же Трапицын тяготел к Союзу русских художников, создатели которого преподавали в Училище. В их числе был и Аполлинарий Васнецов, оказавший на Азария значительное влияние. Васнецов изучал историю и археологию древней Москвы, был одним из председателей Московского археологического общества, в своих учениках он пробуждал любовь к истории родного края. Но если для Ап.Васнецова источником творческого вдохновения была Москва - сердце России, то для Трапицына им стала Волга-матушка, Волга-кормилица. Словно предчувствуя, что волжские пейзажи скоро уйдут в небытие, он проехал по всей Средней Волге, запечатлев на своих полотнах величественные образы жигулевских просторов, тихое очарование островов у Симбирска и Камского Устья, сказочной красоты берега у Нижнего, Лыскова, Исада, старые храмы и башни Казанского и Свияжского кремля, памятники Болгар.
После окончания Училища Трапицын преподает рисование в Вологодской мужской гимназии: в этом городе служил его старший брат Александр (1862 - 1938). Он тоже забыт сегодня. Архиепископ Александр Трапицын в разные годы управлял Вологодской, Симбирской, Крымской, Самарской, Средне-Волжской епархиями. После смерти отца он остался старшим в семье, поэтому в Симбирск вслед за ним переехала большая часть семьи: мать Клавдия, сестра Софья, дочь Софьи Евгения (в замужестве Минервина), сын Александра Вячеслав со своею семьей, а также сын брата Якова Игорь (ныне проживает в Москве). Владыка неоднократно подвергался арестам и несколько лет провел в ссылках и лагерях. В 1923 году Александр Трапицын был арестован в Симбирске (осужден на 6 месяцев принудительных работ "за связь с монашеством"), в 1933-м - в Самаре за "антисоветскую агитацию" и организацию "катакомбной" (то есть подпольной) церкви, а 21 декабря 1937 года его приговорили к расстрелу3.
Симбирский этап жизни Азария Трапицына, приехавшего сюда в 1920 году, был, пожалуй, самым творчески насыщенным, несмотря на многочисленные житейские трудности. О его тогдашних умонастроениях отчасти могут рассказать посвящения, сделанные на картинах. Одну из самых радостных и светлых - панораму весеннего симбирского подгорья - он посвящает товарищам по искусству, а лирическое полотно "Болото" - "тем, кому мы не нужны и бесполезны". В Ульяновске и в Казани неоднократно проходили выставки Трапицына, организованные Объединением ульяновских художников. Уволенный по сокращению штатов, он больше года проработал в городке Лысково Горьковской области, а затем, уже больной, одинокий, уехал в Горький, где и умер в декабре 1935 года.
Теплые, искренние отношения связывали Азария с племянницей Евгенией, оказавшейся наследницей большой части его работ, которые она передала после смерти художника в Ульяновский краеведческий музей. Судьба же ранних картин Трапицына до сих пор неизвестна. Бесследно пропали полотна, написанные им в 1918 - 1920 годы в поездках по Кавказу, по старинным городам Вологодской, Вятской, Костромской губерний, по берегам реки Унжи. Однако и то, что уцелело, позволяет говорить об Азарии Трапицыне как о большом оригинальном мастере - неповторимом певце волжских просторов.
Автор выражает благодарность за помощь в подготовке материала И.Я.Трапицыну, Н.А.Матвеевой, а также сотрудникам художественного и краеведческого музеев Ульяновска.
1. Пролетарский путь. 1933. 14 мая.
2. Столов Ник. Ульяновский художник Азарий Трапицын. Материалы к Словарю художников Поволжья. Казань, 1930.
3. Матвеева Н. // Даниловский благовестник. 1998. Вып.9. С.36-41.