Живой корень

При Художественном театре открыта американская студия.

Общество 
0
224
Время на чтение 4 минуты

Весной 1997 года я смотрела спектакль "На дне" в так называемой американской студии МХАТ. Здесь уместно напомнить, что в 1993 году был создан в Москве совместный проект школы-студии имени В.И.Немировича-Данченко при МХАТ имени А.П.Чехова и театрального факультета Американского университета Карнеги-Мелон города Питсбурга. Ежегодно факультет набирает молодых актеров. Осенью студийцы обучаются в Америке, а затем приезжают в Россию, где идет подготовка дипломного спектакля... Итак, я смотрела, как молодые американские актеры понимают Горького.
Играли не на сцене, а в помещении, где зрители сидят на скамейках, а действие разыгрывается на площадке перед ними. Честно говоря, я не люблю эти "коробки": в них всегда неудобно сидеть и очень душно. Перед началом действия появился симпатичный паренек и начал обходить ряды зрителей, здороваясь с каждым за руку. "Здравствуйте", - обратился он и ко мне, старательно выговаривая русские слоги. "Привет!" - ответила я, и сразу стало легче дышать.
Открытое пространство обрамлено темной конструкцией с антресолью. Главный элемент декорации - ящики для мусора, в которых ночлежники держат свою постель и весь нехитрый реквизит. Понять, кто есть кто, совсем непросто. Артисты разных рас и национальностей: белые, желтые, черные, кофейные... Одеты кто во что горазд. Молоденькая негритянка на нарах, очевидно, умирающая Анна. Накрашенная "путана" в коротенькой юбочке, видимо, Настя. Разглагольствующий юноша европейского типа - явно Сатин. А вот на месте скорняка Бубнова сидит за швейной машинкой рыжая женщина без возраста, сутулая, некрасивая, замотанная платком. "Наверное, на курсе девушек больше, чем юношей, - фантазирую я, - и пришлось заменить". Но вот появляется Лука, похожий на проповедника-миссионера. Рассказывая свои истории, он вдруг начинает петь, как Санта-Клаус, а ночлежники завороженно смотрят ему в рот, как дети. Только Сатин не поддается проповеди. Они спорят, и вдруг Лука (!) бросается на собеседника и бьет его головой о стенку. Правда, через минуту они уже снова готовы обняться. По ходу действия диалоги становятся все напряженнее, переходят в ожесточенные потасовки. Все так странно-непредсказуемо, совсем не так, как у нас.
Конечно, за свою жизнь я видела разные постановки этой пьесы, в том числе и условные. Но в памяти живет самое первое впечатление от спектакля Художественного театра конца 40-х - начала 50-х годов. Сколько было мудрости в неторопливом философствовании персонажей, почти неподвижно сидящих на нарах. Сколько юмора в репликах Сатина, Луки, Барона, не говоря уже о комедийных персонажах. В зале постоянно звучал смех. Царила атмосфера горького юмора от безнадежности, от привычки к повседневному драматизму жизни. У нас ведь принято в беде подшучивать над собой - чем нам хуже, тем больше смеемся. У молодых американцев все было всерьез, на грани жизни и смерти. Смеялись мало. И хотя действие было выстроено мастерски, в контрастных эпизодах, от вспышек - к недолгому успокоению и даже лирике, - с каждым эпизодом усиливалось ожесточение борьбы. "Работы нету! Пристанища нету!" - Клещ так взревел свою знаменитую реплику, сорвавшись с места, что, казалось, рухнет сценическая конструкция. Создавалось впечатление, что его голосом вопят обездоленные всего мира.
В конце третьего действия - всеобщей драки и убийства хозяина ночлежки - становилось страшно за актеров. Ну разве можно так играть! Ведь покалечат друг друга! Но режиссер, доведя ожесточение до предела, виртуозно перевел действие в условный план. Только что готовые друг друга убивать, персонажи закружились в пластически замедленном танце, будто в полусне.
Пластическая разрядка эмоций становится мостиком к финальному акту. После философствований Сатина о Человеке подходит момент всеобщего примирения - дружеской попойки. По пьесе тут должен появиться Бубнов с бутылкой, связкой бубликов и русским размахом: всех угощаю! У американцев на его месте, как уже было сказано, сидела женщина - портниха. В финале она появляется чудесно преображенная, с золотисто-рыжей копной волос, в ярко-зеленом облегающем брючном костюме. Рыжеволосая красавица заводит компанию, пирушка переходит в танец, не менее темпераментный, чем драка. А в это время один из них тихо в сторонке выпивает свой последний стакан и незаметно уходит в небытие.
Финал потряс меня, пробрал до костей. Как долго и тщетно взывал к пляшущим Барон, чтобы сообщить страшную весть! Как долго они не могли остановить свой безумный танец, желая продлить иллюзию свободы и счастья! Но вот, наконец, услышали. Поняли. Замерли все, как один, в трагическом безмолвии глядя в одну точку, где за темной прозрачной занавеской стоял мертвец. Нет, Актер не висел в петле. Просто стоял. Я давно не слушала паузу такой трагедийной наполненности, с таким глубинным подтекстом. За что же так недавно отчаянно дрались эти люди? За место на рваной подстилке у мусорного бака? О чем спорили? Что праздновали, забыв о судьбе человека? Все они вместе со зрителями смотрели на неизбежный финал жизни каждого из них, из нас.
Звучит заключительная горькая реплика Сатина. Ночлежники достают из мусорного бака свои подстилки и одеяла. Свет гаснет. А потом зажигается снова.
Артисты выбегают на сценическую площадку - молодые, прекрасные, счастливые. Вот имена главных исполнителей. Странник - Стив Ионнагоне, Сатин - Джей О' Берски, Клещ - Джейсон Карвелл, Барон - Эндрю Кимброу, Рыжая - Хлоя Келлер, Костыль - Дэвид Сассман, Анна - Кэтрин Смит, Настя - Олексия Рейн, Натали - Лора Фланаган, Бесси - (Василиса) - Лиса Ионкер, Пепел - Карлос Оризондо, Актер - Питер Тедески.
Поставил пьесу Юрий Иванович Еремин, один из крупнейших российских режиссеров, давно работающий над пьесами Горького. Именно он заставил на своем спектакле задуматься о финале всеобщей драки за существование, бездумного упоения самим его фактом. Пока мы спорим о том, что истинно и что ложно - человек задыхается и гибнет в атмосфере созданного нами же бездушия.
Можно спросить, в чем я вижу живой корень традиции Художественного театра, из которого вырос этот спектакль? Я думаю, что - в свободе творчества. В той свободе, которая предполагает высокую культуру, профессионализм, глубину проникновения в суть пьесы и мироощущения автора. Именно эта традиция породила в недрах Московского Художественного театра его лучших продолжателей и оппонентов: и Мейерхольда, и Вахтангова, и Михаила Чехова - большинство из тех, кто определил стилистическое многоцветье русского театра ХХ века.
Отношения между Горьким и Художественным театром временами были непростыми. Но они всегда возвращались друг к другу - обогащенные новым опытом, и можно вспомнить немало замечательных спектаклей и актерских удач, ставших плодами их нелегкой любви.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Фарисейство, а не честная дискуссия
Новый комментарий от Шмелев Михаил
11.07.2025 21:14
Так зачем был создан и пущен в прокат фильм «Мумия»?
Новый комментарий от Vladislav
11.07.2025 20:53
Нельзя изменить жизнь, не меняясь самим
Новый комментарий от Константин В.
11.07.2025 20:26
«Не всякому духу верьте»
Новый комментарий от Игорь Бондарев
11.07.2025 20:19
«Тадарга-матадарга» среди храмов на монастырском погосте
Новый комментарий от натправ
11.07.2025 19:20