Сегодня, в день святого Великомученика и Победоносца Георгия, который с 2007 года также отмечается в нашей стране как День героев Отечества, уместно вспомнить о том, как этот праздник, называвшийся до 1917 года Днем Георгиевских кавалеров, отмечался в дореволюционной России.
Об истории происхождения этого праздника мы уже писали. Напомним лишь, что 26 ноября (по юлианскому календарю) 1769 года, в день, когда Русская Церковь чтит память святого Великомученика и Победоносца Георгия («осенний Егорий» или «Юрьев день»), Императрица Екатерина II учредила высший военный орден Российской Империи ‒ орден Святого Георгия Победоносца, имевший девиз «За службу и храбрость». День учреждения ордена стал считаться праздничным Днем Георгиевских кавалеров, который должен был ежегодно отмечаться как при Высочайшем Дворе, так и «во всех тех местах, где случится кавалер большого креста».
Местом проведения главных торжественных церемоний, связанных с орденом, со времен Императрицы Екатерины II стал Зимний дворец. Заседания Думы ордена Святого Георгия собирались в Георгиевском зале. Ежегодно проходили торжественные приемы по случаю орденского праздника, для торжественных обедов использовали специальный Георгиевский фарфоровый сервиз, созданный по заказу Екатерины Великой. При Императоре Александре II в череду мероприятий, проводившихся в этот день, прочно вошел Высочайший прием Георгиевских кавалеров в императорских резиденциях. В день «осеннего Георгия» на Орденский праздник в Зимнем дворце собирались все кавалеры ордена, бывшие в столице, не исключая и нижних чинов, награжденных солдатскими крестами. Сначала служился молебен с возглашением многолетия всему Императорскому Дому и Всероссийскому воинству, а после окончания официальной части празднования в Николаевском зале Зимнего дворца начинался торжественный обед для кавалеров ордена, а на первом этаже ‒ для нижних чинов, имеющих Георгиевские кресты. Непременным атрибутом таких праздников был «сахарный св. Георгий», изображенный на всех пирогах, подававшихся за обедом. По сложившейся традиции Император обязательно посещал обед нижних чинов, выпивая с солдатами-героями традиционную чарку водки.
Во время Первой мировой войны традиция не была нарушена. Как и в довоенные годы, 26 ноября / 9 декабря 1915 года в столице Российской Империи ‒ Петрограде, в Народном доме Императора Николая II, состоялось торжество.
Как сообщали петроградские газеты, накануне торжества помещение Народного дома приняло праздничный вид: подъезды были украшены Георгиевскими крестами и звездами; залы, столовые, коридоры ‒ убраны лентами и орденами. С самого утра 26 ноября здесь стали собираться Георгиевские кавалеры, среди которых было немало раненных из лазаретов и Николаевского военного госпиталя. К 11 часам утра в Народный дом прибыли главный начальник Петроградского военного округа, начальник главного штаба, командиры отдельный частей, представители морского министерства, петроградский градоначальник, кавалеры ордена Св. Георгия, состоящие на действительной службе, в запасе и отставные офицеры, а также нижние чины гвардии, армии и флота, имеющие знаки отличия военного ордена. Среди приглашенных также были украшенные знаками отличия сестры милосердия и зауряд-чиновники военного ведомства, имеющие медаль «За храбрость» на Георгиевкой ленте.
Праздничное мероприятие началось в полдень в большом театральном зале торжественным молебном. Как отмечали газеты, «огромный зал не мог вместить всех молящихся». Помолившись о даровании побед Русскому воинству, Георгиевские кавалеры приступили к праздничному обеду.
Вот как описывал эту трапезу корреспондент газеты «Вечернее время»: «Театр, два яруса, сцена и прилегающие к ней помещения превращены в столовые. На хорах в третьем ярусе расположен оркестр, по бокам оперный хор и артисты обеих трупп в старинных русских костюмах. Между сценой и залом устроен помост, обитый красным сукном. На сцене, украшенной георгиевскими лентами, расположились исключительно дворцовые гренадеры. Попечительство приготовило обед на 16000 человек. Для части обедающих были устроены в саду парусиновые палатки. Меню обеда: мясо тушеное с брюквой, полкурицы жаренной, сладкий пирог, виноградное вино и мед. Обедом заведуют десятки барышень в малиновых кофточках с жезлами, украшенными георгиевскими лентами. По команде меняется каждое блюдо. За широкими столами собрались участники кампаний 1855, 1877, 1901, 1904 и 1914 гг. Молодежь с интересом прислушивается к рассказам престарелого ветерана севастопольской кампании. Имена Гурко, Скобелева, Черняева, Драгомирова, Мищенко, Кондратенко, Рузского, Алексеева, Брусилова слышны отовсюду. Во время обеда играли оркестры...».
После окончания праздничного обеда в большом театрально зале имени принца А.П.Ольденбургского были исполнены национальный гимн «Боже, Царя храни» и фрагменты из оперы «Тарас Бульба», а в малом зале Народного дома состоялся показ комедии А.Н.Островского «За чем пойдешь, то и найдешь». После чаепития с пирогом, герои стали расходиться.
Празднование в дни войны было значительно скромнее довоенных торжеств. Проще было меню, традиционную чарку водки заменили виноградным вином; не состоялся традиционный парад Георгиевских кавалеров, который было решено заменить разъяснительными беседами с учащейся молодежью о целях и задачах войны, не присутствовал на празднике Император Николай II, который был традиционным гостем этого торжества.
Как сообщали газеты, Верховный вождь Русской армии, сам ставший осенью 1915 года кавалером ордена Св. Георгия 4-й степени, впервые отпраздновал этот день не в столице, а в Ставке. Император Николай II писал в этот день в дневнике: «К 10 час. на площадке перед домом построились: офицеры ‒ Георгиевские кавалеры по одному от корпуса и подпрапорщики по два от каждого корпуса, новый батальон для Ставки из Георг[иевских] кав[алеров] и из раненных, взводы от Свод[ного] п[олка] и Конвоя, жандармов и полиции. После молебна и церем[ониального] марша пошел к докладу. В 12 час. начался обед всем нижним чинам в здании окруж[ного] суда, а в 12 ½ завтрак Георгиевск[им] кавалерам в городской думе. Приятно было видеть столько молодых героев вместе. В двух залах поместилось 170 чел. Поговорил с каждым».
Это был предпоследний праздник Георгиевских кавалеров в царской России. Последний раз герои Империи отмечали свой орденский праздник 26 ноября 1916 года. Разразившаяся в 1917 году революция положила конец этой славной традиции. Попытка возродить праздник была предпринята в 1918 году адмиралом А.В.Колчаком, который издал приказ не только о восстановлении дня празднования святого Великомученика и Победоносца Георгия 26 ноября, но и расширении его значения, повелев считать этот день праздником всей Русской армии, «доблестные представители которой высокими подвигами, храбростью и мужеством запечатлели свою любовь и преданность нашей Великой Родине на полях брани» и торжественно праздновать день сей ежегодно во всех воинских частях и командах. Но в государственном масштабе празднику в качестве «Дня Героев Отечества» было суждено возродиться лишь в 2007 году.
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук