Пожалуй, самыми известными художниками-баталистами начала XX века, донесшими до нас яркие образы Первой мировой войны, были Николай Семенович Самокиш и Иван Алексеевич Владимиров ‒ оба ставшие впоследствии заслуженными деятелями искусств РСФСР. Их картины и иллюстрации, посвященные военной тематике, публиковались на страницах многих отечественных и иностранных журналов. В данном небольшом очерке хотелось бы напомнить об одном из них ‒ И.А.Владимирове.
В середине ноября 1915 года в популярном журнале «Нива» был напечатан большой материал, посвященный Ивану Алексеевичу Владимирову и его творчеству. «Нынешняя Великая отечественная война снова потянула художника-баталиста к боевым линиям наших доблестных войск, ‒ говорилось в публикации. ‒ И.А. ездил осенью 1914 года на северо-западный фронт и весной 1915 года в юго-западный район, где побывал в Галиции и на западном фронте. В результате И.А. привез массу батального материала (картин, акварелей, набросков и проч.), значительная часть которого помещена на страницах "Нивы". Вскоре после возвращения И.А. устроил свою отдельную выставку, состоявшую из 125 номеров. Выставка была открыта с 23-го августа по 20-е сентября с.г. в большой зале Императорского Общества поощрения художеств в Петрограде, и пользовалась большим успехом». Как отмечалось далее, рисунки и картины талантливого баталиста-иллюстратора, «приобретшего имя не только у нас, в России, но и на Западе, особенно в Англии, ‒ этой первой стране художников-иллюстраторов», можно встретить «почти в каждом номере лондонского "Graphic", ‒ этого первого в мире художественного еженедельного журнала, ‒ знаменитого французского "Illustration" и целого ряда американских журналов».
Иван Алексеевич Владимиров родился 29 декабря 1869 года в Вильне. Отец его происходил из духовного звания, а матерью была известная английская акварелистка Е.Вакгорн, от которой, видимо, ему и передался художественный талант. Увлеченный путешествиями, Иван в 12 лет убежал из дома, добрался через Вильно в Либаву, а оттуда в Англию, где, разыскав своего дядю Вакгорна, владевшего пароходом, проплавал с ним более полугода. Вернувшись на родину, юноша по целым месяцам жил в лесных дебрях Полесья, питаясь дичью и рыбой, и только с шестнадцати лет он стал регулярно посещать классы Виленской рисовальной школы. Помимо живописи Владимирова влекло военное дело, поэтому дальнейшее свое образование он продолжил в Санкт-Петербургском юнкерском училище, которое окончил по первому разряду, но по болезни был вынужден оставить службу. Получив дальнейшее образование в Академии художеств, где его учителями были такие прославленные художники-баталисты как Б.П.Виллевальде, А.Д.Кившенко и Ф.А.Рубо, Владимиров всецело посвятил себя живописи. Ежегодно проводя лето на Кавказе, в горных аулах, Владимиров привозил оттуда материал для своих картин «Поражение кабардинцев на р.Малке», «Рукопашный бой в турецком редуте» и других, удостоенных серебряных наград.
Вместе с тем, как отмечала «Нива», «страсть к путешествиям не оставляла молодого художника»: «В дни своей юности он десятки раз быль в страшной опасности, но счастливые случайности спасали его от гибели. В первые годы академической житии И.А. стрелялся на дуэли со своим сверстником молодым медиком В.В.Муромцевым и ранил его в ногу. На Кавказе он встретился и поссорился с юным туземным князем Озуроковым, с которым стрелялся через бильярд и поранил своего противника в правое плечо. На Военно-Осетинской дороге на И.А. напали туземцы и изранили его кинжалами в голову и руку, но художник успел выхватить револьвер, ранить обоих злоумышленников и благополучно добраться до казачьего поста».
С началом Русско-японской войны Владимиров отправился на Дальний Восток в качестве художественного корреспондента. Неустанно работая вблизи боевой линии, он присутствовал в боях при Шахэ, у Путиловской сопки и др. Результатом его поездки была целая серия картин и этюдов, удостоенных различных наград и премий на художественных выставках. Затем последовало участие в Балканских войнах и Первой мировой, также нашедших яркое отражение в работах художника. В 1917-1918 гг. Владимиров работал в Петроградской милиции, сделав цикл зарисовок событий этого периода. Оставшись в Советской России Иван Алексеевич стал членом Ленинградского союза художников, писал картины на историко-революционные и батальные темы. Во время Великой Отечественной войны, художник жил в блокадном Ленинграде, где готовил плакаты, выполнял эскизы, писал батальные картины («Бой за Тихвин», «Бой на улицах Берлина»). В 1946 году Владимиров был удостоен почетного звания Заслуженного деятеля искусств РФ и награжден орденом Трудового Красного Знамени. Скончался замечательный русский художник-баталист 14 декабря 1947 года.
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук