В серии очерков, посвященных забытым героям Первой мировой войны, мы уже не раз писали о женщинах и девушках, отличившихся не только в деле оказания помощи раненным воинам, но и на самых неожиданных поприщах: в авиации, автомобильных войсках, кавалерии, пехоте, разведке, удостоенных за это высоких боевых наград, а иногда и офицерских чинов. Об одной из таких забытых в современной России героинь Империи и пойдет речь в настоящей заметке.
Ровно 100 лет назад в журнале для младшего командного состава Русской армии «Унтер-офицер» была опубликована заметка «Девушка-стрелок», в которой сообщалось о первой женщине ‒ латышском стрелке. «Среди раненных латышксих стрелков во 2-й рижской городской больнице находится молодая девушка Лина Чанка, 22 лет, дочь хозяина усадьбы Месилер из Репенской волости (Курляндская губерния), ‒ сообщалось в журнальной заметке. ‒ Она ранена ручной гранатой в левый бок; рана не опасная. История молодой храброй девушки очень интересна».
Прежде чем перейти к истории Лины Чанка, которая, действительно, очень интересна, напомним, что формально женщины не имели права принимать участия в боях с оружием в руках, но несмотря на это, с самого начала формирования латышских батальонов в 1915 году, многие девушки выражали желание попасть на фронт. Как отмечала тогдашняя пресса, «если бы это право было, то латышские батальоны частично состояли бы из латвийских женщин. Это подтверждает, что латышки ничуть не менее патриотичны и мужественны, чем сыны и мужи Латвии». Таковой была и Лина. Взяв паспорт умершего брата и попросив знакомого парня пройти за нее медкомиссию, она была зачислена в 3-й Курземский батальон латышских стрелков.
«Мысль о поступлении в латышский батальон овладела ею еще при возникновении идеи об организации батальонов, ‒ сообщал «Унтер-офицер». ‒ Зная, однако, что родители не согласятся на такой шаг, она заявила им, что отправляется в качестве сестры милосердия, на что родители дали свое согласие. Таким образом, было сделано самое главное. Уезжая в Ригу, девушка захватила с собой паспорт умершего брата, под именем которого и поступила в батальон. Стрелки открыли, что она женщина, и, заподозрив в ней шпионку, сообщили по начальству. Здесь она рассказала все и стала настойчиво просить оставить ее батальоне. Просьба ее была исполнена. Чанка вместе с другими стрелками прошла школу учения военному делу и 21 октября вместе с батальоном получила боевое крещение. К несчастью, она была ранена немецкой ручной гранатой в самом начале боя и отправлена на перевязочный пункт. Это обстоятельство вызвало у девушки крайне досадное чувство. Она рвалась вновь в бой. Почувствовав облегчение после перевязки, она тайно уехала с пункта и вернулась на поле битвы, где провела еще около 3 часов. Наконец, силы ее оставили, и другие стрелки, видя страдания раненной девушки, поспешили отправить ее в лазарет. Теперь Ч. ждет своего выздоровления, чтобы отправиться опять на позиции».
Рассказывали, что на решение военного начальства оставить девушку в строю повлияла ее пламенная речь, в которой были и такие слова: «У меня был единственный брат, который уже умер; нас осталось шесть сестер, и я, самая младшая из нас, решила отправиться на отечественную войну, поскольку иначе от нашей семьи не будет ни одного воина». В итоге девушка так и осталась в стрелковом батальоне, продолжив службу под мужским именем Яниса Бертулисовича Чанки.
Но на этом подвиги девушки-стрелка не закончились. 22-летняя Лина Чанка-Фрейденфелде, более известная под псевдонимом Янис, продолжила свой боевой путь, не раз отличившись на полях сражений. По свидетельствам современников, Лина проявляла в сражения исключительную храбрость, дважды была ранена, принимала участие во всех боях на Искульском плацдарме или, как его иначе называют, «острове Смерти» ‒ участке фронта, который ценой высоких потерь удерживали латышские стрелки; получила легкое отравление газами в рождественских боях у Пулеметной горки. За свои подвиги к 1917 году Лина была награждена двумя Георгиевскими крестами (4-й и 3-й степеней) и Георгиевской медалью ‒ случай для женщины-военнослужащей крайне редкий.
После революции, повлекшей за собой распад Российской Империи, младший унтер-офицер Лина Чанка добровольно вступила в 1919 году в армию новообразованной Латвийской республики, продолжив службу в 5-м Цесиском пехотном полку. За службу в латвийской армии она была награждена Военным орденом Лачплесиса 3-й степени (1921) ‒ став первой из трех женщин, кто был удостоен этой наградой, ‒ и орденом Трех звезд 4-й степени (1927).
Подробности о дальнейшей жизни этой российской и латышской героини крайне скудны. Известно лишь, что после присоединения Латвии к СССР она осталась на родине, после окончания Второй мировой войны ее ферма была конфискована, а сама она ‒ репрессирована советской властью. Скончалась Лина Чанка-Фрейденфелде в пансионате Регес 9 июня 1989 года в возрасте 95 лет.
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук