Ровно 100 лет назад, 22 мая / 4 июня 1915 года от торпеды, пущенной немецкой подводной лодкой U-26 погиб русский минный заградитель «Енисей». Вместе с кораблем на дно ушла и почти вся его команда ‒ из более чем 300 членов экипажа спастись удалось лишь 30-ти.
Построенный на Балтийском заводе минный заградитель «Енисей» вступил в строй в 1909 году. В 1914 году, за несколько часов до начала войны, по приказу командующего Балтийским флотом адмирала Н.А. фон Эссена, в течение четырех с половиной часов минные заградители «Ладога», «Нарова», «Амур» и «Енисей», под прикрытием главных сил флота, поставили 2129 мин, чем обезопасили Финский залив от возможного вторжения германских кораблей. «Енисей» и в дальнейшим принимал активное участие в минировании вод. 2 декабря 1914 года он за 45 минут выставил 240 мин перед Данцигской бухтой, на которых вскоре погиб немецкий пароход, а в начале 1915 года заградитель ставил мины в районе Даго.
22 мая 1915 года «Енисей» вышел из Ревеля в Моонзунд на очередную постановку мин. Этот переход по опасному маршруту тихоходный корабль совершал совершенно один, без кораблей охранения. В 10 милях от острова Оденсхольм «Енисей», шедший со скоростью 12 узлов, с расстояния в 600 метров был торпедирован германской подводной лодкой «U-26», той самой, что 28 сентября / 11 октября 1914 года потопила русский крейсер «Паллада». Взрыв произошел в районе правого трапа, против коридора гребного вала. На палубу падали поднятые взрывной волной обломки, рухнула фор-стеньга, сила взрыва была такова, что находившегося в носовом отсеке матроса сбило с ног вышибленной крышкой иллюминатора. Буквально через пять-семь минут после взрыва корабль уже стоял почти вертикально носом вверх...
Один из спасшихся матросов так рассказывал корреспонденту «Нивы» подробности этой трагедии: «В 5 часов утра ветер свежел. Мы шли полным ходом выполнять задачу. Солнце уже встало. Вокруг, кроме редких белых гребешков волн, ничего не было видно, ни одного дымка. Полоска берега терялась постепенно вдали. Шли по открытому морю. В бурный день трудно заметить перископ подводной лодки. Наши зорко следили за морской поверхностью. Немцы, видно, уже поджидали нас. В 10 часов утра один из дозорных заметил мину. Она шла прямо по направлению к судну. Закричал: "Мина идет!", но было уже поздно. Раздался толчок, взрыв, с кормы полетели обломки. Попадали люди. От взрыва рухнула задняя мачта и разрушила при падении беспроволочный телеграф и электрические провода во внутренних помещениях. Сразу погасло электричество. Сообщить о катастрофе мы не имели никакой возможности. Вблизи нас никого не было. Бросились первым делом подводить заплату под пробоину. Никто не растерялся. Наш командир отдавал приказания спокойно до последнего момента. Транспорт сразу дал крен на правый борт и стал почти вертикально. Ясно было, что спасти судно не было никакой возможности. Скомандовали, чтобы спасался, кто как может. Транспорт через две минуты уже стал погружаться. С громким "ура", перекрестившись, стали бросаться в воду. Успели спустить несколько шлюпок, но их захлестывало сильной волной. Из нижних помещений выбегали на палубу, кто мог. Прошло еще две-три минуты, и транспорт стал подыматься носом кверху. Я сбросил скорей сапоги, мешавшие мне, схватил свою койку-матрац, сделанный из толстой пробки, бросил ее в воду и, изловчившись прыгнул сам. В первый момент словно ошпарило холодной водой, даже сердце защемило. Я скорее, несколькими взмахами рук, подплыл к матрацу, и мне удалось обмотать его вокруг груди и живота. Плыть стало легче. Первой заботой было отплыть подальше от судна, чтобы не затянуло в водоворот. Отплыв сажень на пять, я оглянулся. На судне никого не было. Нос "Енисея" подался вертикально кверху и почти моментально исчез под водой. На месте транспорта забурлил сильный водоворот. В эту минуту из бушующего моря понеслось громкое "ура"».
Старший офицер эсминца «Новик» Г.К.Граф вспоминал: «На пути в Куйваст мы приняли печальное радио о том, что заградитель "Енисей" (...) был потоплен неприятельской подлодкой. Потом стало известно, что его гибель произошла в течение 10 минут, и так как поблизости в этот момент никого не было, а вода была еще очень холодная (+8 С° ‒ А.И.), то спаслось всего 19 матросов (на самом деле ‒ 29. ‒ А.И.), а из офицеров ‒ один лишь старший механик. Кроме того, позднее рыбаки подобрали еще одного матроса; все же остальные в количестве более 200 человек ‒ погибли. По рассказам очевидцев, когда "Енисей" погружался в воду, все погибавшие пели гимн, а командир капитан 1 ранга Прохоров стоял на мостике, отказавшись принять какие-либо меры к своему спасению... Это был его последний поход на "Енисее", так как он уже был назначен командиром одного из крейсеров и остался на заградителе только потому, что не успел еще окончательно его сдать».
О героизме капитана «Енисея» Константина Прохорова и других офицеров корабля позже рассказали спасшиеся матросы. «По единогласному показанию спасшихся командир, капитан 1-го ранга Прохоров, проявил исключительное хладнокровие и своими умелыми распоряжениями достиг того, что при катастрофе не только не было паники, но даже и не малейшего замешательства, ‒ отмечалось в заметке, опубликованной журналом "Унтер-офицер". ‒ Имея полную возможность лично спасаться, герой-командир предпочел разделить участь своего корабля и погиб вместе с ним, до последнего момента оставаясь на мостике, озабоченный только тем, чтобы обеспечить возможность спастись как можно большему числу своих подчиненных».
По показаниям нижних чинов, которые находились на мостике возле командира, последний все время приободрял команду и сохранял порядок при оставлении судна людьми: «Зная, что он лично останется и неминуемо погибнет, капитан 1-го ранга Прохоров, тем не менее, все время имел спокойный, бодрый и даже веселый вид, ‒ рассказывали спасенные матросы. ‒ Бывший при по обязанностям службы при командире мичман Вольбек не покинул его и добровольно погиб вместе со своим начальником. Когда рулевой Мылов подбежал и предложил для спасения буек лейтенанту Матусевичу, то последний, занятый спусканием шлюпок, сказал ему: "Спасибо, братец, возьми сам буек и спасайся". После этого он до конца оставался на мостике, исполняя свое дело, и только когда на мостике стоять уже было нельзя, упал в воду и погиб. Все остальные офицеры, насколько могли, были заняты спасением людей и, очутившись в воде, ободряли их, пока будучи контужены или ранены, не пошли ко дну. Мичман Печаткин за несколько минут до того, что, обессилив, утонул, кричал плававшей рядом с ним команде: "Не падай духом, ребята, наш 'Окунь' (русская подводная лодка, в ночь на 22 мая 1915 года обстрелявшая отряд из трех немецких крейсеров и миноносцев охранения, в результате чего вражеские корабли вынуждены были отказаться от прорыва в Рижский залив ‒ А.И.) отомстит за нас!". Инженер-механик, капитан 2-го ранга Сачковский, держась в воде рядом с судовым врачом и лейтенантом Унтербергером, раненным и окровавленным, до самого того момента, когда оба они, выбившись из сил, пошли ко дну, старался подбодрить нижних чинов. Команда, сильная духом и вдохновленная примером своих начальников, проявила полное спокойствие, мужество и образцовую дисциплину. Тонувшие, окоченевшие в ледяной воде, люди перед лицом смерти нашли в себе силы прокричать "ура!" в честь своего корабля в то мгновение, когда последний скрывался под поверхностью воды».
Как вспоминал один из спасшихся матросов, членов экипажа, державшихся на воде, стало затягивать в водоворот, воронка которого становилась все шире и шире: «То там, то здесь среди волн мелькали головы наших матросов, еще державшихся на воде. Рассчитывать на помощь было неоткуда. Мы приготовились к смерти. Большинство держалось совершенно спокойно, переговаривались, пели песни. Сбоку от меня перевернулся полузалитый водой баркас с несколькими матросами. Они пошли ко дну, лодка поплыла килем кверху. К ней подплыли два матроса и уцепились. Так мы продержались более часа на воде. Некоторые приуныли, крестились, держались из последних сил. Невдалеке от меня за буек держался молодой офицер-мичман. Он вел себя геройски до последней минуты. Заметив, что команда приуныла, собрал последние силы и крикнул: "Братцы, бодритесь, не унывать! Наши победили, потопили германский броненосец. Слышите "ура"? Опять разнеслось "ура" над водой, но уже слабеющие. (...) Ни одной жалобы ни одного малодушного стона не слышал я».
Спасение трех десятков моряков произошло благодаря тому, что гибель «Енисея» была замечена с пограничного поста Ристи. До места катастрофы они добрались примерно через час, когда большая часть команды уже утонула. Еще позже, в 11 ч. 40 мин., подошли спасательные суда «Эрви», «Карин» и «Либава». Всем вместе удалось спасти лишь инженер-механика капитана 2-го ранга Николая Осиповича Сачковского, 29 матросов и поднять 11 тел погибших.
«Нельзя не признать, что "Енисей" погиб очень красиво, и честь и слава его командиру, офицерам и команде, но зачем же он шел днем совершенно один, без конвоира? ‒ задавался резонным вопросом Г.К.Граф. ‒ Ведь было известно, что неприятельские подлодки свободно проникают в Финский залив и поэтому большим тихоходным судам рискованно идти одним. Следовательно, его гибель есть чей-то непростительный недосмотр, из-за которого совершенно зря утрачено столько жизней».
Имена погибших офицеров-героев история для нас сохранила, часть из них была выбита на мраморных досках Морского Никольского собора в Кронштадте: капитан 1 ранга Константин Викторович Прохоров, старший лейтенант Александр Александрович Колчак, мичман Георгий Константинович Тимашев, лейтенант Георгий Павлович Унтербергер, старший лейтенант барон Александр Александрович Фиркс, лейтенант Павел Николаевич Матусевич, мичман Степан Иосифович Вольбек, мичман Сергей Владимирович Печаткин, судовой врач Александр Александрович Тетьев и 289 нижних чина.
В приказе по флоту и Морскому ведомству от июля 14 дня 1915 года, подписанном морским министром И.К.Григоровичем, были такие слова: «На всеподаннейшем моем докладе Государю Императору о выдающемся по доблести и самоотвержению, поведения личного состава заградителя "Енисей", выказанном при гибели упомянутого корабля, Его Императорскому Величеству благоугодно было начертать высокомилостивые слова: "Прочел с чувством гордости и умиления. Вечная слава геройски погибшим". Вместе с сим, в воспоминание славного подвига команды погибшего заградителя "Енисей", Государь Император Высочайше повелеть соизволил: сохранить спасенным с заградителя "Енисей" нижним чинам ношение на фуражках ленточек с надписью "Енисей" на все время нахождения на военной службе впредь до повышения их в те звания, для коих установлено ношение фуражек с козырьком».
В заключение стоит сказать несколько слов о судьбе германской подводной лодки U-26, потопившей «Палладу» и «Енисей». Немецкая субмарина, под командованием капитан-лейтенанта Эгевольфа фон Беркхайма, отправив на дно еще три торговых парохода, в августе 1915 года не вернулась из очередного похода. Вероятно, подводная лодка подорвалась на минах у берегов Финляндии. Тех самых минах, которые устанавливал «Енисей» и другие русские минные заградители годом ранее. Весь экипаж U-26, включая командира, погиб.
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук
1. Re: «Все погибавшие пели гимн»